Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
На основании таблицы 2 можно сделать вывод, что финансовый кризис 2009 года оказал не сильное влияние на неналоговые доходы. В 2009г., по сравнению с 2007г., по всем видам неналоговых доходов наблюдается их увеличение, и только лишь прочие неналоговые доходы в 2009г. снизились на 77%, что составляет 3,0 млрд. руб.
По сравнению с 2008г. в 2009г. единственный вид неналоговых доходов, в котором произошло увеличение сумм - это доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности +270,8 млрд. руб., это на 179,9% больше, чем в 2008г. Доходы по прочим неналоговым доходам остались неизменны.
Рис. 2. Динамика объема отдельных неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг., млрд. рублей
Таблица 3
Объем безвозмездных поступлений федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.
Виды доходов |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отношение 2009 года |
||||
к 2007 году |
к 2008 году |
|||||||
+/- |
Темп прироста, % |
+/- |
Темп прироста, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Безвозмездные поступления, млрд. руб. |
231,1 |
341,5 |
304,4 |
+73,3 |
+31,7 |
-37,1 |
-10,9 |
|
Последним видом доходов федерального бюджета являются безвозмездные поступления (таблица 3).
Так же, как на объемы налоговых и неналоговых доходов, кризис оказал свое влияние и на объемы безвозмездных поступлений.
В 2009г. их объем был на 31,7% больше чем в 2007г., но на 10,9% меньше, чем в наилучшем для российской экономики 2008г (рисунок 3).
Рис. 3. Динамика объема безвозмездных поступлений федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг., млрд. рублей
Таким образом, на основании таблиц 1, 2 и 3, можно составить общий объем доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2007-2009 гг. (таблица 4, рисунок 4).
Таблица 4
Динамика доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг.
Виды доходов |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отношение 2009 года |
||||
к 2007 году |
к 2008 году |
|||||||
+/- |
Темп прироста, % |
+/- |
Темп прироста, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Всего доходов, млрд. руб. |
7510,65 |
9275,9 |
7337,8 |
-172,85 |
-2,3 |
-1938,1 |
-20,9 |
|
Общее снижение доходов федерального бюджета в 2009г. происходит из-за мирового финансового кризиса. Предприятия разоряются, работников увольняют, вследствие чего основное снижение доходов за 2009г. произошло в статье налоговых доходов.
Рис. 4. Динамика доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг., млрд. рублей
На рисунке 4 наглядно видно, что общий объем доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2009г. примерно равен общему объему доходов федерального бюджета за 2007г., что свидетельствует о том, что кризис оказал пагубное влияние на развитие российской экономики и вернул ее на 1 год назад.
В период финансового кризиса в 2009 году федеральный бюджет Российской Федерации потерял 20,9% своих доходов, что равняется 1938,1 млрд. руб.
Анализируя доходы федерального бюджета РФ, можно сделать вывод, что в период мирового финансового кризиса в 2009г. произошло резкое сокращение доходной части; за исследуемый период самым благоприятным был 2008г., а самым не благоприятным стал 2009г.
Основную долю доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (приложение 1). Даже в 2009г., в период кризиса, когда многие предприятия прекратили свою деятельности и уровень безработицы был велик, основную долю его доходов составили налоговые.
Любая финансовая система любого государство не может существовать только из поступающих доходов. Поэтому необходимо провести анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации.
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
Расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства -- на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному
назначению -- на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства,
Государственные расходы -- это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.
Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.
По мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс.
Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.
Государственные
расходы в области экономики
имеют важное народнохозяйственное
значение: они способствуют структурной
перестройке общественного
Постепенно растут государственные расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства. Необходимость обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном регулировании социальных процессов вызывает рост соответствующих государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть государственных расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.
Расходы государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.
Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию экономики и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.
В последнее время существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого в экономике страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил.
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий «государственные доходы» и «государственные расходы».
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:
- целевое направление средств;
- безвозвратность
расходования государственных
- соблюдение режима экономии.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:
- самофинансирования;
- бюджетного финансирования;
- кредитного обеспечения.
Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.
Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм. [12]
Общий объем расходов федерального бюджета за период 2007-2009гг. представлен в таблице 5 (рисунок 5) [42].
Постатейно, расходы федерального бюджета за 2009 год незначительно отличаются от расходов 2008 года. Однако в 2009 году произошло резкое увеличение расходов по статье «Национальная экономика» (+625,7 млрд. руб.). Статья межбюджетных трансфертов (+918,8 млрд. руб. в 2009 г. по сравнению с 2008 г.) включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.