Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

2. Внедрение  механизмов бюджетирования по  результатам.

Законодательно  установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных  расходов.

В качестве новых  бюджетных инструментов введены  долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство  РФ в установленные сроки не утвердило  порядки формирования, реализации и  оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объеме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям.

Поправками  к Бюджетному кодексу РФ более  четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена  самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности.

Внедрена система  мониторинга качества финансового  управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

В то же время  переход к новой организации  бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление  государственного и муниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений в утвержденные бюджеты, особенно в конце финансового года.

3. Корректировка  налогового законодательства.

В целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

В Налоговый  кодекс РФ внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счет исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.

4. Бюджетные  расходы.

Бюджетные расходы  в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального  развития страны.

Реализованы решения, направленные на капитализацию институтов развития и финансовое обеспечение важнейших инфраструктурных проектов.

Ряд значимых результатов  был получен в рамках приоритетных национальных проектов.

В сфере здравоохранения  осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70 процентов парка санитарного автотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат» медицинская помощь оказана 92 процентам рожениц.

В сфере образования  осуществлялись выплаты за классное руководство - более чем 800 тыс. учителей. Гранты на реализацию инновационных  образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современное учебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международной компьютерной сети «Интернет». Более чем 140 тыс. сельских школьников получили возможность пользоваться школьными автобусами. Созданы Южный и Сибирский федеральные университеты, бизнес-школы в Московской области и Санкт-Петербурге, обеспечена финансовая поддержка внедрения инновационных образовательных программ в 57 вузах и 76 учреждения начального и среднего профессионального образования.

Реализация  мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» оказала существенное воздействие на расширение объемов жилищного строительства.

5. Межбюджетные  отношения.

Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс РФ завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами РФ и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В целом оправдывает  себя и механизм делегирования субъектам  РФ исполнения федеральных полномочий, финансовое обеспечение которых  осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Изменены подходы  к порядку обеспечения федеральной поддержки осуществления инвестиций в объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, предполагающие отказ от утверждения детализированного перечня этих объектов на федеральном уровне и переход к заключению между федеральными и региональными органами власти соглашений, предусматривающих взаимные обязательства по осуществлению инвестиций в такие проекты.

Оправдал себя механизм содействия позитивным структурным  изменениям в регионах, предусматривающий предоставление субъектам РФ федеральных субсидий. Начиная с 2008 года впервые на законодательном уровне созданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за счет расширения бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности. В то же время предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий из федерального бюджета не увязывается с эффективностью деятельности субъектов РФ, что снижает стимулирующую роль таких субсидий. [41]

Целью государственных  финансов и финансовой системы является предоставление обществу необходимого и достаточного объема государственных  благ и услуг. Таким образом, основным критерием эффективности бюджетной  политики будет критерий максимума  общественных благ (государственных услуг), выражающихся по стоимости в оптимальной величине государственных расходов, при оптимальных параметрах совокупного налогового бремени.

 

2.2 Доходы федерального  бюджета РФ: анализ состава и  структуры

Каждое государство  для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода и национального богатства.

Как было сказано  ранее, доходы федерального бюджета складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными  в их общем объеме и характеризуют  объем налоговой нагрузки на субъектов  экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ. [39]

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым  кодексом РФ и являются обязательными  к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1. Налог на добавленную  стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на прибыль  организации.

4. Налог на доходы физических  лиц.

5. Государственная пошлина.

6. Водный налог.

7. Сбор за право пользования  объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

8. Налог на добычу полезных  ископаемых.

Объем налоговых доходов  федерального бюджета за исследуемый  период представлен в таблице 1 [42;43].

Как видно из таблицы 1, общий  объем налоговых доходов в 2009 году значительно ниже показателей налоговых доходов за 2007 год и 2008 год.

Сравнивая 2009г. с 2007г., из таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

1) Увеличение доходов  в 2009г. произошло незначительное. Увеличились лишь единый социальный  налог на 25,9%, что в денежном выражении составило 104,8 млрд. руб., налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ на 2,3 млрд. руб. (0,3%), и выросли прочие налоговые поступления на 3,6% - 2,2 млрд. руб.

2) Произошло  значительное уменьшение налоговых  доходов по таким видам налогов,  как налог на прибыль организаций  - на 445,9 млрд. руб., по налогу на  добавленную стоимость на товары  реализуемые на территории РФ  доходы уменьшились на 213,8 млрд. руб., доходы по налогам и сборам за пользование природными ресурсами стали меньше на 151,21 млрд. руб., а акцизы по подакцизным товарам снизились на 33,5 млрд. руб.

Относительно 2009г. в сравнении с 2008г. показатели также  не могут радовать. Доходы по налогу на прибыль организаций в 2009г. снизились на 74,3% по сравнению с 2008г. - снижение доходов произошло на 565,7 млрд. руб.; сумма налога на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию РФ 2009г. уменьшилась на 260,4 млрд. руб.

Акцизы по подакцизным  товарам в 2009г. уменьшились на36,8%, что составляет 59,0 млрд. руб.. Основное снижение налоговых доходов федерального бюджета произошло по налогам и сборам взимаемых за пользование природными ресурсами - минус 631,2 млрд. руб.

Увеличения  произошли лишь в 2-х видах доходов: доходы от уплаты единого социального дохода в 2009г. увеличились только на 3,0 млрд. руб. (0,6%) и доходы от налога на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории РФ в 2009г. увеличились на 178,2 млрд. руб. относительно 2008г (рисунок 1).

Таблица 1

Объем налоговых  доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

 

Виды доходов

2007 год

2008 год

2009 год

Отношение 2009 года

 
       

к 2007 году

к 2008 году

 
       

+/-

Темп прироста, %

+/-

Темп прироста, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Всего, млрд. руб.

4600,2

5198,1

3926,5

-673,7

-14,7

-1271,6

-24,5

 

из них:

налог на прибыль  организаций

641,3

761,1

195,4

-445,9

-70,0

-565,7

-74,3

 

Единый социальный налог

405,0

506,8

509,8

+104,8

+25,9

+3,0

+0,6

 

налог на добавленную  стоимость на

товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1390,4

998,4

1176,6

-213,8

-15,4

+178,2

+17,9

 

налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

871,1

1133,8

873,4

+2,3

+0,3

-260,4

-33,0

 

налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

1157,4

1637,5

1006,3

-151,1

-13,0

-631,2

-38,5

 

акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории РФ

135,0

160,5

101,5

-33,5

-24,8

-59,0

-36,8

 

Прочие налоговые  поступления 

61,3

111,8

63,5

+2,2

+3,6

-48,3

-43,2

 
                 

 

Рис. 1. Динамика объема налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг., млрд. рублей

Таким образом, можно сделать вывод, что основным фактором снижения налоговых доходов  за 2009 год явился мировой финансовый кризис, повлекший за собой спад в экономике не только российского государства, но и ряда других стран.

Следующий вид  доходов федерального бюджета составляют неналоговые доходы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, к неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

- доходы от  использования имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от  платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно органов государственной  власти РФ;

- таможенные  пошлины и таможенные сборы;

- часть прибыли  унитарных предприятий, созданных РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.

- иные неналоговые  доходы.

Их объем  за исследуемый период представлен  в таблице 2 (рисунок 2). [42; 43].

Таблица 2

Объем неналоговых  доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

 

Виды доходов

2007 год

2008 год

2009 год

Отношение 2009 года

 
       

к 2007 году

к 2008 году

 
       

+/-

Темп прироста, %

+/-

Темп прироста, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Всего неналоговых доходов, млрд. руб. в т. ч.:

2679,35

3736,3

3106,9

+427,6

+16,0

-629,4

-16,9

 

от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

267,1

150,5

421,3

+154,2

+57,7

+270,8

+179,9

 

от внешнеэкономической  деятельности

2408,3

3584,9

2683,3

+275,0

+11,4

-901,6

-25,2

 

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

0,05

0,0

1,4

+1,35

+2700

+1,4

-

 

Прочие неналоговые  доходы

3,9

0,9

0,9

-3,0

-77,0

0,0

0,0

 
                 

Информация о работе Финансовая система РФ