Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами.
Финансовая система состоит
из объективно обусловленных сфер -
государственных финансов и финансов
частных предприятий и
Причем такое деление
Государственные финансы представляют
собой ту часть финансовых отношений,
в которых непосредственно
Каждая сфера финансовой системы имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов. Сегодня государственные (публичные) финансы должны не просто выполнять функцию государственного обеспечения, но реально являться производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т.д.
Посредством государственных финансов образуются финансовые ресурсы у органов власти. Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.
Государственные финансы - система
перераспределения денежных отношений,
регламентированных государством, связанных
и формированием и
К сфере государственных финансов относятся отношения между:
1) государством и его гражданами
при внесении налогов и других
обязательных платежей в
2) организациями и государством при уплате налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
3) отдельными звеньями бюджетной системы;
4) государством и Центральным
банком по регулированию
Не вполне корректно включать в систему государственных финансов государственный кредит, так как при задействовании государственных займов или гарантий в качестве балансировки бюджета данные средства учитываются в составе доходов бюджета и направляются на финансирование мероприятий согласно расходной части бюджета. Государственный кредит служит инструментом обеспечения сбалансированности бюджета или гаранта при реализации инвестиционных или национальных проектов.
Важной сферой финансовой системы выступают финансы предприятий и организаций. Многие экономисты именно эту сферу называют исходной сферой финансовой системы, так как именно здесь происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Сфера финансов предприятий подразделяется на звенья в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы профессиональных участников финансовых рынков.
К финансам коммерческих организаций относится та часть финансовых отношений, которая охватывает уровень организаций и предприятий, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. В данном звене финансовой системы наряду с предприятиями других организационно-правовых форм собственности выступают унитарные предприятии, как государственные, так и муниципальные. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных финансов, поскольку финансовые отношения таких организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций.
Помимо коммерческих организаций,
для нормального функционирован
Еще одним нетрадиционным звеном финансовой системы считаются профессиональные участники финансовых рынков, к которым относятся: финансы кредитных организаций, финансы страховых организаций и финансы посредников. Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. Профессиональные участники финансовых рынков представляют широкий спектр финансовых инструментов и услуг, снижают уровень риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом. В России традиционно считалось, что существуют две различные, но взаимосвязанные системы: финансовая и кредитная. При этом никогда их не пытались объединить, хотя выделение в составе централизованных финансов государственного кредита некоторыми экономистами свидетельствовали о попытке обоснования и кредитных ресурсов.
Одной из самых «молодых» сфер финансовой
системы свидетельствуют
Все представленные сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы предприятий и финансы домашних хозяйств взаимодействуют с государственными финансами при уплате налоговых и иных платежей в бюджетную систему, при получении бюджетных средств и т.д. внутри сферы финансов предприятий существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций. Внутри сферы «государственные финансы» возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Государственные финансы выполняют не просто функцию государственного обеспечения, но и реально являются производительным эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме, инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т.д.
Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах финансовой системы [38].
Более подробно рассмотрим звенья финансовой системы РФ.
1.2 Звенья финансовой системы
государства и их краткая
Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный кредит, внебюджетные фонды, государственный бюджет, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Все разнообразие перечисленных звеньев
финансовых отношений можно разделить
на две взаимосвязанные
Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государства значительной степени финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребность государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных форм. Что касается финансов предприятий, то эти децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и фор образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях.
Однако рассмотрим экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов, к числу которых относятся государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок.
Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги и их количественные параметры.
По размерам государственного бюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.
Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75-80 %). Остальная часть государственного бюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.
Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - это федерального правительства и местных властей, связанные финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отдельны от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим фондам относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.
Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов довольно внушительны. За последние годы они превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Согласно законам Российской Федерации внебюджетные фонды запрещено использовать для финансирования органов власти и управления, а также иных государственных структур. Фонды являются в определенной мере финансовым резервом. Например, пенсии должны выплачиваться бесперебойно, а потому средства Пенсионного фонда должны использоваться строго по назначению.