Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
Рынки характер-ся также по ур. насыщения, степени конкурент. зрелости, монопол-ции, правовому статусу (легальный, нелегальный) и др.Чтобы охарактер-ть сост-ие рынка, надо рассмотреть его в единстве с процесс. пр-ва, распредел., обмена и потребл., с хар-ками видов и прав собствен. и эк.обособления, обществ. разделения труда, найма раб.силы, риска хоз. деят-сти., соотношения спроса и предлож., цен, а также рыноч. инфраст-ры(учреждения, биржи, ассоциации и т.д.).
Важн. роль играют рын. институты, закрепляющие и развивающие фундамент. рын. ценности: институт частной собствен. и свободы предприним-ва, институт свободной и честной конкуренции и др. Для воплощения института частн.собств-ти надо создавать и обеспеч. зрелость:
• рын. правового гос-ва (право собств-сти, договорное право и т.д);
•конкурент.среды (конкуренц. соц. интересов, антимонопольн. законод-во и т.д.).
В число ключевых инфраструк-ных элементов, обеспеч-щих их реал-цию, входят струк-ры юрид. и аудиторск. сопровождения, информац. услуг и проф. подготовки.
Важнейш. рынками, где функц-ют реальн. рын. институты, процессы и мех-мы, явл. рынки факторов пр-ва (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, сов-сть товарных рынков. Но глав. роль в рын. эк-ке играет рынок факторов пр-ва (рынок рес-сов).Факторы пр-ва(ФП):использ-мые в процессе пр-ва матер. блага и услуги рес-сов эк-ки. Их раздел. на 4 группы: земля, труд, капитал, предприним. деят-ть.
В соответствии с 4 группами ФП различают 4 основн. вида доходов: земельн.ренту, зарплату, %, предприним. доход (прибыль), это плата за услуги этих ФП. Цена самого ФП =современ. стоимости (с.с. платежа, осуществля-го в нек. момент в будущем, явл-ся суммой, кот. надо вложить сегодня, чтобы получить указ. выплату к этому моменту) всех связанных с ним настоящ. и будущ. платежей за использ-ие этого ФП.
Рынок ФП функц-ет по законам спроса и предлож., но спрос на ФП вторичный, т.к. предприн-ль приобретает их не для удовлетвор. личн. потребн., а для пр-ва конеч. прод-ции, приносящей прибыль.
Предлож.ФП рассм-ся с 2сторон:1)общего предложения и 2)их распределения м/у отраслями и п/п, что связано с мобильностью конкретного фактора.
Рынок труда: многомерн., многоуровнев. сис-ма рын. институтов, орг-ций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и обществ. объединений, решающих совокупн. проблем воспр-ва раб. силы и испол-я. труда и выполняющих для этого многочисл. функции на микро- и на макроуровне. Решаемые проблемы: условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, стр-ра занятости, уровень и динамика безработицы, квалификация работников, развитие чел. капитала.
Рынок капитала: рынок фин. капитала (кред. рынок), фин. ср-в, предназн-х для приобр-ния оборудования, зданий, сооружений. Кругооборот капитала осущ-ся в форме реального и денежного капитала (деньги-товар-деньги’). Денеж. рынок - краткоср. ссудного капитала. Рынок ссудного капитала - среднеср. и долгоср. ссуд. Клас-ция рынков капитала в сис-ме финн.рынков:ден.р-к, валютныйр-к, р-к капитала(ссудного капитала и р-к ценных бумаг), р-к золота.
Наряду с базисн. институтами частн. собств. и свободы предпр-ства при рассмотрении сущности и содержания рынка ФП важную роль играют конкуренция (совершенная и несовершенная), монополия и др. Институц.-организац. основой функц-ния рынка ФП явл. биржевой мех-зм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).
39. Основные формы ведения хоз-ва. Преобразование форм собственности.
Переход к рын.эк-ке в обязательн. порядке предполаг. фор-ние субъектов рын. отнош.: независ., самост. эк-ки, ответств. товаропроизв-лей. Для этого почти при абсолют. преоблад. гос. собствен-ти в эк-ке РБ требовалось осуществить разгосударствл.(Р) и приватизац. (П) п/п и орг-ций различ. отраслей нар.хоз.
Р:передача имущества из гос. собс-ти в иную акционер., коллективн., кооперативн., частн., смешан.
П:передача гос.собств-ти за плату или безвозмездно в частн. собств. Конституц.РБ и Гражд.кодекс определ.2 формы собств.: гос(в виде республ. и коммунальн.) и частн. Исключ-но собств. гос-ва: недра, вода, леса, земли с/х назнач.
Реформир. гос. собств. в РБ началось в 1991 и было напрямую связано с необход. повыш. эфф-ти всего хоз. комплекса страны. К нач. рын. реформир-ия общая числен. объектов гос. собств-ти, подлежащих разгосударствл. и приват-ции, 8,7 тыс., в т.ч. 3,4 тыс.(39,2%) республик. и 5,3 тыс.(60,8%) коммунальн. собств-ти. В общ.числ-ти объектов промышл. п/п сост. 14,7%, строительства 11,2, транспорта 4,5, торговли и обществ. питания 23,3, быт. обслуж.3,8, прочих 42,5% .
В РБ за период П с 1991 по 2009 год реформировано 4555 объектов гос. собств-ти. Из них 1423 объекта республик. и 3132 - коммунальной собств-ти.
Глав.задачи РиП явл.:
•формир. необход. для рын. эк-ки среды, обеспеч-щей конкуренцию, разв-ие предпр-льства, многооб. форм собств., видов хоз. субъектов;
•усиление хоз. и труд. мотиваций, повыш. эффект-ти использ-ния созд. в стране эк. потенц-ла и стимулир. его приумнож.;
•созд. возмож-ти самовыраж. граж-нам, задейств. их энергии, инициативы;
•увелич. поступл. ср-в в бюджет за счет продажи гос.имущества, связывание ср-в п/п, отвлеч. части денег с потребительск. рынка и способств. его стабилиз.
В преобраз. форм собств. в РБ выдел-ся 3 этапа:
1) П только за денежные ср-ва, в осн. по инициативе «снизу». Заинтересован. в П труд. коллек-вы п/п обращались в органы П со своими предложениями о выкупе гос.имущества.Такие п/п после П преобраз-сь в коллектив., а после в АО или ООО. До 1993 П проходила на основе отдельн. времен. норматив. актов и в целом не имела законодат. базы.
2) в 1993 приняты законы «О Р и П гос. собств. в РБ», «Об именных Пционных чеках», Гос. прогр. П,и др. При П каждого объекта 50%стоимости оплач. деньгами и 50%чеками «Имущество». Ср. и крупн. п/п пром-ти, строит-ва, трансп. могли преобраз-ся в ОАО. На конкурсы и аукционы выставлялись малые п/п коммунальн. собств., объекты незавершен. строит-ва. Принятая в 1994 Программа неотложн. мер по выходу эк-ки РБ из кризиса предусм-ла наряду с преодол. спада произ-тва осуществл. Р и П, разв-ие мал. и сред. бизнеса. Это активизир-ло процесс П.
3) совершенст-ие стратегии и тактики преобраз. отнош-ий собств-ти.Основн. направл. определ. указами Президента РБ «О мерах по совершенст-ию реформир. гос. собств.»(1995), «Об упорядочении распоряж-ия гос. имуществом», «Об особом праве гос-ва на участие в управл. АО»(1997).В 1998 принят Декрет Президента РБ «О Р и П гос. собств. в РБ», кот. позволил обеспеч. един. гос. политику по рефор-ию гос. собств., усилить соц. направл. этого процесса, создать благопр. усл. для привлеч. отеч. и иностр. инвесторов. В 2000 разработ. и одобр. Концепц. управл. гос. имуществом в РБ на 200-05.
В план П на 2011-2013 годы включены 244 хоз. общ-ва. Власти страны намерены в 11-13 годах акционировать 134 гос.п/п. По плану на 2011г. правительство собиралось продать акции 180 предприятий, оцененных в Br1,3 трлн. (в $152 млн. в эквиваленте). Фактически проданы акции 38 предприятий на сумму в Br170 млрд. (около $20 млн.)
В РБ по закон-тву, использ. методы П:
•преобраз. гос. орг-ций в АО;
•выкуп арендов-го имущ-ва арендной орг-цией;
•продажа на аукционе и по конкурсу.
Наиб. распростр. метод Р преобразов. в АО, при этом сохр-ся большая доля акций, принадлеж. гос-ву, оно может использ. «золотую акцию» как особое право управл. А п/п.
В последние годы в РБ преоблад. «точечн.» реформ-ие объектов гос. собств. исходя из эк. эффек-ти, возмож-ти внедр. нов. технолог., освоения выпуска нов. видов прод-ции. Глав. цель Р и П остается повыш. эффектив-ти произ-тва и созд. конкурент. среды, активиз. инвестиц. и инновац. деят-ти, привлеч. иностр. инвест.,учитывая соц и эколог последств. П.
По Гражд. кодексу РБ, хоз. субъек-ми м.б.коммерч. и некоммерч. орг-ции.
Полн. товарищ-во: участники кот. в соотв-вии с заключ. м/у ними дог-ром заним-ся предприним. деятельн. от имени товарищ-ва и солидарно друг с другом несут субсидиар. ответств. своим имущ-вом по обяз-вам товарищества.
Коммандитное:в кот. наряду с участ-ми, осуществл-ми от имени товарищества предприним. деят. и отвечающ. по обяз-вам тов-ва всем своим, есть 1 или нес-ко участников, кот. несут риск убытков, связ. с деят-тью тов-ва, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществл. тов-вом предприним. деят.
ООО: учрежд. 2 или более лицами общ-во, устав.фонд кот. разделен на доли определен. учредительн. док-ми размеров. Участники ООО не отвечают по его обяз-вам и несут риск убытков, связ. с деят. общества, в пределах стоим-ти внесен. ими вкладов.
ОДО: учрежд. 2 или более лицами общ-во, устав. фонд кот. разделен на доли определен. учредительн. док-ми размеров. Участники солидар. несут субсидиар. ответств. по его обяз-вам своим имущ. в пределах, определ-х учредительн. док-ми общества.
АО:общ-во, устав. фонд кот. разделен на определ. число акций. Учас-ки не отвеч. по его обяз-вам и несут риск убытков, связ. с деят. общ-ва в пределах стоимости принадлеж. им акций.
ОАО: общ-во, если его участник м. отчуждать принадлеж. ему акции без согласия др. акц-ров неогранич. кругу лиц.
ЗАО:участник кот. м. отчуждать принадлеж. ему акции с согласия др. акционеров и(или) огранич. кругу лиц. Произв. кооператив:коммерч. орг-ция, участники кот. обязаны внести имуществ.паевой взнос, принимать личн. труд. участие в его деят. и нести субсидиар. ответств. по обяз-вам производств. копер. в равных долях, если иное не определено в уставе.Унитар.п/п:коммерч. орг-ция, не наделен. правом собств. на закреплен. за ней собств-ком имущество.
40.Структурная перестройка нац. эк-ки. Диверсификация эк-ки.
РБ после распада СССР стала самост. суверен. гос-вом и получ. в наследство о развитую эк-ку с многоотрасл. стр-рой, где преимущ. роль играли:машиностр-ие, хим. и нефтехим., лесн. и деревообраб., легк. и пищ. пром-ть, животновод., льновод. и картофелевод. В первые годы струк-ные преобраз. осуществ. стихийно, с помощью либер-ции хоз жизни, приватиз., жестк. Д-К политики, что не привело к ожид.результ.
Надо использ. инвестиц. как важнейш. рычаг структур. преобраз. и повыш.роли гос-ва в их осуществ. на основе разработки и реализ. эффектив. инновац.-инвестиц. политики, учит-щей специфич. особен. страны и мир. опыт структур. преобразов.
Структур. деформации в эк-ке: несоответств. струк-ры произ-ва внутр. и внеш. спросу;высокие энерго- и материалоем. произв-ва, его сильн.завис. от импортн. поставок топливно-энергетич. и сырьев. рес-ов; высок. ур. физич. и моральн. износа актив. части основ. производств. фондов;недостаточ. разв. наукоемк. экспорт. произ-в, имеющ. высок. долю добавл. стоим.
Ближайш. 2-3 пятилетия ключевые для эк-ки РБ. Д.б. сформир-ся стр-ра произ-ва, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институцион. преобразования, создана адекватная рыночнымм усл-ям сис-ма мотивации поведения предприним-ей и наемного персонала, достигнуто радикальн. повыш. уровня жизни населения. Надо с учетом нац. особен. оптимально встроить бел. эк-ку в мир.хоз-во, используя двусторон. и многосторон. связи; обеспеч.модернизацию стр-ры эк-ки в направлении роста ее наукоем-ти, экологич. сбалансир-ти и энергоэффектив-ти; перевести сис-му управления эк-кой на корпоратив. принципы и обеспечить формирование качественно новых стимулов инновац.активности. Надо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводств., отрасл. и технологич. стру-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу п/п.
При преобразов.стр-ры эк-ки предстоит усоверш. межсектор., межотрасл. и межрегион. пропорции:
Перед сис-мой гос. регулир. возник. новые задачи:
Принципы структурн.преобразов.
•многоукладн. эк-ки, равные усл. хоз-ния всем юр. и физич. лицам;
•концентрац. рес-в на эффектив. использ.;
•постепен. трансформация отношений собс-ти, развитие предпр-ства, либерализация всех видов эк. деят.;
• переход на инновац. путь разв-я эк-ки;
• соц. ориентация перспективной стр-ры эк-ки, ускорен. развитие сферы услуг;
•приоритет разв-я наукоемк., высокотехнологич., конкурентоспособ., экспортоориентир. и импортозамещающ. нересурсоемк. отраслей и производств с высок. долей добавленной стоимости;