Управление доходной частью государственного бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.

8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.

21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23

23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.

28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.

30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.

30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.

42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.

62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.

70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

- оказание услуг  по страхованию, сострахованию и  перестрахованию;

- выполнение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов и централизованных фондов.

Перечисленные операции не подлежат налогообложению либо при условии включения их в соответствующие перечни, либо при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий. Таким образом,  государство стимулирует социально значимые товары, работы и услуги.

          Таким образом, налог на добавленную стоимость является важнейшим налоговым источником доходов федерального бюджета и составляет более 30% всех налоговых доходов. Его величина тесно коррелирует с темпами инфляции и даже в условиях инфляционной экономики он является стабильным и сравнительно легко планируемым источником доходов. При этом НДС обладает признаками нейтральности по отношению к экономическому росту как на макро-, так и на микро- уровне в силу переложения этого налога на конечного потребителя. Однако высокие ставки НДС снижают платежеспособный спрос на товары неэластичной группы, способствуют усилению инфляции и отрицательно влияют в этом случае на экономический рост. При дальнейшем углублении налоговой реформы планируется снижение ставки НДС до 17-18%.

 

2.2.4.2. Акцизы.

 

Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются  товары массового спроса. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. 

С 2003 года в акцизном налогообложении произошли важные изменения, направленные на обеспечение стабильного увеличения сумм этого налога, зачисляемых в федеральный и региональный бюджеты. Это  изменения коснулись акцизного налогообложения нефтепродуктов: расширился перечень подакцизных товаров за счет включения в него прямогонного бензина; на 45% повысилась ставка налога; изменился порядок уплаты, предусматривающий в настоящее время начисление акциза на каждом этапе продажи топлива, а уплата лишь на последнем — на автозаправочной станции (АЗС). Изменения в налогообложении акцизами нефтепродуктов направлены на повышение уровня их собираемости, а также заинтересованности региональных органов власти в контроле за объемами нефтепродуктов, реализуемых через АЗС, учитывая, что в территориальные дорожные фонды теперь будет направляться большая часть таких акцизов. В 2003 году данный акциз пополам распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а с 2004 года  предполагалось  полностью передать акциз на нефтепродукты в региональные бюджеты в целях компенсации потерь этих бюджетов из-за отмены с продаж.

Налогоплательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Подакцизными товарами признаются спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Подакцизным минеральным сырьем признается природный газ. Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ нефть и стабильный газовый конденсат исключены из состава подакцизного минерального сырья и операции по их реализации акцизами не облагаются.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

-  реализация  на территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров;

- использование  нефтепродуктов для собственных  нужд соответствующими категориями налогоплательщиков;

- реализация  организациями с акцизных складов  алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков-производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций;

- различные виды  передачи на территории РФ  лицом произведенных им подакцизных товаров и нефтепродуктов;

- ввоз подакцизных  товаров на таможенную территорию РФ;

- различные виды  передачи добытого (произведенного) природного газа, в том числе на экспорт.

 Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных налоговых ставок определяется:

- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

-  как стоимость  реализованных (переданных) подакцизных  товаров, исчисленная на основе цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК, без учета акциза, НДС и налога с продаж — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

 Сумма акциза по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, а в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки — как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. 

 Таким образом, акцизы, являясь одним из древнейших налогов, переживают «вторую молодость», по крайней мере, в России, составляя в доходах федерального бюджета порядка 13%, а в консолидированном — 10%.  Научно-технический прогресс расширил традиционный перечень товаров массового спроса, добавив к таким исторически подакцизным товарам, как алкогольная продукция, пиво, табачные и ювелирные изделия, еще автомобили, мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла.

 

2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.

 

Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета. В мировой практике доля поступлений от налога на прибыль в доходах бюджетов невелика (в США — 8—10%, в Германии - около 5%), и наблюдается тенденция к снижению ее удельного веса, так как акцент в системах налогообложения западных государств делается на подоходное налогообложение физических лиц. 

 С 1 января 2002 года согласно главы 25 НК РФ введен новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Следует отметить, что для целей налогообложения прибыли на предприятиях организуется налоговый учет в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, которые во многом отличаются от требований положений по бухгалтерскому учету и методологически недостаточно обоснованы. К доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Ряд доходов не учитывается для определения налоговой базы (имущество, полученное бюджетным учреждениям по решению органов исполнительной власти всех уровней, полученное организациями в рамках целевого финансирования).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают расходы:

- связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) реализацией товаров (работ, 
услуг, имущественных прав);

- на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их 
в исправном состоянии;

- на освоение природных ресурсов;

- на НИОКР;

          - на обязательное и добровольное  страхование;

- прочие, связанные  с производством и реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации. Амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, и для целей налогообложения прибыли амортизации начисляется линейным или нелинейным методами с возможностью использования в определенных случаях ускоренной амортизации. Более десяти видов расходов регулируются для целей налогообложения: командировки, представительские расходы, реклама, добровольное страхование, хотя изменяются по сравнению с ранее действовавшими подходы к их определению и предельные размеры.

 Налоговая база — это денежное выражение прибыли. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игровому бизнесу. Имеются особенности в исчислении налоговой базы у банков, страховщиков, профессиональных участников ранка ценных бумаг, по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

  Налогоплательщики  независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей подают налоговые декларации по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения. Налоговые декларации упрощенной формы подаются по итогам отчетного периода и некоммерческими организациями по итогам налогового периода.

 Налог на прибыль в доходах консолидированного бюджета занимает второе место после НДС. Мировая тенденция — постепенное снижение доли этого налога в доходных источниках бюджетов — связана, прежде всего, с объективным фактором: отрицательным воздействием на экономический рост налогового изъятия прибыли, что негативно влияет на инвестиционную активность частного сектора экономики.    Отменены льготы и для вновь создаваемых малых предприятий, а также ранее предоставляемые амортизационные льготы для всех малых предприятий, являющихся плательщиками налога  на прибыль. Малые предприятия лишились существенного для них преимущества не выплачивать авансовые платежи.

 

2.2.4.4. Налог на  доходы физических лиц.

 

Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой — на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. В России порядок исчисления и уплаты налогов с граждан неоднократно изменялся. Центральное место в системе налогообложений физических лиц занимает налог на доходы физических лиц, которому принадлежит значительный удельный вес в доходах бюджетов субъектов РФ (например, в бюджете Санкт-Петербурга его доля составляет около 1/6).

  Подоходный налог с физических лиц был универсальным, так как по итогам года большинство граждан обязаны были предоставлять соответствующие налоговые декларации. Прогрессивная шкала по подоходному налогу с физических лиц неоднократно менялась, в частности в 2000 году она была установлена от 12 до 30%.

Глава 23 НК РФ ввела с 1 января 2001 года принципиально новый порядок налогообложения доходов физических лиц, революционно меняющих как его условия взимания, так и ставки. Прогрессивная шкала отменена, вместо нее для доходов, получаемых гражданами, введена единая ставка 13%.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Доходы подразделяются на доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

- от источников  в РФ и (или) от источников за  пределами РФ — 
для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

- от источников  в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В налоговой базе учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких Доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговые вычеты не применяются. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

Социальная направленность налога подтверждается тем, что не подлежат налогообложению определенные виды доходов физических лиц, в частности:

- государственные  пособия, государственные пенсии, компенсационные выплаты, устанавливаемые действующим законодательством;

- суммы единовременной  материальной помощи, оказываемой  при 
различных чрезвычайных обстоятельствах;

- суммы, уплаченные  работодателям за счет средств, оставшихся в их  распоряжении  после уплаты налога на прибыль  организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, 
родителей и детей;

Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России