Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа
Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.
Категории уровня и качества
жизни являются относительно новыми
в экономике. Их появление и разработка
относятся ко второй половине двадцатого
века и связаны с переходом
развитых стран к социально-
Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания условий для обеспечения стабильного уровня и качества жизни населения, а также для развития человеческого потенциала.
Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями социальной политики государства, а также развития экономической системы в целом.
Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский бюджет»).
Проблемой оценки уровня жизни
занимались советские ученые, хотя
в их исследованиях чаще встречалось
понятие «благосостояние
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни, третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной
литературе встречается более широкое
понимание этой категории, в соответствии
с которым уровень жизни
Системообразующей основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой — он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей. Из всего многообразия потребностей целесообразно выделить семейные. Они близки к личным, но круг их шире, поскольку у семьи возникают дополнительные нужды, обусловленные совместным ведением хозяйства и воспитанием детей: острее становится необходимость иметь отдельное жилье, предметы хозяйственного обихода, возникают потребности в средствах ухода за детьми. Вместе с тем общая семейная потребность может быть меньше суммы потребностей ее членов, так как ряд потребностей удовлетворяется семьей совместно.
Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности — это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности — это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами — это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.
В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс», к которому относят людей, имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и др.); высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что можно охарактеризовать как интеллектуальную собственность; доход, близкий к среднему по стране, а также занимающихся профессиональной деятельность, считающейся в обществе престижной.
Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.
Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. По методам измерения они делятся:
Показатели уровня жизни могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).
Существуют классификации показателей по отдельным признакам.
К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным — уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.
Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные — качественную сторону благосостояния населения.
Организация Объединенных Наций,
обобщая характерные черты
Основные сравнительные
социально-экономические
В большинстве стран мира
разработаны аналогичные
В Беларуси оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.
В оценке уровня жизни
ИРЧП является интегральным показателем, включающим в себя три составляющих: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный ВВП на душу населения.
Ожидаемая продолжительность жизни. Данный показатель представляет собой обобщенную характеристику уровня смертности во всех возрастах и дает ответ на вопрос, сколько лет в среднем прожил бы человек, родившийся в данном году, если бы на протяжении его жизни уровень смертности в каждом году оставался таким, как сейчас. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности населения и соответственно - расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр.
Уровень образования. Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала – основного фактора приумножения богатства общества – и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений- духовное богатство общества.
Реальный ВВП на душу населения. Благосостояние, или доходы населения, измеряется показателем ВВП на душу населения, а не показателем национального богатства. Хотя последний характеризует накопленные результаты экономической деятельности на определенный отрезок времени, он исчисляется не во всех странах, и механизм еще расчета пока не отработан. Поэтому в настоящее время в качестве компонента ИРЧП используется показатель ВВП, характеризующий лишь текущую экономическую деятельность.
Согласно «индексу», в 2011г. Беларусь занимает 65-ое место среди 187 стран мира и попадает в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Одним из критериев, используемых для оценки уровня жизни населения, является показатель бедности. Согласно концепции ООН, бедность- состояние длительного вынужденного отсутствие необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного уровня жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.