Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа
Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.
В 2010 г. в Республике Беларусь составил индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.
Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс.
Стратегической целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения. Для конечного достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
- формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
- укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;
- повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;
- создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
- уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы;
- совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
- совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Благодаря целенаправленной
социальной политике государства по
возрождению белорусской
Однако из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.
Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:
- развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры;
- сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;
- обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь;
- достижение здорового нравственного климата в обществе;
- обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;
- усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;
- интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально - культурных процессов.
Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда.
Преимущество в структуре
жилищного строительства
Устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.
Дальнейшее реформирование
жилищно-коммунального
Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих целевых задач:
- внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
- обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
- совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;
Таким образом, для содействия роста уровня жизни населения Республики Беларусь необходимо разрабатывать комплекс мер по преодолении бедности, повышении благосостояния, в области формирования доходов населения, социальной защиты, в области здравоохранения и других сферах жизни. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
Итак, рассмотрев все вышеизложенные вопросы, можно сделать выводы:
1) интегральной характеристикой
благосостояния граждан страны
являются уровень и качество
жизни населения. Эта
2) если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.
3) существуют многочисленные
классификации показателей
4) для сопоставления уровня
жизни между странами
5) в самом широком смысле
понятие качества жизни
6) основной целью социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011—2015
гг. является дальнейший рост благосостояния
и улучшение условий жизни населения на
основе совершенствования социально-экономических
отношений, инновационного развития и
повышения конкурентоспособности национальной
экономики.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что уровень
жизни – это степень обеспеченности населения
необходимыми материальными и нематериальными
благами и услугами, достигнутый уровень
их потребления и степень удовлетворения
потребностей людей в этих благах. Уровень
жизни населения – важнейший критерий
оценки эффективности социально-экономической
политики государства. Его повышение является
основной целью общественного развития
социального государства. Поэтому каждое
государство заинтересовано в повышении
уровня жизни населения. Так в Республике
Беларусь для повышения уровня жизни предпринимаются
следующие меры: повышение минимальной
заработной платы, уровня прожиточного
минимума, производится защита социально
уязвимых категорий населения, совершенствование
пенсионной системы, ее финансовое укрепление,
своевременность выплаты населению заработной
платы и пенсий, поддержка многодетных
семей, материальная поддержка учащейся
молодежи.
1. Абакумова Н.Н., Подовалова
Р.Я. Политика доходов и
2. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. М, 2006.
3. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев[ и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007.- 415 с.
4. Национальная экономика
Беларуси: учебник/ В.Н. Шимов,
Я.М. Александрович, А.В.
5. Основные положения
программы социально-
6. Потапова И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста. Мн.: ООО «Мисанта», 2001.
7. Проблемы повышения
уровня и качества жизни
8. Республика Беларусь в цифрах: Крат. Стат.сб.Мн., 2006.
9. Социальная политика Беларуси в начале XXI века: Сб. научных трудов.- Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005.- 280 с.
10. Социальная политика в Республики Беларусь: Учеб. Пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
11. Социальная политика
Республики Беларусь в
12. Социально-экономическое положение домашних хозяйств. Стат.сборник. Мн., 2005. 78 с.
13. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательство МИК, 1999. – 336 стр. с илл.
14. www.belstat.gov.by
15. http://www.belta.by/ru/all_
16. http://mintrud.gov.by
Основные социально-
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
192,4 |
250,8 |
329,3 |
416,9 |
503,9 |
648,2 |
753,6 |
952,4 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему год |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
100,7 |
109,3 |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
Реальная заработная плата,в процентах к предыдущему году |
103,2 |
117,4 |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб. |
113,9 |
172,6 |
211,0 |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году |
101,4 |
132,4 |
113,2 |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |