Уровень жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
детально изучить понятие уровень жизни;
выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни;
определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни;
изучить мировые проблемы уровня жизни;
проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие;
ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели уровня жизни 8

1.3 Уровень и качество жизни 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 184.54 Кб (Скачать файл)

На втором месте в структуре  доходов домохозяйств стоят социальные трансферты, львиную долю которых  составляют пенсии, являющиеся для  их получателей зачастую единым источником дохода. На начало 2004 г. в стране насчитывалось 2559 тыс. пенсионеров. Несмотря на то, что  с 1997 г. наблюдается рост реальных пенсий, их средний размер с учетом компенсационных выплат в первом полугодии 2004 г. составил лишь 134,4 тыс. р., что на 20 % ниже минимального потребительского бюджета.

Наименьший удельный вес  среди источников доходов населения  занимают доходы от собственности — 1,6 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.

Одной из проблем сопоставления  доходов населения является их индексация в связи с инфляцией.

Индексация —  это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде. Индексация может быть ретроспективной (обращенной к прошлому), когда возмещаются потери, связанные с ростом цен в предыдущих периодах, и ожидаемой, когда покрываются потери в связи с будущим ростом цен, если он предусмотрен решениями соответствующих органов.

Индексация осуществляется двумя способами:

1) путем увеличения доходов  на определенный процент через  определенное время (один раз в год или в квартал);

2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» при определении потерь доходов, вызванных ростом цен, они возмещаются не полностью, а частично, а индексация дифференцируется в зависимости от величины получаемого дохода. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации.

Индексации подлежат доходы населения из госбюджета — пенсии, стипендии, заработная плата и другие виды социальных выплат, за исключением единовременных. Выплаты по индексации осуществляются, как правило, за счет государственного и местного бюджетов, а для лиц, работающих на коммерческих предприятиях, за счет средств предприятий. Денежные доходы населения от собственности не компенсируются, поскольку они формируются в условиях свободного ценообразования и не требуют дополнительной  защиты. Помимо текущих денежных доходов населения индексации подлежат и накопления граждан в основном путем изменения процентных ставок по вкладам в установленном порядке.

Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, а компенсация носит дифференцированный характер. В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной систематической поддержки населения.

Динамика и  структура расходов населения Республики Беларусь

Важнейшим показателем, характеризующим  уровень и качество жизни населения, является потребление благ и услуг. Его молено рассматривать в двух аспектах — как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии. Следует обратить внимание на тот факт, что одинаковый уровень жизни может быть достигнут при разных вариантах личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории.

Одним из них является динамика потребительских расходов населения страны. Динамика расходной части Баланса расходов и доходов населения показывает, что в 1990—2005 гг. расходы на покупки товаров и оплату услуг составили львиную долю всех расходов жителей Беларуси. Более чем в 2,5 раза выросла доля расходов по статье «накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты и др.». Это обусловлено многими факторами, в том числе ростом реальных доходов населения, замедлением темпов инфляции, проводимой Национальным банком процентной политикой, в результате чего удалось обеспечить положительные значения реальных процентных ставок. Удельный вес статьи «оплата обязательных платежей и добровольных взносов», которая включает налоги, взносы в различные организации, кредитные платежи и приобретение лотерейных билетов, несмотря на незначительные колебания, не претерпела существенных изменений и в 2004 г. составила 9,6 % от всех расходов населения.

За последние годы произошли  изменения в структуре каждой составляющей расходов населения. Существенно увеличились расходы на продукты питания: если в конце 1980 — начале 1990-х гг. их доля не превышала 25—30 %, то к 1995 г. она возросла до 61,6 %, а теперь составляет 47,9 % от всех расходов населения. Между тем высокая доля расходов на питание обычно связана с низким уровнем жизни. В развитых странах она, как правило, не превышает 15—25 %, в развивающихся составляет 25—50 %, в слаборазвитых — более 50 %. Так, население Англии тратит на питание 14,05 %, США — 17 % от всех своих расходов.

Доля расходов на питание  существенно различается в разрезе  социально-демографических групп  домохозяйств. Чем беднее домашнее хозяйство, тем относительно больше средств оно затрачивает на покупку  продуктов питания. Так, если в первой децильной группе с наименьшими располагаемыми ресурсами такие расходы составили в 2001 г. 60,7 %, то в десятой — 48,4 %, или почти на 12,3 % меньше.

Существенно (почти в 2 раза) увеличились расходы населения на транспорт и связь, что связано с повышением тарифов на данные виды услуг. Четко проявляется тенденция роста доли расходов населения, предназначенных для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Если в 1995 г. они составляли 4,7 % от всех расходов потребителей, то в 2005 г. — уже 11,1 %, или в 2,4 раза больше. Характерны колебания доли данных расходов по децильным группам. Если в расходах первой децильной группы в 2001 г. затраты на услуги ЖКХ составляли 8,3 %, то у десятой — лишь 3,4 %, что подтверждает «эмпирический» закон потребления Швабе: чем беднее семья, тем большая доля расходов приходится на жилище.

Важной и достаточно весомой  статьей расходов домохозяйств являются расходы на непродовольственные товары: одежду, обувь, ткани.

Более подробное изучение структуры питания населения  основано на расчете их среднедушевого потребления. Оно, как правило, осуществляется в натуральных или условно-натуральных единицах. Условно-натуральные единицы потребления получают, если фактически однородные, но разнокачественные продукты пересчитывают в один его вид. Пересчет осуществляется с помощью коэффициентов. Так, при пересчете разных молочных продуктов на молоко применяются следующие коэффициенты: масло животное — 23,3; сметана — 8,5; творог — 4,6; сухое молоко — 7,6. Коэффициенты применяются также при пересчете мясопродуктов на мясо и хлебобулочных изделий — на муку. Для расчета душевого потребления сначала находят общее количество продукта за год как сумму запасов на начало года, объема производства, размера импорта продукции, поступления из государственного резерва. Затем вычитают продукцию, используемую на технические цели, экспорт, государственный резерв, увеличение запасов торговли и промышленности. Полученный таким образом фонд потребления делят на среднегодовую численность населения республики, в результате чего получается среднедушевое потребление продуктов питания.

Несмотря на то, что население  расходует большую часть своих  доходов на питание, в республике наблюдается уменьшение среднедушевого потребления отдельных продовольственных товаров и ухудшается его структура.

Физический объем потребления  продовольственных товаров в расчете на человека за 1990—2005 гг. снизился почти по всем позициям. Вместе с тем можно отметить как положительную тенденцию рост потребления растительного масла, овощей и бахчевых.

Среднедушевое потребление  продуктов питания значительно различается по доходным группам. Население с более высокими доходами потребляет мяса — в 4 раза, молока — в 2,3, рыбы — в 3,6 раза больше в расчете на 1 человека, чем с низкими. В результате энергетическая ценность рациона богатых составляет 3901 ккал, что более чем в 2 раза выше калорийности питания 10 % беднейшего населения Беларуси. В среднем же рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать оптимальным потребление 3000 ккал в сутки на человека, а критической считается средняя калорийность пищи, равная 2000 ккал.

Нормативная калорийность питания  меняется по группам населения. Так, если для мужчин в возрасте 18—29 лет, занятых умственным трудом, норма составляет 2800 ккал в сутки, то для занятых особо тяжелым физическим трудом — 4300 ккал. Для женщин потребность в калориях по нормам в среднем на 15 % меньше, чем для мужчин. Для людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калориях ниже среднего уровня на 25—30 %.

Однако показатели объема потребления продуктов питания и их калорийности не в полной мере отражают качество питания. Для того чтобы понять, насколько уровень потребления соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендаций ученых о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять около 105—115 кг в год в расчете на человека, овощей — 140 кг, фруктов — 70—80 кг, мяса — 70 кг в год. Сравнение фактического потребления продуктов питания с рациональными нормами потребления позволяет сделать вывод о том, что структура питания среднестатистического белоруса не обеспечивает оптимальных пропорций в составе питательных веществ [8, с.15].

Потребление таких важных для организма поставщиков минералов  и витаминов, как овощи и бахчевые, составило в 2005 г. около четверти от рекомендуемых Минздравом норм, зато в избытке, по сравнению с рациональными нормами, белорусы употребляют в пищу хлеб и картофель. В целом же средняя степень удовлетворения потребностей в продуктах питания составляет 86,7 % от нормы.

Уровень жизни зависит  от удовлетворения потребностей населения  в непродовольственных товарах и товарах длительного пользования, которые, как правило, определяются в расчете на 100 семей или 1000 человек, а также процентом обеспеченности. Согласно исследованиям В.В. Морозовой по некоторым товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения степень удовлетворения потребности находится в пределах 50—60 %, а по товарам легкой промышленности 10—20 %.

Во всем комплексе потребностей населения, характеризующих его уровень жизни, значительное место занимает потребность в жилье. За период 1990—2003 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность жилья и комфорт быта. За 1995—2003 гг. в 1,7 раза увеличилось количество телефонных линий на 100 000 человек, в 221 раз — количество мобильных телефонов и более чем в 5 тысяч раз — число пользователей сетью Интернет [2, с.109].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пути и проблемы  повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 

Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).

Для реализации социальной политики государством разрабатываются  различные социально-экономические  программы. В данное время в Республике Беларусь являются основными: 

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года
  • Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧЭС на 2006-2010 годы
  • Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы
  • Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

 

 

Кроме того создано множество  целевых программ, таких как: Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.

Как все эти программы, так и социальная политика в общем  разрабатываются для того, чтобы каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.

Информация о работе Уровень жизни в Республике Беларусь