Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
•учет факторов глобал-ции эк-ки, регион. интеграц. в первую очередь с РФ и СНГ;
•гармонизац. разв-я круп. произ-ва (создание нац. и вхожд. в транснацион.корпоратив. стр-ры) и малого предприним-тва;
•обеспеч. рациональн. использ. природно-эк., демографич. и др. местн. рес-ов;
• комплексн. разв. Производительных сил страны и ее регионов;
• экологизация эк-ки, сохранение окруж. среды для нынешнего и будущ. поколений;
• рациональн.сочетание сис-мы гос. регулир. и рыноч. саморегулир., гос.поддержки наиб. эффектив. п/п.
Опыт многих стран свидетельст. о необход. примен. различ. стратегий структурных преобразов.: стратегии использ. местных прир. рес-сов с привлеч.иностр. инвестиций и последующее направл. получение доходов на разв-е др. отраслей; стратегии «преследования», ориентир. на освоение конкурентоспособ. прод-ции развит. стран, но с более низк. ценами; стратегии «передовых рубежей», разработ. и созд. нов. продуктов и технологий на основе достижения НТП.
Целесообраз. отрасли подразделить на группы:
1. Отрасли и произ-ва по использ. региональн. фактор. усл. и рес-ов; ввозим. рес-ов(специализир. отрасли и произ-ва АПК:животновод. и др.;лесн., деревообраб. и др.; хим. и нефтехим. пром-ть; транспорт). Направл. структур. перестройки: наращ. объем. пр-тва конкурентосп. прод-ции путем модерниз. пр-тва, внедр. прогрессив. технолог. и техники, привлеч. ПИИ.
2. Традици. отрасли пром-ти, обладают большим науч.-технич. потенциалом и способность. в относительно коротие. сроки повысить ур. конкурентоспособ. выпускаемой прод-ции и создать ее нов. виды, соответствовать потребительским св-вам мир. и внутр. рын., но нуждающиеся в гос. поддержке (трактор. и с/х машиност., автомобилест., станкост., и т.д., черн. металлург., легк. пром-ть). Направл. структур. перестройки: модерниз., переспециализ. пр-ва на осн. соврем., в т.ч. заимствов. технологий и закупки нов. оборуд., выпуск нов. конкурентосп. видов прод-ции.
3. Наукоемк. экспортоориент. отрасли и производства, реализовывают передовые достиж. НТП и используют чел. потенциал. Включ. пр-ва и отрасли, основанные на разработке и использовании новейш. и высок. технолог., относятся: лазерные, электронно-плазмен., техн-гии, основанные на применении нов. видов сырья, конструкционных материалов; пр-ва по выпуску м-лов для микро- и наноэлектроники, композиц. м-лов; п/п по хим. и биолог. синтезу фармацевтич. ср-в и пищ. добавок и т.д. Надо примен. комплекс методов гос. регулир.: сниж. налог. нагрузки, льгот. кредитование, прямые гос. инвест. и субсидии и др. Важнейш. организац стр-ми должны стать транснац., межгос., межотрасл., отрасл. и территор. корпоратив.стр-ры в форме ТНК, ФПГ и др. Это обеспеч. сниж. издержек пр-ва, привлеч. инвест., в т.ч. зарубеж. и повыш. конкурентоспособ. прод-ции.
Цель структурной перестройки эк-ки: сниж. доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффектив. произ-тв на высокотехнолог. Приоритет:информатиз., ПО, нанотехн-гии и наноматериалы, модерниз. энергетич. отрасли, биотехнолог. и генетика. В эк-ке РБ активно идет процесс диверсифик.: расшир. ассортимента, измен. вида продукции, производимых п/п, фирмой, освоение нов. видов производств и переориентация рынков сбыта с целью повыш. эффективности производства, получ.эк. выгоды, предотвращ. банкротства.
41.Гос.
регулир. эк-ки – фактор
Гос-во, его институты и струк-ры играют исключ. важную роль в эк-ке кажд. страны. Одним из принцип. вопросов явл. соотнош. рын. и гос. регуляторов. Мир. разв-ие эк-ки в XX в. свидетельств. о чередов. периодов усиления рын. и гос. регулир. В эк. теории и политике преобл. то концепц. усиления роли гос-ва в эк-ке (прежде всего кейнсианство, господств. как в эк. теории, так и практике хоз. регулир. вплоть до к. 70-х гг.), то концепция неогранич. возможностей рын. регуляторов эк. развития (монетаризм, неолиберализм и др. теории, ставшие наиб. влиятельными в 80-90-е XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства соц. стран, то в них гос-во определяло практически все соц.-эк. процессы путем разработки и реализ. директивных планов, использ. административ.-команд. методов управл.
На соврем. этапе в преобл. большинстве стран усил. регулир. роль гос-ва по отнош. как к гос., так и к частн. сектору эк-ки.Гос. регулир. эк-ки, независ. от того, командно-распредел. или рыноч. она явл-ся, объективно необходимо для люб. правительства. Эк. политика гос-ва важн. элемент рын. сис-мы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейш. параметры рынка, устанавл. ориентиры деят-ти отдельн. фирм и предпринимателей. Оно формир. общее эк. пространство, устанавл. ограничения для общественно опасной деят-ти. Гос. регулир. эк-ки: сис-ма мер законодательного, исполнит. и контролир. хар-ра, осуществляемых гос. учреждениями с целью обеспеч. устойч. соц.-эк. разв-ия страны. Эк. политика гос-ва должна способств.укрепл. финансов субъектов хоз-ния и домаш. хозяйств, накоплению отеч. капитала, повышению доступности кредит. рес-ов отечеств. товаропроизводителям.
Конкрет. направл., формы, масштабы гос. регулир. эк-ки определ-ся особен-ми соц.-эк. развития страны в данный период.
Глав. задача гос. управл.в эк. сфере: обеспеч. роста матер. производства с целью удовлетвор. все возрастающих потребн. насел. Процесс управл. эк-кой предполаг. решение многих вопросов: повыш. эффектив-ти и конкурентоспособ. нац.эк-ки, рациональн. использ. внутр. рес-сов, развития науки и инновац. деят-ти, формир. оптимальной стр-ры хоз. комплекса, его соц. ориентации, поддержки экспорта, обеспеч. занятости населения и т.д.
Гос-вом должны выполняться след. ф-ции:
•эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулир.;
•обеспеч. гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хоз-ния;
•формир. устойч. макроэк. ситуации, включая эффективное функц-ие финансовых учрежд.;
•обеспеч. min соц. стандартов по предоставлению благ и услуг общ-ого польз-ния (образов., здравоохр. и т.д.);
•реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
•развитие науки, инновац. деят-ти и информац. технологий;
• проведение актив. внешнеэк. политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
•формирование производств., соц. и экологич. инфраструктур общегос. значения, обеспечение условий для роста эк-ки и улучш. жизнедеят. населения;
•поддержка соц. незащищенных групп населения;
•охрана окруж. среды, совершенствование экологич. регуляторов, международ. сотрудничество при решении экологич. проблем;
•формирование рациональных территориальных пропорций воспр-тва и комплексное разввитие производит. сил регионов;
•обеспеч. нац. безопасн. страны;
•созд. правовой базы рын. отношений и обеспеч. неукоснительного соблюд. законов, развитие институцион. инфрастр-ры;
•разработ. и реализ. стратегии соц.-эк. разв.
42.
Регулир. функции гос-ва в
В плановой эк-ке гос-во управляло почти всеми соц.-эк. процессами, кот. поддаются централизованному регулированию. Сис-мой директивных адресных заданий гос. органы определяли основные параметры деят-ти каждого п/п и его хоз. связи. За п/п сохранялось самостоятельность в решении прежде всего внутрихоз. вопросов: налаживание производства, орг-ции и оплаты труда и др.
В рын. эк-ке гос-во не осуществ. непосредств. управления эк. сферой, основной регулятор: рынок. Гос. регулир. играет глав. роль только в тех сферах, кот. определила нац. безопасность страны или в которой регуляторы в силу различных причин неэффективны.
Чисто рын. эк-ки нет ни в одной стране мира.
При переходе к рын.эк-ке роль гос. регулир. более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хоз-ва. Переход к рын. хоз-ву не происходит автоматически. Гос-во призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраст-ры рынка, условий его норм. функц-ния. Роль гос-ва в регулир. эк-ки определ. созданием усл. не только для функц. рынка, но и соблюдение баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац. интересов как во внутренней, так и во внеш. политике. Даже самый отлажен. рын. мех-зм не в состоянии справиться со всеми соц. и эк. проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем берет на себя гос-во. При переходе к рын. эк-ке выполняемые гос-вом функции в эк. процессах объективно должны постепенно сокращ-ся, для чего надо правильно определить приоритеты гос. управ. и обеспечить жизненно важные эк. и соц. потребности общества.
За гос-вом должны сохраняться ф-ции:
-эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулир.;
-обеспеч.гарантий прав и свобод лич-cти,прав собств-ка и субъекта хоз-ния;
-формир. устойч. макроэк. ситуации, включая эффективное функц-ие финансовых учрежд.;
-обеспеч. min соц.стандартов по предоставлению благ и услуг общ-ого польз-ния (образов., здравоохр. и т.д.);
-реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
-развитие науки, инновац. деят-ти и информац. технологий;
-проведение актив. внешнеэк. политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
-формирование производств., соц. и экологич. инфраструктур общегос. значения, обеспечение условий для роста эк-ки и улучш. жизнедеят. населения;
-поддержка соц. незащищенных групп населения;
-охрана окруж. среды, совершенствование экологич. регуляторов, международ. сотрудничество при решении экологич. проблем;
-формирование рациональных территориальных пропорций воспр-тва и комплексное разввитие производит. сил регионов;
-обеспеч. нац. безопасн. страны;
-созд. правовой базы рын. отношений и обеспеч. неукоснительного соблюд. законов, развитие институцион. инфрастр-ры;
-разработ. и реализ. стратегии соц.-эк. разв.
В переход. период более ответстветственной и сложной становится роль гос-ва по управл. собственностью. Надо преодолевать тотальную монополизацию гос. собственности, осуществлять ее разгосударствление и приватизацию.Задача гос. управления:создать возможность для эффектив. работы п/п с использованием рын. законов: конкуренции, спроса, предложения и т.д.
Для регулир. соц.-эк. процессов госу-во использ. сис-му методов и инструментов, кот. меняются в зависимости от сложившейся ситуации, накопление опыта, выбран. модели и стратегич. целей развития. Методы: правовые, административ., эк.
Особая форма гос.регулир-ния: разработка прогнозов и программ(как для страны, так и отд. отраслей и регионов), кот. определяют стратегич. и тактич. цели и задачи развитиия, этапы и меры для их достижения, необходимые ср-ва для их реализации.
Вся сис-ма гос. регулирования нац. эк-ки д.б. направлена на обеспечение эк. безопасности страны, ее устойчивое развитие с учетом возможных изменений внутр. и внеш. факторов.
Важн. условия реализации гос-вом своих ф-ций по управлению эк-кой при переходе к рынку:формир-ние соответствующ.стр-ры гос.упр-ния и аппарата, способного профес-но действовать в новой эк. и политич. среде.
Действующ. сис-ма гос. управления РБ, построенная по функционально-отраслевым и территориальным принципам, включает: министерства РБ; Гос. комитеты (Комитет гос. безопас., Гос. комитет погранич. войск, Гос. тамож. комитет и др.); комитеты при Сов.Министр. и гос. орг-ции, подчиненные Правительству РБ.
Сложив-ся сис-ма гос. управл. эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных власт. стр-р при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различ. уровнями упр-ния. Формир-ние в РБ соц.-ориентир. рын. эк-ки требует повышения эффек-ти взаимодействия органов отраслевого и территориального упр-ния при решении как общегос., так и регион. проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.
43. Формирование
«вертикали» государственного
Одним из важных условий реализации
государством своих функций по эффективному
управлению экономикой при переходе
к рынку является формирование соответствующей
структуры государственного управления
и аппарата, способного профессионально
действовать в новой
В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политика в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров РБ входят по должности Премьер-министр РБ, заместители Премьер-министра РБ, Глава Администрации Президента РБ, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров РБ явл. его Президиум в составе Премьер-министра РБ, его заместителей, Главы Администрации Президента РБ, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Нац банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.
Действующая на начало 2004 г. система гос управления РБ, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров РБ и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.