Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель работы – анализ тенденций формирования услуг. Целевая направленность предопределила круг решаемых задач:
исследование услуг как составляющей конкурентоспособности;
анализ услуг, осуществляемых ОАО «Буровая компания «Дельта»;
оценка эффективности организации на рынке услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 УСЛУГИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТИ 5
Природа услуг, их современная классификация 5
Стратегия развития услуг населения 13
2 АНАЛИЗ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В ОАО «БУРОВАЯ КОМПАНИЯ «ДЕЛЬТА» 20
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
деятельности ОАО «Буровая компания «ДЕЛЬТА» 20
2.2 Виды и объемы услуг, оказываемых населению 26
2.3 Организация деятельности по оказанию услуг и ее материально-
техническая база 30
2.3 Эффективность деятельности по оказанию услуг 33
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСЛУГ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Характеристика |
Значимость |
1. Ценовая политика |
0,40 |
2. Широта предложения услуги |
0,20 |
3. Предоставление скидок |
0,15 |
4. Рекламная политика |
0,15 |
5. Месторасположение офиса |
0,10 |
ИТОГО |
1,00 |
Экспертные оценки по каждой фирме-конкуренту были выставлены специалистами ОАО «Буровая компания «Дельта». Результаты представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Оценка конкурентоспособности О
Характеристика |
Вес признака |
Экспертная оценка | ||
ОАО «Буровая компания «Дельта» |
НПЧУП «Оптио-строй» |
СООО «Геоинвест» | ||
1. Ценовая политика |
0,40 |
5,0 |
5,0 |
4,0 |
2. Широта предложения услуги |
0,20 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
3. Предоставление скидок |
0,15 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
4. Рекламная политика |
0,15 |
3,0 |
5,0 |
3,0 |
5. Месторасположение офиса |
0,10 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
ИТОГО |
1,00 |
При рассмотрении конкурентов
и определения экспертной оценки,
специалисты руководствовались
следующими аргументами. Цены на услуги
по большинству направлений у НПЧУ
При оценке широты предложения услуг учитывались как спектр предложения по отдельным направлениям сервисной деятельности (ремонт), так и спектр предложений внутри каждого направления.
С точки зрения рекламной составляющей наиболее конкурентоспособны НПЧУП «Оптио-строй» и СОО «Геоинвест». Основные инструменты их рекламной работы – реклама в газетах. ОАО «Буровая компания «Дельта» использует только рекламу в газетах, при этом данная реклама носит фрагментарный характер, и эффективность ее не отслеживается.
С точки зрения месторасположения офиса наиболее конкурентоспособно в сфере услуг ОАО «Буровая компания «Дельта», причина этого – нахождение в районе дачных поселков, удобство парковки транспортных средств, наличие отдельного входа.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Комплексный показатель исследуемых организаций составляет:
ОАО «Буровая компания «Дельта» - 4,40 балла;
НПЧУП «Оптио-строй» - 4,55 балла;
СООО «Геоинвест» – 3,85 балла.
Исходя из этого, можем сделать вывод: наиболее конкурентоспособным из исследуемых фирм по предоставлению услуг по бурению скаважин на воду является НПЧУП «Оптио-строй», опережающих своих основных конкурентов по позициям – предоставление скидок и рекламная деятельность.
Проведенное исследование позволило руководству НПЧУП «Оптио-строй» выявить основные направления совершенствования своей деятельности.
В первую очередь это относится к активизации коммуникационной политики среди населения.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В основе динамичного развития сферы услуг находится ряд факторов:
— рост потребностей и спроса на услуги, причем в основном на
нетрадиционные;
— либерализация торговли услугами;
— выделение услуг из других отраслей экономики в самостоятельную сферу;
— приватизация государственных услуг;
— зависимость торговли услуг от торговли товарами.
Рост потребностей и спроса на услуги связан не только с увеличением доходов и изменением моды. Важную роль играет изменение демографической структуры, поскольку большую долю потребителей услуг составляют молодежь и пожилое население. Желание повысить качество жизни также является мотивом для увеличения потребления услуг и переориентации потребителей на нетрадиционные услуги даже при сохранении текущего уровня дохода.
Кроме того, развитию нетрадиционных услуг способствуют технологические инновации. В свою очередь, рост требовательности к качеству услуг со стороны потребителей вызывает необходимость у компаний постоянно улучшать качество как традиционных, так и нетрадиционных услуг.
Сфера услуг может получить революционное развитие за счет признания самостоятельности и отделения от других отраслей экономики. Многие виды деятельности, ранее не относившиеся к самостоятельной сфере услуг, отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Например, транспортные и финансовые услуги часто предоставляются отдельными департаментами крупных промышленных компаний самим компаниям. Иногда эти департаменты отделяются, преобразуясь в самостоятельные юридические лица по предоставлению соответствующих услуг. Это способствует развитию сферы услуг в стране.
Развитию сферы услуг также способствует приватизация традиционно государственных отраслей. Эффект от приватизации во многом схож с эффектом от либерализации, выражающимся в росте конкуренции, повышении экономической эффективности и качества услуг. Частными становятся не только образование, здравоохранение, телекоммуникации, связь, транспорт, но и частично такие области, как содержание тюрем и колоний, национальная безопасность. Важно понимать, что приватизация отдельных услуг не должна означать переход от государственной монополии к частной. Приватизация должна создавать, а не исключать конкуренцию. Например, телефонная компания France Telecom монополизировала связь в бывшей французской колонии Кот-д’Ивуар, полностью исключив конкуренцию американских сотовых компаний в этой стране. После этого она настолько повысила цены, что, к примеру, студенты университетов в этой стране больше не могли себе позволить пользоваться Интернетом.
В целом развитие сферы услуг является объективно необходимым процессом, который сложно стимулировать административными методами, хотя и возможно в четко управляемых структурах.
Главным стимулом развития сферы услуг должен стать спрос, возникший на основе осознанных потребностей. Спонтанно сложившийся спрос является идеальным климатом для развития нетрадиционных видов услуг, которые преобладают в потребительских расходах.
Республика Беларусь, выбрав в качестве стратегии модель социально-экономического устойчивого инновационного развития, ориентируется в долгосрочной перспективе на значительное повышение доли сферы услуг (до 50 процентов) в ВВП. К сфере услуг в Беларуси относятся 19 отраслей. Наибольший удельный вес составляют торговля и общественное питание транспорт, образование, жилищнокоммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. В сфере услуг занято более 60 процентов всего трудо- устроенного населения. Наибольшая занятость представлена в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовках, затем в образовании, строительстве и здравоохранении.
В структуре потребительских расходов Беларуси услуги составляют порядка 44 процентов. В основном это жилищно-коммунальные услуги (9,5 процента от всех расходов на товары и услуги), транспорт (8,1 процента), содержание дома (6,5 процента). Как в структуре занятости, так и в потребительских расходах нетрадиционные услуги практически отсутствуют в нашей стране.
Беспрепятственное достижение качественного и количестве роста сферы услуг затрудняется рядом особенностей современного состояния данной сферы в Беларуси.
Во-первых, огромное количество услуг практически во всех отраслях экономики не учитывается национальной статистикой, поскольку или находится в сфере теневого рынка услуг, или просто не оценивается как услуги. Например, консалтинговые, транспортные (ремонтные), образовательные (репетиторство), бытовые и иные услуги часто оказываются частными или государственными структурами вне безналичного расчета, что помимо статистических проблем приносит налоговые потери государству.
Во-вторых, основная часть услуг (до 90 процентов) оказывается государственными организациями. Для повышения их качества, заинтересованности в результатах необходимо оптимизировать соотношение государственных и частных услуг. Целесообразно, чтобы государственный сектор создавал необходимые условия для развития частного сектора. Государственные услуги должны не заменять, а конкурировать с частными.
В-третьих, неоптимальным является соотношение платных и бесплатных услуг, предоставляемых государственными организациями. В 2008 году государство предоставляло 53,3 процента всех платных услуг. В перечень государственных платных услуг должны быть отнесены те услуги, которые требуют дополнительного финансирования для своего развития. Вместе с этим отдельные отрасли должны обладать спецификой организации платных услуг.
Например, в здравоохранении должен остаться ряд необходимых традиционных бесплатных услуг, а платные могут включать дополнительные косметологические и иные нетрадиционные услуги.
В настоящее время в структуре платных услуг Республики Беларусь основную долю занимают традиционные: жилищно-коммунальные (28 процентов), связь (21,7 процента), транспорт (16,5 процента), бытовые (12,4 процента). В ретроспективе структура не изменялась, поэтому целесообразно в связи с ростом доходов населения уделить внимание развитию платных нетрадиционных услуг: финансовых, правовых, туристско-экскурсионных и прочих.
В-четвертых, достаточно серьезным остается износ материально-технической базы. В условиях ускоренного роста физического и морального износа средств, обеспечивающих функционирование сферы услуг, возникают объективные препятствия развития данной сферы. В этой связи значительный рост услуг за счет существующей базы и конъюнктуры маловероятен.
Для качественного и количественного развития данной сферы в Беларуси необходимо не только расширить номенклатуру предоставляемых услуг, но и ввести абсолютно новые нетрадиционные услуги, основываясь на опыте удовлетворения потребностей населения и юридических лиц в развитых зарубежных странах. Развитие одной отрасли услуг будет стимулировать рост других. В этой связи необходимо отметить потенциал развития образовательных, почтовых, транспортных и туристических услуг.
Например, образовательные услуги необходимо максимально сблизить с консалтинговыми, ориентируя профессорско-преподавательский состав на предоставление консультаций юридическим и физическим лицам. При планируемом сокращении числа абитуриентов в ближайшие пять лет в среднем в два раза целесообразно, соответственно, сократить педагогическую нагрузку на преподавателя, что увеличит свободное время и будет способствовать развитию вузовской науки. Таким образом, университеты преобразуются из учреждений образования в научно-образовательные коммерческие центры.
Для устойчивого инновационного развития экономики Республики Беларусь сфера услуг является наиболее доступным и естественным обеспечением. Увеличение доли услуг в ВВП страны повысит экономическую защищенность государства от промышленных шоков и, соответственно, сократит энергетическую зависимость национальной экономики, поскольку основными потребителями энергии выступают именно промышленные предприятия.
Для активизации и развития услуг ОАО «Буровая компания «Дельта» необходимо осуществлять активный маркетинг.
Многие организации в Республике Беларусь сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.
Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется в виду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.
Информация о работе Услуги как важнейшая составляющая конкурентспособности