Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 5 видно, что расходы на протяжении всего исследуемого периода увеличивались. Их резкое увеличение в 2009г. прежде всего, связано с проведением государства антикризисных мер, для поддержания российской экономики в период мирового финансового кризиса.

 

Таблица 5

Динамика расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

 

Виды расходов

2007 год

2008 год

2009 год

Отношение 2009 года

 
       

к 2007 году

к 2008 году

 
       

+/-

Темп прироста, %

+/-

Темп прироста, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Всего, в т.ч.:

5986,5

7570,9

9660,1

+3673,6

+61,4

+2089,2

+27,6

 

Общегосударственные вопросы

815,7

839,4

853,1

+37,4

+4,6

+13,7

+1,6

 

Национальная  оборона

831,9

1040,9

1188,2

+356,3

+42,8

+147,3

+14,2

 

Нац. безопасность и правоохранительная деятельность

667,0

835,6

1004,5

+337,5

+50,6

+168,9

+20,2

 

Национальная экономика

692,6

1025,0

1650,7

+958,1

+138,3

+625,7

+61,0

 

ЖКХ

294,9

129,5

151,6

-143,3

-48,6

+22,1

+17,1

 

Охрана окружающей среды

8,2

10,2

13,0

+4,8

+58,5

+2,8

+27,5

 

Образование

294,6

355,0

418,0

+123,4

+41,9

+63,0

+17,8

 

Культура, кинематограф, СМИ

71,0

88,9

111,7

+40,7

+57,3

+22,8

+25,7

 

Здравоохранение, физ. культура и спорт

196,5

278,2

352,3

+155,8

+79,3

+74,1

+22,0

 

Социальная  политика

214,0

293,6

323,5

+109,5

+51,2

+29,9

+10,2

 

Межбюджетные  трансферты

1900,1

2674,6

3593,4

+1693,3

+89,1

+918,8

+34,4

 
                 

Основное увеличение расходов пришлось по таким статьям  как межбюджетные трансферты и национальная экономика.

На рисунке 5 видно, что основной статьей расходования средств федерального бюджета являются межбюджетные трансферты.

 

Рис. 5. Динамика расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

Их увеличение в 2009г. способствовал финансовый кризис, в связи с которым из федерального бюджета выделялись средства, на поддержание  и развитие региональных и местных  бюджетов.

 

Таблица 6

Структура расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

 

Виды расходов

2007 год

Удел. вес, %

2008 год

Удел. вес, %

2009 год

Удел. вес, %

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Всего, в т.ч.:

5986,5

100

7570,9

100

9660,1

100

 

Общегосударственные вопросы

815,7

13,6

839,4

11,1

853,1

8,8

 

Национальная  оборона

831,9

13,9

1040,9

13,8

1188,2

12,2

 

Нац. безопасность и правоохранительная деятельность

667,0

11,2

835,6

11,0

1004,5

10,4

 

Национальная  экономика

692,6

11,6

1025,0

13,5

1650,7

17,1

 

ЖКХ

294,9

4,9

129,5

1,7

151,6

1,6

 

Охрана окружающей среды

8,2

0,1

10,2

0,1

13,0

0,1

 

Образование

294,6

4,9

355,0

4,7

418,0

4,3

 

Культура, кинематограф, СМИ

71,0

1,2

88,9

1,2

111,7

1,2

 

Здравоохранение, физ. культура и спорт

196,5

3,3

278,2

3,7

352,3

3,7

 

Социальная  политика

214,0

3,6

293,6

3,9

323,5

3,4

 

Межбюджетные  трансферты

1900,1

31,7

2674,6

35,3

3593,4

37,2

 
               

На основании  данных [44] таблицы 6 можно сделать  вывод, что доля расходов каждой статьи в общем объеме расходов менялась не сильно, вырастали только общи объемы расходов, особенно в 2009г. (приложение 2).

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Эффективное и  ответственное управление общественными  финансами имеет фундаментальное  значение для страны с точки зрения обеспечения устойчивости бюджетной системы, в том числе федерального бюджета, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.

Необходимость эффективного и ответственного управления общественными финансами стала  общепризнанной, поскольку:

- стабильность  и устойчивость в бюджетно-налоговой сфере необходимы для эффективного экономического развития;

- неэффективное  управление общественными финансами  тормозит развитие страны;

- общественные  финансы представляют собой ключевой  элемент любой национальной экономики  (и благосостояния населения);

- прозрачность  в отношении происходящих в  каждой стране процессов управления  общественными финансами является  необходимым компонентом взаимного  доверия и безопасности.

Исходя из накопленного за последние годы опыта в области  управления общественными финансами, можно предложить к применению принципы, эффективного и ответственного управления общественными финансами.

В рамках данного  предложения необходимо сформировать общее понимание основного содержания принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами и на этой основе подготовить Кодекс надлежащей (лучшей) практики управления общественными финансами, а также соответствующие стандарты и правила по его применению и использованию.

Основными принципами эффективного и ответственного управления общественными финансами должны стать:

- стабильность  и долгосрочная устойчивость  бюджетов (в том числе федерального  бюджета РФ);

- эффективная  и справедливая система межбюджетных  отношений;

- финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;

- консолидация  бюджета и бюджетного процесса;

- эффективный  финансовый контроль, отчетность  и мониторинг.

Эти принципы, на наш взгляд, являются основой достижения эффективности управления финансами  государства, которые требуют постоянного  развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.

Стабильность  и долгосрочная устойчивость бюджетов должны быть обеспечены реалистичностью  экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования; систематическим анализом и управлением рисками в финансовой сфере; созданием и поддержанием необходимых финансовых резервов в форме стабилизационных фондов и фондов будущих поколений и др.

Эффективная и  справедливая система межбюджетных отношений должна предусматривать законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти; объективную, формализованную и прозрачную систему бюджетного выравнивания и т.д.

Финансовая  прозрачность должна быть обеспечена открытостью деятельности органов  власти по разработке, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов; наличием и  соблюдением формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению  и предоставлению бюджетной отчетности и т.д.

Консолидация  бюджета и бюджетного процесса предполагает, что должны быть четко определены ответственность и полномочия органа исполнительной власти, осуществляющего  выработку и реализацию бюджетной  политики; все доходы и расходы отражаются в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов; отсутствовать в бюджетной системе внебюджетные фонды (кроме законодательно созданных) и т.д.

Эффективный финансовый контроль и мониторинг предполагает ежегодное проведение независимой внешней проверки финансовой отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти; наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и управления финансами; развитие и применение системы внутреннего финансового аудита (контроля) и др.

Данные предложения  можно было бы реализовать в Кодексе  лучшей практики в области управления общественными финансами и мониторинга  его применения, который должен включать базовые принципы, стандарты и критерии, разделяемые всеми заинтересованными сторонами и более продвинутые стандарты, которые могут применяться на добровольной и инициативной основе. Эффективное и ответственное управление общественными финансами носит широкий комплексный характер и определяется прозрачностью финансовой (бюджетно-налоговой) сферы, «здоровьем» системы общественных финансов, эффективностью и результативностью бюджетной политики.

Однако управление общественными финансами финансовой системы испытывает определенные внутренние и внешние угрозы:

1) неопределенности  и резких изменений цен на  сырьевые товары, такие как нефть;

2) климатических  изменений и стихийных бедствий, включая новые угрозы для здоровья  населения, таких, например, как  риск эпидемии гриппа;

3) неопределенность и резкие изменения цен на сырьевые товары;

4) базовых демографических  тенденций (старение населения  и т.д., что ведет к более  высоким требованиям в отношении  пенсионного обеспечения, социальной  поддержки и здравоохранения);

5) растущей взаимозависимости систем налогообложения и др.

Наличие данных угроз подчеркивает необходимость  разработки единых методических рекомендаций и правил по управлению общественными  финансами.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет стабильность и долгосрочная устойчивость федерального бюджета как неотъемлемой составляющей финансовой безопасности России и центрального звена финансовой системы. В рамках данного компонента эффективного и ответственного управления существуют следующие критерии: четкие правила оценки бюджетно-налоговой стабильности на основе средне- и долгосрочного прогнозирования основных показателей бюджета; четкие правила оценки финансовых рисков и управления ими; надлежащее управление бюджетными резервами.

В настоящее  время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. Как ни печальны были итоги 2009 г., но в 2010 г. ситуация финансовой системы РФ начала меняться.

Бюджетная политика на ближайшие года должна быть направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.

Основными целями бюджетной политики на ближайшее  время должны стать:

— использование  бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

— разработка и  внедрение инструментов поддержки  инноваций;

— обеспечение  долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

— повышение  качества человеческого капитала;

— повышение  доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

— реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

В ближайшее  время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

По отдельным  направлениям государственной политики целесообразно использование следующих подходов:

1. Финансовое  обеспечение пенсионной реформы.

Формирование  современной пенсионной системы, позволяющей  обеспечить достойный уровень жизни  пенсионерам, требует завершения перехода к новой структуре ресурсного обеспечения пенсионной системы в течение двух лет. Кроме того, необходимо принятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольного пенсионного страхования.

Целевая структура  пенсионной системы должна быть надежной и сбалансированной, располагать собственной финансовой базой, основу которой составят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Шкала тарифов должна подлежать ежегодной корректировке в увязке с ростом средней заработной платы в стране. Должны быть также предусмотрены достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.

2. Безусловное  выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи.

Средства, направляемые на социальную поддержку, не должны необоснованно  распыляться среди широкого круга  получателей. Несправедливо, когда  государственная поддержка равномерно распространяется как на действительно нуждающихся в ней, так и на обеспеченных граждан.

Информация о работе Финансовая система РФ