Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
детально изучить понятие уровень жизни;
выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни;
определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни;
изучить мировые проблемы уровня жизни;
проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие;
ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
На втором месте в структуре доходов домохозяйств стоят социальные трансферты, львиную долю которых составляют пенсии, являющиеся для их получателей зачастую единым источником дохода. На начало 2004 г. в стране насчитывалось 2559 тыс. пенсионеров. Несмотря на то, что с 1997 г. наблюдается рост реальных пенсий, их средний размер с учетом компенсационных выплат в первом полугодии 2004 г. составил лишь 134,4 тыс. р., что на 20 % ниже минимального потребительского бюджета.
Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности — 1,6 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.
Одной из проблем сопоставления доходов населения является их индексация в связи с инфляцией.
Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде. Индексация может быть ретроспективной (обращенной к прошлому), когда возмещаются потери, связанные с ростом цен в предыдущих периодах, и ожидаемой, когда покрываются потери в связи с будущим ростом цен, если он предусмотрен решениями соответствующих органов.
Индексация осуществляется двумя способами:
1) путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время (один раз в год или в квартал);
2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» при определении потерь доходов, вызванных ростом цен, они возмещаются не полностью, а частично, а индексация дифференцируется в зависимости от величины получаемого дохода. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации.
Индексации подлежат доходы населения из госбюджета — пенсии, стипендии, заработная плата и другие виды социальных выплат, за исключением единовременных. Выплаты по индексации осуществляются, как правило, за счет государственного и местного бюджетов, а для лиц, работающих на коммерческих предприятиях, за счет средств предприятий. Денежные доходы населения от собственности не компенсируются, поскольку они формируются в условиях свободного ценообразования и не требуют дополнительной защиты. Помимо текущих денежных доходов населения индексации подлежат и накопления граждан в основном путем изменения процентных ставок по вкладам в установленном порядке.
Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, а компенсация носит дифференцированный характер. В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной систематической поддержки населения.
Динамика и структура расходов населения Республики Беларусь
Важнейшим показателем, характеризующим уровень и качество жизни населения, является потребление благ и услуг. Его молено рассматривать в двух аспектах — как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого потребность удовлетворяется и воспроизводится (или не воспроизводится) вновь, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и воспроизводящую личность во всем ее многообразии. Следует обратить внимание на тот факт, что одинаковый уровень жизни может быть достигнут при разных вариантах личного потребления, т.е. существует ряд наборов товаров, равнозначных с точки зрения меры удовлетворения человеческих потребностей. В связи с этим возникает проблема нахождения показателей, максимально отражающих параметры данной категории.
Одним из них является динамика потребительских расходов населения страны. Динамика расходной части Баланса расходов и доходов населения показывает, что в 1990—2005 гг. расходы на покупки товаров и оплату услуг составили львиную долю всех расходов жителей Беларуси. Более чем в 2,5 раза выросла доля расходов по статье «накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты и др.». Это обусловлено многими факторами, в том числе ростом реальных доходов населения, замедлением темпов инфляции, проводимой Национальным банком процентной политикой, в результате чего удалось обеспечить положительные значения реальных процентных ставок. Удельный вес статьи «оплата обязательных платежей и добровольных взносов», которая включает налоги, взносы в различные организации, кредитные платежи и приобретение лотерейных билетов, несмотря на незначительные колебания, не претерпела существенных изменений и в 2004 г. составила 9,6 % от всех расходов населения.
За последние годы произошли изменения в структуре каждой составляющей расходов населения. Существенно увеличились расходы на продукты питания: если в конце 1980 — начале 1990-х гг. их доля не превышала 25—30 %, то к 1995 г. она возросла до 61,6 %, а теперь составляет 47,9 % от всех расходов населения. Между тем высокая доля расходов на питание обычно связана с низким уровнем жизни. В развитых странах она, как правило, не превышает 15—25 %, в развивающихся составляет 25—50 %, в слаборазвитых — более 50 %. Так, население Англии тратит на питание 14,05 %, США — 17 % от всех своих расходов.
Доля расходов на питание
существенно различается в
Существенно (почти в 2 раза) увеличились расходы населения на транспорт и связь, что связано с повышением тарифов на данные виды услуг. Четко проявляется тенденция роста доли расходов населения, предназначенных для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Если в 1995 г. они составляли 4,7 % от всех расходов потребителей, то в 2005 г. — уже 11,1 %, или в 2,4 раза больше. Характерны колебания доли данных расходов по децильным группам. Если в расходах первой децильной группы в 2001 г. затраты на услуги ЖКХ составляли 8,3 %, то у десятой — лишь 3,4 %, что подтверждает «эмпирический» закон потребления Швабе: чем беднее семья, тем большая доля расходов приходится на жилище.
Важной и достаточно весомой статьей расходов домохозяйств являются расходы на непродовольственные товары: одежду, обувь, ткани.
Более подробное изучение
структуры питания населения
основано на расчете их среднедушевого
потребления. Оно, как правило, осуществляется
в натуральных или условно-
Несмотря на то, что население расходует большую часть своих доходов на питание, в республике наблюдается уменьшение среднедушевого потребления отдельных продовольственных товаров и ухудшается его структура.
Физический объем потребления продовольственных товаров в расчете на человека за 1990—2005 гг. снизился почти по всем позициям. Вместе с тем можно отметить как положительную тенденцию рост потребления растительного масла, овощей и бахчевых.
Среднедушевое потребление продуктов питания значительно различается по доходным группам. Население с более высокими доходами потребляет мяса — в 4 раза, молока — в 2,3, рыбы — в 3,6 раза больше в расчете на 1 человека, чем с низкими. В результате энергетическая ценность рациона богатых составляет 3901 ккал, что более чем в 2 раза выше калорийности питания 10 % беднейшего населения Беларуси. В среднем же рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать оптимальным потребление 3000 ккал в сутки на человека, а критической считается средняя калорийность пищи, равная 2000 ккал.
Нормативная калорийность питания меняется по группам населения. Так, если для мужчин в возрасте 18—29 лет, занятых умственным трудом, норма составляет 2800 ккал в сутки, то для занятых особо тяжелым физическим трудом — 4300 ккал. Для женщин потребность в калориях по нормам в среднем на 15 % меньше, чем для мужчин. Для людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калориях ниже среднего уровня на 25—30 %.
Однако показатели объема потребления продуктов питания и их калорийности не в полной мере отражают качество питания. Для того чтобы понять, насколько уровень потребления соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендаций ученых о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять около 105—115 кг в год в расчете на человека, овощей — 140 кг, фруктов — 70—80 кг, мяса — 70 кг в год. Сравнение фактического потребления продуктов питания с рациональными нормами потребления позволяет сделать вывод о том, что структура питания среднестатистического белоруса не обеспечивает оптимальных пропорций в составе питательных веществ [8, с.15].
Потребление таких важных
для организма поставщиков
Уровень жизни зависит от удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах и товарах длительного пользования, которые, как правило, определяются в расчете на 100 семей или 1000 человек, а также процентом обеспеченности. Согласно исследованиям В.В. Морозовой по некоторым товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения степень удовлетворения потребности находится в пределах 50—60 %, а по товарам легкой промышленности 10—20 %.
Во всем комплексе потребностей населения, характеризующих его уровень жизни, значительное место занимает потребность в жилье. За период 1990—2003 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9 м2 в 1990 г. Повышаются благоустроенность жилья и комфорт быта. За 1995—2003 гг. в 1,7 раза увеличилось количество телефонных линий на 100 000 человек, в 221 раз — количество мобильных телефонов и более чем в 5 тысяч раз — число пользователей сетью Интернет [2, с.109].
3.2 Пути и проблемы
повышения уровня жизни
Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).
Для реализации социальной
политики государством разрабатываются
различные социально-
Кроме того создано множество целевых программ, таких как: Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.
Как все эти программы, так и социальная политика в общем разрабатываются для того, чтобы каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.