Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:49, дипломная работа
Цель работы: разработка мероприятий по созданию и внедрению маркетинговой службы предприятия и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы в СООО «Охотник».
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………..6
1.1 Понятие, цели и типы служб маркетинга на предприятии…………...6
1.2 Организационные структуры службы маркетинга на предприятии..8
1.3 Координация деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия…………………………………………….14
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ОХОТНИК»………………...19
2.1 Общая характеристика СООО «Охотник» и выпускаемой продукции; анализ финансово-экономической деятельности предприятия ………...19
2.2 Управление маркетингом на предприятии…………………………….31
2.3 Анализ маркетинговой и сбытовой деятельности СООО «Охотник».37
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В СООО «ОХОТНИК»……51
3.1 Создание и внедрение отдела маркетинга в СООО «Охотник»; экономическая эффективность проекта……………………………………51
3.2 Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга предприятия…………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….75
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшим резервом повышения экономической эффективности и рентабельности работы предприятия является увеличение выручки от реализации выпускаемой продукции и снижение себестоимости. Однако, следует отметить такие факторы, как: увеличение уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж.
Основные показатели
финансово-экономической
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия СООО «Охотник» отражена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия СООО «Охотник»
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Отклонение, (+, -) | |
2011 |
2012 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарная продукция : - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
млн. р. млн. р. |
4093 3888 |
5588 5588 |
+1495 +1700 |
Прибыль от реализации |
млн. р. |
450 |
330 |
-120 |
Чистая прибыль |
млн. р. |
338 |
301 |
-37 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
18,7 |
9,1 |
-9,6 |
Численность работников |
чел. |
31 |
31 |
- |
Производительность труда |
млн. р./чел. |
14,50 |
10,65 |
-3,85 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
По данным таблицы 2.6 можно
сделать следующие выводы: в 2012 г.
на предприятии наблюдается
Как указывалось ранее, себестоимость
реализованной продукции
Уровень рентабельности 9,1% позволяет говорить о нестабильности на предприятии. Падение уровня рентабельности на 9,6 % по отношению к предыдущему периоду связано с некоторыми факторами внешней среды: обстановкой в мире, падением курса национальной валюты, в следствии чего, роста цен у поставщиков на сырье и материалы, очень высокой процентной ставкой на услуги кредитования.
На изменение прибыли на предприятии влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой (балансовый) доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на уменьшение прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.
Выпускаемая продукция реализовывалась как в республике, так и за рубежом. В 2011 году объем экспорта составил 26 369 пар на сумму 1 663,0 млн.руб., в 2012 году – 22 116 пар обуви на сумму 2 653 млн.руб.
В результате реализации продукции, товаров, работ, услуг предприятием получена выручка за 2012 год в сумме 4 364 млн.руб. рублей.
По состоянию на 1.01.2013 года коэффициенты платежеспособности имели следующие значения:
Сумма собственных оборотных средств составила 1138,0 млн. рублей;
По состоянию на 01.01.2013 года общая оборачиваемость капитала увеличилась, коэффициент составил 1,05, также увеличился коэффициент оборачиваемости оборотных средств (краткосрочных активов) и составил 2,99.
Реализация и соответственно
объем выпуска продукции
Рисунок 2.1 – Реализация обуви из ПВХ по сезонам в 2012 году
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Из рисунка 2.1 видно, что в 2012 году больше всего продукции реализуется декабре-январе, т.е. в зимнее время года. Соответственно, в этот период происходит увеличение спроса, следовательно, и увеличение продаж и выручки от реализованной продукции.
Несмотря на значительное увеличение выручки от реализации обуви, динамика экономических показателей предприятия выглядит не лучшим образом. Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.
В этих целях необходимо
изучать рыночные условия хозяйствования
и возможности внедрения
Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.
Размер прибыли как
конечного финансового
Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.
Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Часто с помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.
Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов.
Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.
Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
В анализе факторов, влияющих на величину прибыли СООО «Охотник», лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:
1. Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
2. Улучшение условий
продажи продукции, в том
3. Изменение структуры
производимой и продаваемой
4. Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.
5. Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
6. Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).
2.2 Управление маркетингом на предприятии
Организационная структура предприятия.
На СООО «Охотник» применяется смешанная - линейно-функциональная структура предприятия.
На 2013 год организационная структура предприятия выглядит следующим образом (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Организационная структура предприятия на 2013 год
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Управленческие работы в аппарате СООО «Охотник» разделяются по следующим группам:
- организация управления – директор;
- управление производством – гавный инженер;
- управление финансами
– главный бухгалтер,
- материально-техническое снабжение, маркетинг и сбыт – ведущий экономист, вдущий товаровед;
- технико–экономическое управление – менеджер;
- управление кадрами
– ведущий специалист по
Производственную деятельность также обслуживают: цех по производству обуви из ПВХ, заведующий складом готовой продукции, сырья и материалов.
Следует отметить, что в СООО "Охотник" отсутствует отдел маркетинга, рекламы и логистики. Маркетинговые функции на предприятии возложены на ведущего экономиста и ведущего товароведа. Обязанности и функции данных сотрудников не разделены, что влияет на эффективность организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии, результаты проведения рекламных кампаний, привлечение новых покупателей и т.д. Эти специалисты подчинены непосредственно директору. В «Охотнике» деятельность ведущего экономиста направлена на реализацию продукции и снабжение сырьем и материалами на внешнем рынке, а ведущего товароведа – на внутреннем рынке.