Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 345.28 Кб (Скачать файл)

Отличительными особенностями  немецкой модели являются:

  • значительный удельный вес гос. собственности;

- сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;

-   различие в уровне заработной платы является незначительным;

- решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия.

ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ или СКАНДИНАВСКАЯ (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия)

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о мало - обеспеченных слоях населения. Высокая норма  налогообложения позволяет государству  сосредоточивать в своих руках  значительные финансовые средства и  направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выровнены  текущие доходы населения. В последнее  время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная “благотворительная”  деятельность государства вносит негативные моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя  ее.

2.2 Система показателей качества жизни в современных условиях

Качество жизни характеризует уровень и условия жизни, состояние самого субъекта общественной жизни, человека. Качество жизни населения того или иного государства определяется экономическими, социальными, демографическими, экологическими, географическими, политическими и моральными факторами. К объективным факторам можно отнести: потребление продуктов питания, обеспеченность товарами и услугами, жилищные условия, уровень занятости, образования, социального обеспечения и др. Среди субъективных факторов выделяют: удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и др.

Организация экономического сотрудничества и развития, характеризуя качество жизни, выделяет восемь основных аспектов жизнедеятельности человека: здоровье, развитие через образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка товаров и услуг, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.

Качество жизни определяется также уровнем физического и психического здоровья, культурного и интеллектуального потенциала. Оно зависит от количества свободного времени, расходов на услуги, отдых, культурный досуг, туризм и путешествия. Одним из индикаторов качества жизни является благополучие семьи, в формировании которого важную роль играют психосоциальные и духовно-нравственные аспекты. Важное влияние на качество жизни оказывают уровень информированности населения и доступности информации, степень гражданских и политических свобод.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения  включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

Качество населения (блок 1) включает:

Свойства воспроизводства: рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни.

Способность образовывать семьи: брачность, разводимость.

Уровень образованности: доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения.

Уровень квалификации: доля ИТР в численности работающих, численность научных работников, количество докторов и кандидатов наук.

Уровень жизни населения (блок 2) включает:

1 ГРУППА

Состояние здоровья: физические и умственные возможности людей, длительность и тяжесть болезней.

Качество питания: состав, ценность, вкусовые качества, экологическая чистота продуктов, регулярность питания.

Состояние образования  и культуры: уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, телевидения, музеев.

Качество жилья: удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища.

Условия и характер труда: напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, соответствие личным склонностям людей, моральное удовлетворение трудом, микроклимат в коллективе.

Качество проведения свободного времени и условия  отдыха: разнообразие занятий, характер просмотра телепередач, время на самообразование, удовлетворенность досугом, продолжительность отдыха.

Благополучие  семейной жизни: ощущение личного счастья и удовлетворенность жизнью.

2 ГРУППА

Реальные доходы и расходы населения: покупательная способность доходов, дифференциация доходов населения, реальная заработная плата, уровень потребления продуктов питания, минимальные социальные гарантии (минимальная заработная плата, потребительский бюджет, пенсии).

 Экономическая  активность: уровень экономической активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы.

Обеспеченность  населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры.

Обеспеченность  населения жильем и другой собственностью: наличие, состав и состояние жилищного фонда, жилищные условия населения.

Социальная защита населения: социальное обеспечение, система предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым детям.

Социальная безопасность (3 блок) включает:

Уровень физической и имущественной безопасности: характеристики социальной патологии, криминогенности, организованной преступности.

Качество  морально-политического здоровья общественных и государственных структур: уровень коррумпированности властных структур, уровень институционального развития гражданского общества, степень свободы СМИ.

Качество окружающей среды (блок 4) включает:

Антропогенное воздействие  на воздушный бассейн: масса вредных веществ, выброшенных в атмосферу на 1 км площади территории (т/год), на душу населения (кг/год) или на 1000 дол. ВВП (т/1000 дол. ВВП).

Антропогенное воздействие  на водный бассейн: объем сброшенных в поверхностные водоемы загрязненных вод на 1 км2 площади территории (м3/год), отношение объема сброшенных сточных вод к объему свежей воды, забранной из водных объектов.

Состояние почв и  лесов.

С качеством жизни  непосредственно связано понятие «качество трудовой жизни», которое выражает совокупность практических условий, определяющих степень эффективной реализации трудового потенциала общества, предприятия, отдельного человека.

Главными условиями, обеспечивающими качество трудовой жизни (КТЖ), являются следующие:

1.Справедливое и надлежащее  вознаграждение за труд.

2.Безопасные и здоровые  условия труда.

3.Непосредственная возможность  использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации.

4.Трудовая демократия  и правовая защищенность работника.

5.Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.

6.Достойное место работы  в человеческой жизни.

7.Социальная полезность  работы.

Зарубежный опыт показывает, что оценка КТЖ производится на различных уровнях: с позиции работника, с позиции предпринимателя и с позиции общества.

А. Оценки КТЖ  с позиции работника: удовлетворенность трудом; наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве; возможности личностного возвышения; климат в коллективе; условия труда; возможности профессионального роста и самовыражения.

Б.  Оценки с  позиции предпринимателя: эффективность труда; профессиональная адаптация; текучесть; наличие (отсутствие) случаев воровства, производственного саботажа, забастовок; отождествление целей работника с целями предприятия.

В.  Оценка с  позиции общества: валовой внутренний продукт; занятость и безработица; повышение качества рабочей силы; стоимость системы социальной защиты работников и их иждивенцев; забастовочное движение; политическое поведение; потребительское поведение; социальная адаптация; коэффициенты удовлетворенности жизнью; отчуждение от общества; качество жизни.

Подытоживая сказанное выше, следует отметить, что качество жизни  характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НЕОБХОДИМОСТЬ  И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И  КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

3.1 Основные приоритеты социальной политики РБ. Повышение уровня и качества жизни населения

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:

- создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

-    обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

-   повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

-   постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

-    содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

-     улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

- снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

-    повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Социальное пространство, в котором предусматривается  реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

- обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

-   формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)