Формирование службы маркетинга на предприятии и пути ее совершенствования (на примере СООО «Охотник»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка мероприятий по созданию и внедрению маркетинговой службы предприятия и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы в СООО «Охотник».
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………..6
1.1 Понятие, цели и типы служб маркетинга на предприятии…………...6
1.2 Организационные структуры службы маркетинга на предприятии..8
1.3 Координация деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия…………………………………………….14

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ОХОТНИК»………………...19
2.1 Общая характеристика СООО «Охотник» и выпускаемой продукции; анализ финансово-экономической деятельности предприятия ………...19
2.2 Управление маркетингом на предприятии…………………………….31
2.3 Анализ маркетинговой и сбытовой деятельности СООО «Охотник».37
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В СООО «ОХОТНИК»……51
3.1 Создание и внедрение отдела маркетинга в СООО «Охотник»; экономическая эффективность проекта……………………………………51
3.2 Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга предприятия…………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 3.37 Мб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Как видно из таблицы 3.1 стадия организации маркетингового отдела занимает не более двух месяцев. Этого времени достаточно для создания и начала работы полноценного отдела.

В таблице 3.2 представлен календарный план-график осуществления мероприятий проекта  на период с 01.07.2013 по 01.07.2014 гг.
Таблица 3.2 -Календарный план-график осуществления мероприятий по формированию отдела маркетинга в СООО «Охотник»

Мероприятие

Период осуществления

1

Поиск сотрудников в отдел маркетинга (размещение объявлений в СМИ, организация  процедуры рекрутинга)

с 01.07.13 по 01.08.13

2

Разработка должностных инструкций сотрудников отдела маркетинга

с 01.07.13 по 01.08.13

3

Приобретение компьютеров и  комплектующих к ним в количестве

с 01.07.13 по 01.08.13

4

Приобретение телефонного и  факсимильного аппаратов в  количестве

с 01.07.13 по 01.08.13

5

Обучение сотрудников маркетинговых  и сбытовых служб маркетинговым  и прочим управленческим технологиям

с 01.08.13 по 15.08.13

6

Сбор информации о конкурентах, организация базы данных по конкурентам  и оперативное ее ведение

с 15.08.13 по 01.07.14

7

Создание базы данных по поставщикам  и оперативное ее ведение

с 15.08.13 по 01.07.14

8

Систематический ежеквартальный сбор ценовой информации по конкурентам и поставщикам

с 15.08.13 по 01.07.14

9

Создание базы данных существующих и потенциальных клиентов

с 15.08.13 по 01.07.14

10

Анализ статистики

с 15.08.13 по 01.07.14

11

Анкетирование клиентов СООО «Охотник»

с 15.08.13 по 01.07.14

12

Реклама в СМИ 

с 01.09.13 по 01.07.14

13

Участие в республиканских и  международных выставках-ярмарках

с 01.10.13 по 01.07.14

14

Создание рекламной продукции

с 01.09.13 по 01.10.13


Примечание - Источник: собственная разработка

 

В виду того, что СООО «Охотник» - производственное предприятие малого бизнеса по производству специальной обуви и одежды, структура отдела маркетинга СООО «Охотник» максимально проста и выглядит следующим образом (рисунок 3.1)

 

Рисунок 3.1 – Структура отдела маркетинга СООО «Охотник»

Примечание - Источник: собственная разработка

 

В организационной структуре предприятия наблюдается совмещение службы сбыта и службы маркетинга. Это объясняется тем, что служба маркетинга укомплектовывается специалистом отдела сбыта. Схематично работу отдела маркетинга можно показать следующим образом (рисунок 3.2):

 

Рисунок 3.2 – Отдела маркетинга СООО «Охотник», включающий сбыт

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Практика показывает, что данное совмещение не совсем эффективно, однако на сегодняшний день руководство СООО «Охотник» не имеет финансовых возможностей для кардинального изменения в структуре управления предприятия.

Вследствие  реорганизации организационной  структуры предприятия место отдела маркетинга в общей структуре выглядит следующим образом  (рисунок 3.3)

 

Рисунок 3.3 – Место отдела маркетинга в структуре СООО «Охотник»

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Структура управления маркетингом  СООО «Охотник» является функциональной. Функциональная структура управления маркетингом предполагает, что отделы и службы образуются по выполняемым функциям маркетинга.

Функциональная структура  предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления: выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Порядок принятия маркетинговых решений должен быть организован таким образом, чтобы оперативно реагировать на возникающие проблемы: решения должны приниматься начальником отдела маркетинга и специалистом по конкретному вопросу и утверждаться директором. Процесс принятия решения проходит достаточно быстро, так как в нем участвует небольшое количество людей.

Основными функциями  создаваемого отдела маркетинга СООО «Охотник» являются:

1. Аналитические: анализировать  работу конкурентов – по продажам, ассортименту, продвижению; анализировать продажи - почему они хорошо идут лили недостаточно хорошо; анализировать потребителя – кто он и почему он покупает вашу или продукцию конкурента; постоянно анализировать, что происходит с рынком и какие возможности и угрозы подстерегают предприятие.

2. Коммуникативные: какую  новую упаковку предложить потребителю,  по какой цене, каким образом проинформировать и простимулировать потребителя.

3. Созидательные: создание  стратегии (плана) маркетинга, генерирование  новых продуктов, создание инструментов  конкурентной борьбы.

Предложенная структура  отдела маркетинга и уровень полномочий его сотрудников максимально адаптированы к особенностям и потребностям СООО «Охотник» на данном этапе деятельности, в связи с тем, что количество товаров и рынков невелико. Не исключено, что в процессе внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции сотрудников или вводить дополнительные единицы штатных работников в отдел.

Деятельность  специалистов отдела маркетинга и самого отдела задокументирована в должностных инструкциях и Положении об отделе маркетинга СООО «Охотник», который представлен в  Приложение Б.

Создаваемый отдел маркетинга СООО «Охотник» должен иметь право:

- участвовать в разработке  всех программ, планов и графиков, связанных с планированием новой  продукции и оказанием услуг,  а также контролировать их  выполнение;

- требовать от соответствующих подразделений СООО «Охотник» представления всей необходимой информации, обеспечивающей работу отдела маркетинга;

- вносить предложения  о привлечении к работе в  отделе маркетинга штатных сотрудников  других подразделений, а также  самостоятельно определять состав консультантов и контрагентов, выполняющих работы в интересах отдела маркетинга;

- требовать от производственных  подразделений соблюдения всех  стандартов;

На вновь  создаваемый отдел предлагается возложить следующие задачи:

- проведение маркетинговых исследований и анализа требований, относящихся к продукции, включая:

исследование конъюнктуры  рынка по направлениям: изучение спроса и предложения на рынке и отдельных  его сегментах, емкости и характера  рынка, уровня цен, степени и условий рыночной конкуренции;

- исследование товарной  политики предприятия по направлениям: изучение требований к продукции, изучение факторов успеха новой продукции, определение направлений развития выпускаемой продукции, оценка и прогнозирование конкурентоспособности;

- исследование потребителей  продукции;

- исследование конкурентов  (сильные и слабые стороны,  экономический, финансовый, производственный  потенциал, занимаемая доля рынка);

- исследование цен  (мониторинг цен на аналогичную  продукцию, определение конкурентной цены с учетом уровня цен конкурентов, определение ценовой стратегии при выходе на новые рынки или выводе на рынок новой продукции и т.д.);

- выработку рекомендаций  по производственной, ценовой, снабженческой, политике предприятия;

- разработку долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация деятельности подразделений предприятия в данной области;

- оперативное информационное  обеспечение маркетинговой деятельности  предприятия и его структурных  подразделений, координация деятельности  подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу;

- осуществление комплекса  маркетинговых коммуникаций и  управления продвижением деятельности  предприятия, продукции, включая:  рекламную деятельность, включая рекламу в Интернет, в том числе информационное сопровождение официального интернет-сайта www.ochotnik.com, рекламу в СМИ, другие мероприятия рекламного характера; прямой маркетинг; выставочную деятельность, включая организацию и участие предприятия в выставках, ярмарках, форумах;

- формирование связей  с общественностью, включая формирование  связей со СМИ;

- осуществления мониторинга  и анализа удовлетворенности  потребителей на основе данных  о динамике стоимостных и объемных  показателей реализации продукции, в том числе на экспорт и внутренний рынок, отзывов, результатов опросов, в том числе интервьюирования и анкетирования потребителей;

- обеспечение методического  руководства работой подразделений  предприятия в области маркетинга по вопросам, относящимся к компетенции группы.

Роль маркетинга для  СООО «Охотник» можно обусловить следующими факторами:

  • маркетинг позволяет сформировать рынок оптимальных поставщиков сырья и материалов;
  • маркетинг позволяет определить наиболее эффективные и прибыльные сегменты;
  • маркетинговая деятельность позволяет исследовать конкурентов опреде<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Формирование службы маркетинга на предприятии и пути ее совершенствования (на примере СООО «Охотник»)