Формирование службы маркетинга на предприятии и пути ее совершенствования (на примере СООО «Охотник»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработка мероприятий по созданию и внедрению маркетинговой службы предприятия и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы в СООО «Охотник».
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Содержание

РЕФЕРАТ……………………………………………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………..6
1.1 Понятие, цели и типы служб маркетинга на предприятии…………...6
1.2 Организационные структуры службы маркетинга на предприятии..8
1.3 Координация деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия…………………………………………….14

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ОХОТНИК»………………...19
2.1 Общая характеристика СООО «Охотник» и выпускаемой продукции; анализ финансово-экономической деятельности предприятия ………...19
2.2 Управление маркетингом на предприятии…………………………….31
2.3 Анализ маркетинговой и сбытовой деятельности СООО «Охотник».37
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В СООО «ОХОТНИК»……51
3.1 Создание и внедрение отдела маркетинга в СООО «Охотник»; экономическая эффективность проекта……………………………………51
3.2 Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга предприятия…………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 3.37 Мб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшим резервом повышения экономической эффективности и рентабельности работы предприятия является увеличение выручки от реализации выпускаемой продукции и снижение себестоимости. Однако, следует отметить такие факторы, как: увеличение уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж.

Динамика экономических показателей СООО «Охотник»

Основные показатели финансово-экономической деятельности и анализ финансового состояния организации в СООО «Охотник» рассмотрены ранее и  представлены в таблицах 2.4 и 2.5.

Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности  предприятия СООО «Охотник» отражена в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности  предприятия СООО «Охотник»

Показатели

Ед. изм.

Годы

Отклонение, (+, -)

2011

2012

1

2

3

4

5

Товарная продукция :

- в действующих ценах

- в сопоставимых ценах

 

млн. р.

млн. р.

 

4093

3888

 

5588

5588

 

+1495

+1700

Прибыль от реализации

млн. р.

450

330

-120

Чистая прибыль

млн. р.

338

301

-37

1

2

3

4

5

Рентабельность реализованной  продукции

%

18,7

9,1

-9,6

 

Численность работников

чел.

31

31

-

Производительность труда

млн. р./чел.

14,50

10,65

-3,85


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

По данным таблицы 2.6 можно  сделать следующие выводы: в 2012 г. на предприятии наблюдается снижение прибыли в результате отрицательного влияния всех факторов. Наибольшее снижение прибыли произошло из-за резкого сокращения количества проданной продукции (на 20 000 пар) и за счет повышения на 50,5% уровня себестоимости проданной продукции. Прибыль от реализации продукции составила – 330,0 млн. р., чистая прибыль составила 301,0 млн.р. СООО «Охотник» в 2011 году выпустило продукции в количестве 86 тысяч пар на общую сумму 4 093,0 млн.рублей (без НДС в фактических ценах). Объем производства продукции в 2012 году по сравнению с предыдущим периодом уменьшился на 20 тыс. пар и составил 66 тыс. пар на сумму 5588,0 млн.руб. Увеличение выручки от реализованной продукции в основном является следствием роста цен на обувь.  

Как указывалось ранее, себестоимость  реализованной продукции ежегодно растет практически с одним и  тем же темпом роста, но при этом финансово-экономический результат СООО «Охотник» за анализируемый период падает. Темп роста себестоимости продукции в 2012 году по отношению к 2011 году опережает темп роста выручки от реализованной продукции за анализируемый период. Как следствие, рентабельность реализованной продукции (окупаемость затрат) в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 10,1%, а в 2012 году по отношению к 2011 году снизилась на 9,6 % .

Уровень рентабельности  9,1%  позволяет  говорить о нестабильности на предприятии. Падение уровня рентабельности на 9,6 % по отношению к предыдущему периоду связано с некоторыми факторами внешней среды: обстановкой в мире, падением курса национальной валюты, в следствии чего, роста цен у поставщиков на сырье и материалы, очень высокой процентной ставкой на услуги кредитования.

На изменение прибыли на предприятии влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой (балансовый) доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на уменьшение прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Выпускаемая продукция реализовывалась как в республике, так и за рубежом. В 2011 году объем экспорта составил 26 369 пар на сумму 1 663,0 млн.руб., в 2012 году – 22 116 пар обуви на сумму 2 653 млн.руб. 

В результате реализации продукции, товаров, работ, услуг предприятием получена выручка за 2012 год в сумме 4 364 млн.руб. рублей.

По состоянию на 1.01.2013 года коэффициенты платежеспособности имели следующие значения:

  • коэффициент текущей ликвидности - 4,30 при нормативе 1,1;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами       - 0,77 при нормативе 0,1;

Сумма собственных оборотных средств составила 1138,0 млн. рублей;

  • коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами - 0,09 (в пределах норматива - не более 0,85).

По состоянию на 01.01.2013 года общая оборачиваемость капитала увеличилась, коэффициент составил 1,05, также увеличился коэффициент оборачиваемости оборотных средств (краткосрочных активов) и составил 2,99.

Реализация и соответственно объем выпуска продукции предприятия  зависит от времени года. Наглядно влияние фактора «сезонности» представлено на рисунке 2.1 (числовые значения объемов продаж приведены для 2012 года).

Рисунок 2.1 – Реализация обуви из ПВХ по сезонам в 2012 году

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Из рисунка 2.1 видно, что в 2012 году больше всего продукции реализуется декабре-январе, т.е. в зимнее время года. Соответственно, в этот период происходит увеличение спроса, следовательно, и увеличение продаж и выручки от реализованной продукции.

Несмотря на значительное увеличение выручки от реализации обуви, динамика экономических показателей предприятия выглядит не лучшим образом. Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура  затрат зависят от характера и  условий производства при той  или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как  конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых  цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования  занимает ключевое место в системе  рыночных отношений. Часто с помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов.

Таким образом, прибыль  предприятия формируется под  воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли СООО «Охотник», лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

1.  Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

2. Улучшение условий  продажи продукции, в том числе  за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

3. Изменение структуры  производимой и продаваемой продукции  за счет увеличения доли более  рентабельной.

4. Снижение валовых  расходов на производство и  обращение продукции.

5. Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

6. Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).

 

 

2.2 Управление  маркетингом на предприятии

 

Организационная структура  предприятия.

На СООО «Охотник» применяется смешанная - линейно-функциональная структура предприятия.

На 2013 год организационная структура предприятия выглядит следующим образом (рисунок 2.2).

 

 

Рисунок 2.2 – Организационная структура предприятия на 2013 год

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

 

Управленческие работы в аппарате СООО «Охотник» разделяются по следующим группам:

-   организация управления  – директор;

-   управление производством  – гавный инженер;

-   управление финансами   – главный бухгалтер, бухгалтерия; 

-  материально-техническое  снабжение, маркетинг и сбыт – ведущий экономист, вдущий товаровед;

-  технико–экономическое  управление – менеджер;

-  управление кадрами  – ведущий специалист по кадрам.

Производственную деятельность также обслуживают: цех по производству обуви из ПВХ, заведующий складом готовой продукции, сырья и материалов.

Следует отметить, что  в СООО "Охотник" отсутствует  отдел маркетинга, рекламы и логистики. Маркетинговые функции на предприятии возложены на ведущего экономиста и ведущего товароведа. Обязанности и функции данных сотрудников не разделены, что влияет на эффективность организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии, результаты проведения рекламных кампаний, привлечение новых покупателей и т.д. Эти специалисты подчинены непосредственно директору. В «Охотнике» деятельность ведущего экономиста направлена на реализацию продукции и снабжение сырьем и материалами на внешнем рынке, а ведущего товароведа – на внутреннем рынке.

Информация о работе Формирование службы маркетинга на предприятии и пути ее совершенствования (на примере СООО «Охотник»)