Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблем формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика основных налогов Российской Федерации 5
2. Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ 10
3. Совершенствование регулирующей функции российской налоговой системы 17
Заключение 30
Библиографический список 33

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые доходы федерального бюджета РФ.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими  лицами, осуществляющими специальное  и (или) особое водопользование. Водный налог относится к федеральным  налогам.

Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц. Относится к региональным налогам и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия в качестве объектов основных средств, т.е. на 01 счете бухгалтерского учета. Раньше перечень объектов, облагавшихся данным налогом был больше, сюда относились и нематериальные активы, материалы и пр. Затем перечень их сократился, и ставка была увеличена. Поступления от данного налога полностью идут в бюджеты субъектов РФ. Налоговая база для организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может превышать 2,2 %. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Транспортный налог относится  к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ

 

Российская модель корпоративного налогового федерализма характеризуется  высокой степенью централизации  властных полномочий. Федеральный центр в ходе разграничения доходных полномочий отстоял за собой право устанавливать единообразное законодательство по всем ключевым вопросам, в том числе по формированию налоговой и бюджетной системы. В результате в России, с одной стороны, достаточно эффективно обеспечивается единство экономического и правового пространства внутри страны, с другой, крайне ограничивается автономность регионов и муниципалитетов в процессе реализации собственной финансовой политики. Налоговая автономия территорий оказалась крайне сужена. Субфедеральные власти лишены возможности регулировать ставки и базу федеральных налогов (за исключением налога на прибыль предприятий, где территориям дано право изменять ставку в установленных на федеральном уровне пределах), поступления которых более чем на 80% формируют субфедеральные бюджеты. Налоги на недвижимость и землю, отнесенные на  региональный и местный уровни, пока приносят скромные доходы. Наиболее действенным инструментом на субфедеральном уровне сегодня становится предоставление налоговых кредитов, которые носят индивидуальный характер. Происходит постепенный переход от общего принципа предоставления налоговых льгот к индивидуальному. Все это негативно сказывается на заинтересованности, а главное, способности субфедеральных властей развивать собственный финансовый потенциал, создавать привлекательный инвестиционный климат на подведомственной территории.

Изменения, внесенные в Кодекс в 2008 году, позволили увеличить объем  относимых на расходы при налогообложении  прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Сам по себе показатель налоговой  нагрузки на экономику страны характеризует  долю ВВП, перераспределяемого посредством  налогов и сборов. В 2009 г. доля налогов  в общем объеме ВВП составила 38,2%, для сравнения в 2008г. – 37,9%.

Рис. 2 Удельный вес налогов в ВВП, %4 2004-2009г

 

Только в совокупности с другими  важными показателями социально-экономического развития страны можно судить о тяжести  налогообложения в стране, эффективности  функционирования налоговой системы. По мнению ряда ученых наиболее налогоспособной является та страна, где:

  • наиболее высокий уровень потребностей населения;
  • производительность труда растет быстрыми темпами;
  • производство валового внутреннего продукта растет быстрее, чем растет численность населения страны;
  • валовой внутренний продукт распределяется наиболее равномерно;
  • наибольшая часть суммы налогов затрачивается таким образом, что служит интересам большинства, особенно беднейшим слоям населения;
  • в основе политики государства лежит стремление сглаживать различия в уровне развития отраслей, территорий, и уровне жизни различных слоев населения.

Анализ приведенных данных (табл. 2 позволяет сделать вывод, что  налоговая нагрузка в России находится  на уровне налоговой нагрузки развитых стран при невысоком удельном весе оплаты труда наемных работников в ВВП (в России – 46,6%, в других странах – 51,7- 57,8%) и более низком качестве услуг со стороны государства: индекс человеческого развития в России на 0,144 пункта ниже, чем, например, в США, и на 0,151 пункта ниже, чем в Швеции, а производительность труда в 3 и более раз ниже, чем в ряде европейских стран5.

Таким образом, несмотря на то, что  показатель налоговой нагрузки в  России ниже аналогичных показателей  в ряде европейских стран, степень  тяжести налогообложения в нашей  стране значительно выше, чем в ряде других развитых странах.

Таблица 2.

Сопоставление уровня налоговой  нагрузки и социально-экономических  показателей развития в некоторых  странах в 2009 году

Страна

 

Налоговая нагрузка на экономику, %

Россия

Австрия

Великобритания

Германия

Италия

Франция

Швеция

Япония 

США

37,9

44,1

33,7

39,5

42,0

43,5

57,1

28,9

30,6


 

Показатель налоговой нагрузки на экономику страны, рассчитанный как соотношение объема уплаченных налогов и сборов в бюджетную  систему к произведенному валовому внутреннему продукту (ВВП), к сожалению, не характеризует реальный уровень налоговых изъятий в силу особенностей оценки валового внутреннего продукта (ВВП) страны, состоящих в досчете официальных данных объема его производства на сумму произведенного ВВП в неформальном секторе экономики6.

Таблица 3.

Налоговая нагрузка на экономику  страны в 2001-2008 гг. (в %), рассчитанная разными  методами

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Отношение налогов к  ВВП (%)

34,3

33,3

32,6

33,2

36,1

36,7

37,3

37,6

Отношение налогов к  ВВП (без учета поправки на неформальную деятельность, исходя из досчета 25%)

- по сумме уплаченных  налогов 

 

 

 

 

42,9

 

 

 

 

41,6

 

 

 

 

40,7

 

 

 

 

41,5

 

 

 

 

45,1

 

 

 

 

45,9

 

 

 

 

46,2

 

 

 

 

46,4

Отношение налогов к  ВВП 

- по сумме начисленых  налогов

- по сумме уплаченных  налогов

 

 

 

17,5

26,9

 

20,4

23,0

 

17,5

26,4

 

17,3

25,4

 

17,2

25,1

 

17,5

25,6

Отношение налогов к  ВВП (без учета социальных налогов)

- по сумме начисленых  налогов

- по сумме уплаченных  налогов

 

 

 

 

 

 

17,5

20,2

 

 

20,4

19,5

 

 

17,5

21,4

 

 

17,3

20,4

 

 

17,1

20,2

 

 

17,4

20,1

Отношение налогов к  валовой добавленной стоимости 

- по сумме начисленых  налогов

- по сумме уплаченных  налогов

 

 

 

 

 

 

19,6

30,1

 

 

23,3

26,2

 

 

20,5

30,8

 

 

20,2

29,0

 

 

20,0

28,5

 

 

19,5

27,9


 

Если же исходить из того, что объем  ВВП, произведенный в теневом  секторе экономики составляет от 25% до 40%, то показатель налоговой нагрузки, занижен на 8-10 % и нижняя граница  составляет 43-46 % ВВП.

Налоговая нагрузка на мезоэкономическом  уровне, то есть на уровне экономики региона, по сути своей аналогична показателю нагрузки на экономику страны. Проблемы и трудности ее определения, связанны, во-первых, с занижением показателя валового регионального продукта на добавленную стоимость по услугам, оказываемым государственными учреждениями (государственное управление, оборона, и т.д.), во-вторых, с занижением суммы налогов, участвующих в расчете, на сумму платежей, поступающих в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В 2006г. объем таких поступлений достиг 4001,7 млрд. руб. (15,0% ВВП в рыночных ценах) или 40,9 % всех налоговых поступлений, что существенно влияет на занижение показателя налоговой нагрузки на экономику региона. Это существенно занижает абсолютные значения показателя и искажает саму его суть, так как отражает лишь влияние на экономику региональных и местных налогов (при учете начисленных налогов) и незначительной части федеральных налогов, отчисляемых в бюджет субъекта РФ в порядке межбюджетного регулирования (при учете уплаченных налогов).

По оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого  социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8%.

Таблица 4.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет Российской Федерации по видам. млрд.рублей

 

 

Январь-август 
2009г.

В % к 
январю-августу 2008г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

4052,7

1572,5

2480,1

71,6

59,4

82,4

из них: 
налог на прибыль организаций

833,6

134,2

699,4

45,6

24,6

54,5

налог на доходы физических лиц

1052,7

-

1052,7

99,4

-

99,4

налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

773,4

773,4

-

94,3

94,3

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

212,5

52,0

160,5

103,4

64,4

128,7

налоги на имущество

408,2

-

408,2

116,1

-

116,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

630,1

586,3

43,8

50,8

50,2

60,3

из них налог на добычу полезных ископаемых

613,6

571,2

42,4

50,4

49,8

59,4

поступления в счет погашения  задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,6

0,7

0,8

55,3

127,4

36,8


 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.

 

Рис. 3. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет по видам в январе-августе 2009 г.

 

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы  налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд.рублей (2,9%).

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2009г. составила 426,0 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2009г. на 4,5%.

Рис. 4. Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям

 

Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2009г. составила 291,7 млрд.рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению  с 1 января 2009г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3%.

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2009г. составила 344,1 млрд.рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд.рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд.рублей.

3. Совершенствование регулирующей функции российской налоговой системы

 

Несовершенство налоговой системы  является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время  являлась фактором, сдерживающим экономическое  развитие страны.

Информация о работе Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ