Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа
История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. 4
Природа цикла. 4
Промышленный цикл К. Маркса. 5
Конъюнктура цикла. 7
ТИПЫ ЦИКЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЦИКЛА. 8
Классификация и периодичность циклов. 8
Основные подходы к теории цикла. 11
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 17
Школы антицикличности. 17
Антициклическое регулирование в Республике Беларусь. 22
Индекс группы переменных для прогнозирования ВВП. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33
При этом предполагается исходить из необходимости учета следующих ограничений, имеющих важное значение для экономической безопасности страны:
На долгосрочную перспективу в Республике Беларусь разработана антициклическая программа, направленная на достижение сбалансированного и устойчивого экономического роста. Государственное регулирование экономического роста в республике не придерживается ни неокейнсианской, ни консервативной концепции, а использует свою собственную антициклическую программу. Главными приоритетами, согласно этой программе, являются:
1. Бюджетно-налоговое регулирование.
Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритету социально-экономического развития страны. Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода, ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.
Предусматривается продолжить реформу налоговой темы и законодательных основ налогообложения на основе разработки и принятия Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации, что обеспечит единое правовое поле и создаст равные условия налогообложения для субъектов хозяйствования обеих стран.
Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой - по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечить достаточные поступления средств в бюджет.
В области бюджетной политики предстоит обеспечить правильное распределение полномочий, задач и функций фискальных органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.
Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения государственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.
Политику государственных расходов предусматривается направить на: обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном разрешении предоставления части услуг на платной основе; снижение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте, постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета; стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение; избирательную поддержку агропромышленного комплекса; повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования.
В целом, бюджетно-налоговое регулирование направлено на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и развитие экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики [13].
2.Денежно-кредитное и валютное регулирование.
Целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь до 2010 г. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости.
На первом этапе (до 2005 г.) предусматривалась реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования, поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.
Это позволило обеспечить формирование экономических предпосылок для объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, государственного долга, дефицита/профицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).
На втором этапе (до 2010 г.) будет обеспечена свободная конвертируемость единой денежной единицы на национальном и внешних валютных рынках.
Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.
Денежно-кредитное и валютное регулирование направлено на содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внешней конвертируемости.
3. Ценовое и антимонопольное регулирование.
Основным направлением
совершенствования
Государственное
ценовое регулирование сохраняе
В целях проведения единой политики Беларуси и России в области ценового регулирования в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривается обеспечить субъектам хозяйствования государств-участников равные условия по использования во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов, которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой прибыли.
Во внутренней политике ценообразования в ближайшей перспективе предстоит привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные цены, и, прежде всего в животноводстве, которое является убыточным. Предусматривается поэтапное увеличение минимальных закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, возмещающего на первом этапе нормативные затраты на производство и получение прибыли, достаточной для воспроизводства.
В перспективе
ценовое регулирование в
Таким образом,
ценовое регулирование
Однако следует иметь в виду, что радикальная либерализация внутреннего рынка в условиях незавершенного системного кризиса белорусской экономики может привести к катастрофическим последствиям, если осуществить ее ненадлежащим образом. Потери национальных производителей, абсолютно не готовых к свободной конкуренции с импортом на внутреннем рынке, могут оказаться настолько велики, что ущерб станет необратимым. Резкое ухудшение финансового состояния предприятий сделает невозможной дальнейшую модернизацию и повышение технологического уровня национальной экономики. В первую очередь ущерб понесут именно высокотехнологичные отрасли, которые в Беларуси наименее способны к международной конкуренции, и, следовательно, начнется процесс замещения этих отраслей производствами, в которых определяющим фактором конкурентоспособности является дешевый труд. В результате, вместо обретения республикой выгодного места в международном разделении труда произойдет откат к более низким технологическим укладам и переход в категорию стран, отстающих в развитии. Таким образом, на первое место выдвигается проблема прогнозирование влияния либерализации импорта отдельных товаров и услуг на финансовое состояние отечественных производителей, конкурирующих с данным импортом на внутреннем рынке.
Таблица 1. Показатели чувствительности финансовых результатов белорусской промышленности к либерализации импорта
Отрасль |
Доля прибыли в стоимости, реализованной продукции |
Запас безубыточности по 1 варианту, % от физ. объема пр-ва |
Запас безубыточности по 2 варианту, % от физ. объема пр-ва |
Вся промышленность |
9,7% |
39,6% |
26,9% |
Электроэнергетика |
5,7% |
23,5% |
17,8% |
Топливная промышленность |
25,4% |
72,1% |
66,0% |
Черная металлургия |
5,4% |
24,5% |
17,1% |
Химическая
и нефтехимическая |
10,4% |
32,7% |
24,6% |
Машиностроение и металлообработка |
10,7% |
44,3% |
26,8% |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
7,2% |
33,5% |
18,6% |
Промышленность строительных материалов |
4,8% |
19,1% |
11,9% |
Продолжение таблицы 1. | |||
Легкая промышленность |
5,7% |
29,0% |
15,5% |
Пищевая промышленность |
7,5% |
43,2% |
30,1% |
Примечание. Источник:[6 c.4]
Индекс группы переменных для прогнозирования ВВП.
Одним из инструментов, которыми пользуются органы государственного управления за рубежом для прогнозирования будущего направления изменения реального ВВП9, служит месячный индекс группы переменных, предсказывавших изменения ВВП в прошлом. Изменения индекса опережающих показателей обеспечивают информацию о перспективном направлении развития экономики и таким образом могут сократить длительность "разрыва восприятия", связанного с реализацией макроэкономической политики. Поэтому разработка системы лидирующих индикаторов и расчет сводного индекса на их основе весьма актуальны.
Для построения сводного опережающего индикатора в зарубежных странах используются различные показатели. Например, Министерством торговли США для его расчета применяются такие показатели, как:
На практике при построении системы опережающих индикаторов используются две различные и не сводимые друг к другу концепции экономической динамики. В первой делается акцент на направление движения экономики (вверх — вниз, рост — падение), во второй — на скорость движения (быстрее — медленнее, ускорение — торможение). Первая соответствует классическому понятию цикла деловой активности, во второй применяется понятие "циклов роста".
В США анализ поворотных точек ведется в терминах роста и падения. В странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), напротив, отслеживаются переходы от ускоренного роста к замедленному, и наоборот (считается, что в мире существует тенденция к более или менее постоянному экономическому росту, тогда как длительность и глубина классических кризисов — с характерным для них абсолютным спадом — уменьшается).
Для датировки поворотных точек могут применяться как формальные, так и неформальные методы. Неформальный подход используется в США. При Национальном бюро экономических исследований (НБЭИ) данного государства существует специальный Комитет по датировке деловых циклов, в который входят крупнейшие экономисты.
Информация о работе Цикличность и экономическое развитие. Экономический цикл и его фазы