Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Из таблицы 5 видно, что расходы на протяжении всего исследуемого периода увеличивались. Их резкое увеличение в 2009г. прежде всего, связано с проведением государства антикризисных мер, для поддержания российской экономики в период мирового финансового кризиса.
Таблица 5
Динамика расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.
Виды расходов |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отношение 2009 года |
||||
к 2007 году |
к 2008 году |
|||||||
+/- |
Темп прироста, % |
+/- |
Темп прироста, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Всего, в т.ч.: |
5986,5 |
7570,9 |
9660,1 |
+3673,6 |
+61,4 |
+2089,2 |
+27,6 |
|
Общегосударственные вопросы |
815,7 |
839,4 |
853,1 |
+37,4 |
+4,6 |
+13,7 |
+1,6 |
|
Национальная оборона |
831,9 |
1040,9 |
1188,2 |
+356,3 |
+42,8 |
+147,3 |
+14,2 |
|
Нац. безопасность и правоохранительная деятельность |
667,0 |
835,6 |
1004,5 |
+337,5 |
+50,6 |
+168,9 |
+20,2 |
|
Национальная экономика |
692,6 |
1025,0 |
1650,7 |
+958,1 |
+138,3 |
+625,7 |
+61,0 |
|
ЖКХ |
294,9 |
129,5 |
151,6 |
-143,3 |
-48,6 |
+22,1 |
+17,1 |
|
Охрана окружающей среды |
8,2 |
10,2 |
13,0 |
+4,8 |
+58,5 |
+2,8 |
+27,5 |
|
Образование |
294,6 |
355,0 |
418,0 |
+123,4 |
+41,9 |
+63,0 |
+17,8 |
|
Культура, кинематограф, СМИ |
71,0 |
88,9 |
111,7 |
+40,7 |
+57,3 |
+22,8 |
+25,7 |
|
Здравоохранение, физ. культура и спорт |
196,5 |
278,2 |
352,3 |
+155,8 |
+79,3 |
+74,1 |
+22,0 |
|
Социальная политика |
214,0 |
293,6 |
323,5 |
+109,5 |
+51,2 |
+29,9 |
+10,2 |
|
Межбюджетные трансферты |
1900,1 |
2674,6 |
3593,4 |
+1693,3 |
+89,1 |
+918,8 |
+34,4 |
|
Основное увеличение расходов пришлось по таким статьям как межбюджетные трансферты и национальная экономика.
На рисунке 5 видно, что основной статьей расходования средств федерального бюджета являются межбюджетные трансферты.
Рис. 5. Динамика расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.
Их увеличение в 2009г. способствовал финансовый кризис, в связи с которым из федерального бюджета выделялись средства, на поддержание и развитие региональных и местных бюджетов.
Таблица 6
Структура расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.
Виды расходов |
2007 год |
Удел. вес, % |
2008 год |
Удел. вес, % |
2009 год |
Удел. вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Всего, в т.ч.: |
5986,5 |
100 |
7570,9 |
100 |
9660,1 |
100 |
|
Общегосударственные вопросы |
815,7 |
13,6 |
839,4 |
11,1 |
853,1 |
8,8 |
|
Национальная оборона |
831,9 |
13,9 |
1040,9 |
13,8 |
1188,2 |
12,2 |
|
Нац. безопасность и правоохранительная деятельность |
667,0 |
11,2 |
835,6 |
11,0 |
1004,5 |
10,4 |
|
Национальная экономика |
692,6 |
11,6 |
1025,0 |
13,5 |
1650,7 |
17,1 |
|
ЖКХ |
294,9 |
4,9 |
129,5 |
1,7 |
151,6 |
1,6 |
|
Охрана окружающей среды |
8,2 |
0,1 |
10,2 |
0,1 |
13,0 |
0,1 |
|
Образование |
294,6 |
4,9 |
355,0 |
4,7 |
418,0 |
4,3 |
|
Культура, кинематограф, СМИ |
71,0 |
1,2 |
88,9 |
1,2 |
111,7 |
1,2 |
|
Здравоохранение, физ. культура и спорт |
196,5 |
3,3 |
278,2 |
3,7 |
352,3 |
3,7 |
|
Социальная политика |
214,0 |
3,6 |
293,6 |
3,9 |
323,5 |
3,4 |
|
Межбюджетные трансферты |
1900,1 |
31,7 |
2674,6 |
35,3 |
3593,4 |
37,2 |
|
На основании данных [44] таблицы 6 можно сделать вывод, что доля расходов каждой статьи в общем объеме расходов менялась не сильно, вырастали только общи объемы расходов, особенно в 2009г. (приложение 2).
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Эффективное и
ответственное управление общественными
финансами имеет
Необходимость эффективного и ответственного управления общественными финансами стала общепризнанной, поскольку:
- стабильность и устойчивость в бюджетно-налоговой сфере необходимы для эффективного экономического развития;
- неэффективное
управление общественными
- общественные
финансы представляют собой
- прозрачность
в отношении происходящих в
каждой стране процессов
Исходя из накопленного за последние годы опыта в области управления общественными финансами, можно предложить к применению принципы, эффективного и ответственного управления общественными финансами.
В рамках данного
предложения необходимо сформировать
общее понимание основного
Основными принципами эффективного и ответственного управления общественными финансами должны стать:
- стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов (в том числе федерального бюджета РФ);
- эффективная
и справедливая система
- финансовая (налогово-бюджетная) прозрачно
- консолидация бюджета и бюджетного процесса;
- эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.
Эти принципы, на наш взгляд, являются основой достижения эффективности управления финансами государства, которые требуют постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.
Стабильность
и долгосрочная устойчивость бюджетов
должны быть обеспечены реалистичностью
экономических прогнозов и
Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений должна предусматривать законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти; объективную, формализованную и прозрачную систему бюджетного выравнивания и т.д.
Финансовая
прозрачность должна быть обеспечена
открытостью деятельности органов
власти по разработке, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов; наличием и
соблюдением формализованных
Консолидация бюджета и бюджетного процесса предполагает, что должны быть четко определены ответственность и полномочия органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию бюджетной политики; все доходы и расходы отражаются в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов; отсутствовать в бюджетной системе внебюджетные фонды (кроме законодательно созданных) и т.д.
Эффективный финансовый контроль и мониторинг предполагает ежегодное проведение независимой внешней проверки финансовой отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти; наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и управления финансами; развитие и применение системы внутреннего финансового аудита (контроля) и др.
Данные предложения
можно было бы реализовать в Кодексе
лучшей практики в области управления
общественными финансами и
Однако управление
общественными финансами
1) неопределенности и резких изменений цен на сырьевые товары, такие как нефть;
2) климатических
изменений и стихийных
3) неопределенность и резкие изменения цен на сырьевые товары;
4) базовых демографических
тенденций (старение населения
и т.д., что ведет к более
высоким требованиям в
5) растущей взаимозависимости систем налогообложения и др.
Наличие данных угроз подчеркивает необходимость разработки единых методических рекомендаций и правил по управлению общественными финансами.
В рамках нашего исследования особый интерес представляет стабильность и долгосрочная устойчивость федерального бюджета как неотъемлемой составляющей финансовой безопасности России и центрального звена финансовой системы. В рамках данного компонента эффективного и ответственного управления существуют следующие критерии: четкие правила оценки бюджетно-налоговой стабильности на основе средне- и долгосрочного прогнозирования основных показателей бюджета; четкие правила оценки финансовых рисков и управления ими; надлежащее управление бюджетными резервами.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. Как ни печальны были итоги 2009 г., но в 2010 г. ситуация финансовой системы РФ начала меняться.
Бюджетная политика на ближайшие года должна быть направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.
Основными целями бюджетной политики на ближайшее время должны стать:
— использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
— разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
— обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
— повышение качества человеческого капитала;
— повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
— реализация Программы
повышения эффективности
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.
По отдельным направлениям государственной политики целесообразно использование следующих подходов:
1. Финансовое
обеспечение пенсионной
Формирование современной пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, требует завершения перехода к новой структуре ресурсного обеспечения пенсионной системы в течение двух лет. Кроме того, необходимо принятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольного пенсионного страхования.
Целевая структура пенсионной системы должна быть надежной и сбалансированной, располагать собственной финансовой базой, основу которой составят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Шкала тарифов должна подлежать ежегодной корректировке в увязке с ростом средней заработной платы в стране. Должны быть также предусмотрены достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.
2. Безусловное
выполнение социальных обязател
Средства, направляемые
на социальную поддержку, не должны необоснованно
распыляться среди широкого круга
получателей. Несправедливо, когда
государственная поддержка