Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.

Вложенные файлы: 11 файлов

КАРАСЕВА М.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

КЭкзамену22_ФП.doc

— 1.09 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Налоговое право.doc

— 642.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Финансово.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпора к экз. совр пробл Адм. Права_Калинина.doc

— 264.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

НК13_23.doc

— 669.00 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд  Российской Федерации в своих  актах указывает, что сборы предназначены  для возмещения соответствующих  расходов и дополнительных затрат публичной власти. Функции налогов и сборов

Сущность налогов как экономической  категории, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функция показывает, каким образом  реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Выделяют фискальную и контрольную  функции налогов.

При этом фискальная функция (от лат. fiscus – корзина) налогов является основной. С ее помощью обеспечивается формирование государственных (муниципальных) денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода. Без фискальной невозможно существование контрольной функции.

Контрольная функция налогов позволяет оценивать эффективность функционирования налоговой системы, осуществляется контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений

Виды налогов: В Российской Федерации действуют следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные.

Федеральными являются налоги и  сборы, устанавливаемые федеральным  налоговым законодательством, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые федеральным  и региональным налоговым законодательством и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные законодательные (представительные) органы определяют следующие элементы налогообложения:

• налоговые ставки;• порядок  и сроки уплаты налога;• формы налоговой отчетности;

• налоговые льготы.

Остальные элементы налогообложения  устанавливаются федеральным налоговым  законодательством.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым  законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  порядке и пределах, установленных федеральным законодательством, определяются следующие элементы налогообложения:

• налоговые ставки;

• порядок и сроки уплаты налога;

• формы налоговой отчетности;

• налоговые льготы.

Принадлежность налога к конкретному  уровню налоговой системы не означает, что он является источником доходов только бюджета соответствующего уровня (федеральный налог – федеральный бюджет, региональный налог – региональный бюджет и т.д.). В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством может быть предусмотрено полное или частичное закрепление конкретных федеральных (или региональных) налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов.

Федеральные налоги и  сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на прибыль организаций;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• государственная пошлина;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов;

• водный налог.

 Региональные налоги и сборы К ним относятся:

• налог на имущество организаций;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы

К местным налогам и сборам относятся:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц.

Кроме перечисленных налогов и  сборов в Российской Федерации применяются  специальные налоговые режимы и  соответствующие им налоги:

1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог и закрытый перечень «традиционных» налогов);

2) упрощенная система налогообложения  (единый налог при упрощенной  системе налогообложения и закрытый  перечень «традиционных» налогов);

3) система налогообложения в  виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог на вмененный доход и закрытый перечень «традиционных» налогов);

4) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции (закрытый перечень  «традиционных» налогов).

15. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура. Виды налоговых правоотношений: налоговые контрольные, налоговые договорные, налоговые деликтные. Представительство в налоговых правоотношениях.

Налоговое правоотношение – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Согласно ст. 2 НК, к отношениям, которые регулируются законодательством  о налогах и сборах, относятся:

- отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

- отношения, возникающие в процессе  осуществления налогового контроля;

- отношения, возникающие в процессе  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Налоговым правоотношениям присущи  общие характерные черты, свойственные всем правовым отношениям:

1) они возникают, прекращаются  или изменяются лишь на основе  правовых норм;

2) участники правовых отношений  взаимосвязаны между собой субъективными  юридическими правами и обязанностями,  в этой связи и выражается сущность правоотношений;

3) правовые отношения отличаются  волевым характером, так как в  них через правовые нормы выражается  государственная воля, а также  волеизъявление его участников;

4) в правовых отношениях участвуют  конкретные субъекты со строго определенными взаимными правами и обязанностями.

Возникновение налоговых правоотношений обусловлено деятельностью органов  государственной власти и местного самоуправления по собиранию в соответствующие  бюджеты обязательных платежей, входящих в налоговую систему страны.

Налоговые правоотношения связаны с денежными платежами  в государственную и муниципальную  казну.

В налоговых правоотношениях помимо участия органов власти в процессе установления налогов особо следует  отметить обязательное участие налоговых органов, специальной задачей которых и является обеспечение сбора налоговых платежей в бюджет.

 

Основное содержание налогового правоотношения – обязанность налогоплатильщика  внести в бюджетную систему или  внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с устаовленными ставками и в предусмотренные сроки.

  признаки

1) возникают и развиваются в  сфере финн деятельности гос-ва

2) одной из сторон всегда является  государство, уполномоченный государством  орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер

3) характеризуются публичным характером

4) являются имущественным, т.е.  в конечном счете возникают  по поводу ДС

Индивидуальные признаки

5)Изменятся, прекращаются только  на основе норм законадательства о налогах и сборах

6)Общественные отношения в сфере  налогооблажения могут возникать  и существовать только в правовой  форме, только на основе норм  законодательства. Конституция РФ  предусматривает обязанность уплачивать  только законно установленные  налоги и сборы. В этом одно из существенных отличий от частноправных

7) Опора на существующую систему  принципов налогового права: всеобщность  налогооблаженния, податное равенство,  эконом обоснованность, конституционность  налогооблажения, законность установления налогов и сборов.

Структура. Элементами структуры налоговых правоотношений являются: субъекты и юридическое содержание – их права и обязанности. Объекты налоговых правоотношений – материальные блага юридических и физических лиц, с которых в установленном законом порядке взимаются налоги, сборы, пошлины (закреплены ст. 38 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие  «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:- налогоплательщики – организации и физические лица;- налоговые агенты;- налоговые органы – Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;- таможенные органы – Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;- сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющий в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или сборов, а также контроль за их уплатой на налогоплательщиками и плательщиками сборов;- финансовые органы – Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций субъектов РФ органы государственных внебюджетных фондов;- иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

. Права и обязанности  участников налоговых правоотношений.

Права налогоплательщиков

Ст. 21 НК РФ

Обязанности налоговых  органов 

Ст. 32 НК РФ

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; (см. текст в предыдущей редакции)
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • и т.д.
  • бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • и т.д.

Обязанности налогоплательщиков

Ст. 22 НК РФ

Права налоговых  органов 

ст. 31 НК РФ

  • уплачивать законно установленные налоги и сборы;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
  • взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ;
  • требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

 

Виды 

 

Виды налоговых правоотношений: налоговые контрольные, налоговые  договорные, налоговые деликтные. Представительство  в налоговых правоотношениях.

 

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Ориентируясь на действующее налоговое  законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов  отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства

 

 

Представительство в налоговых  правоотношениях. НК спец Гл 4 

 

При этом если налогоплательщик использует представителя, то это не лишает его самого права на личное участие  в   налоговых  отношениях, что тоже важно.  

Представительство  распадается на два вида: законное и уполномоченное. Законными представителями физлиц являются (в НК идет прямая отсылка к гражданскому законодательству, никаких иных лиц кроме тех, которые предусмотрены по ГК, нет) родители, усыновители или опекуны. Законными представителями налогоплательщика-организации выступают лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. То есть, другими словами, кто может представлять юридическое лицо на основании закона или учредительных документов? Органы юридического лица. Таким образом, органы юридического лица, в том числе должностные лица - генеральный директор или исполнительный директор - это и есть законные представители организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"