Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:24, реферат
Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.
По направленности управленческих решений на объекты они подразделяются на внешние и внутренние решения. Однако управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.
По степени уникальности все управленческие решения делятся на рутинные (нетворческие) и уникальные (творческие) решения.
По методу формализации и представления управленческие решения могут иметь вид текстового документа, графической или математической модели.
Разработанные управленческие решения до исполнителей и заинтересованных лиц доводятся по способу передачи вербальными, письменными и электронными управленческими решениями.
Два основных подхода к разработке
и принятию управленческих решений
связаны с Х- и Y-теориями, разработанными
Д. Мак Грегором:
1) авторитарный подход, когда руководитель
единолично принимает решения и «спускает»
их вниз для выполнения;
2) демократичный подход, когда руководитель
делит ответственность за принятие решений
со своими подчиненными.
У этих двух противоположных подходов
есть свои плюсы и минусы. Руководители,
предпочитающие авторитарный стиль, принимают
решения быстро и оставляют членам своей
команды больше времени для выполнения
задания. Однако они не используют целиком
все возможности коллектива, и его члены
могут не чувствовать всей полноты ответственности
за возложенное на них выполнение решений.
Руководители, выбирающие демократичный
стиль, поощряют в подчиненных чувство ответственности
за решения и дают почувствовать каждому
значимость его собственного вклада в
выработку идей. Однако демократичный
путь громоздок и медлителен.
Таким образом, управленческое решение
может принимать индивид или группа. Индивидуальный
подход распространен в организациях.
Он требует от руководителя уверенности
в своих силах, профессионализма, информированности
и творческого подхода. На разработку
таких решений обычно тратится меньше
времени, и сам разработчик несет за исполнение
персональную ответственность. Большая
часть решений в организации принимается
в высшем звене управления, как правило,
одним или небольшой группой менеджеров.
При групповом подходе к принятию решений
менеджер привлекает к управлению своих
подчиненных, делегируя полномочия по
принятию решения на низшие уровни иерархии
организации. Этот подход характеризуется
большей обоснованностью, меньшим числом
ошибок при обработке информации, ведь
ответственность и власть передаются
работникам более низких уровней управления,
которые находятся ближе к проблеме, лучше
ее знают, и она их напрямую затрагивает.
Преимущество групповых решений в том,
что они более рациональны, менее субъективны.
Обсуждение в коллективе позволяет лучше
и всесторонне оценить альтернативы и
устранить невыгодные варианты. Группы
лучше справляются со сложными заданиями,
чем отдельные личности, вследствие разделения
труда, различных способностей у членов
группы. Группы дают высококачественный
анализ ситуации и рекомендаций по их
решению, что связано с большим количеством
информации и знаний по сравнению с отдельным
индивидуумом. Группа может обеспечить
личность, принимающую решение, эмоциональной
и другими видами поддержки, что облегчает
решение многих сложных проблем. Участие
группы в реализации принятого решения
существенно повышает его эффективность,
т.к. группа глубже понимает и легче воспринимает
это решение.
Группы обычно имеют лучшие результаты,
чем индивидуумы, особенно если лидер
добивается, чтобы свое мнение высказали
все члены группы.
Групповые решения в целом характеризуются
большей эффективностью и надежностью.
Однако они требуют больших временных
затрат на реализацию, привлечение больших человеческих ресурсов. Время принятия управленческого решения
увеличивается за счет подготовки группы
к совместной работе, налаживания и поддержания
контактов между ее членами, согласования
мнений, подытоживанием результатов. Поэтому
они менее экономичны и оперативны. Индивидуальные
решения более экономичны, оперативны.
Однако субъективизм в их принятии не
страхует от выбора ошибочных или неэффективных
решений. В связи с этим существует мнение,
что в целом наиболее эффективны те решения,
которые готовятся коллегиально, но принимаются
индивидуально. Причем будет лучше, если
идеи вырабатываются независимо, а потом
комбинируются.
Процесс разработки управленческого
решения включает три основных этапа:
- подготовки
решения;
- принятия
решения;
- организации
выполнения решения.
В процессе принятия решений большое
внимание уделяется использованию
методов экспертного
Основное внимание уделяют ситуационному
подходу, поскольку он наиболее полно
отражает проблемы, возникающие при
управленческой деятельности, универсален
и, по существу, содержит основные методы,
связанные с принятием
Обеспечение эффективной деятельности
организации предполагает непрерывный
контроль за ходом реализации, принятых
планов действий.
Современные управленческие технологии,
использующие компьютерное сопровождение,
дают возможность одновременно отслеживать
ход реализации значительного числа мероприятий
в области маркетинга, производства, поставок
и т.д.
Процесс описания проблемной ситуации
состоит из следующих этапов:
- фиксация проблемной ситуации (недостаточная
и неупорядоченная информация о ситуации);
- предварительное описание
- информационный поиск (
- полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).
Проблемная ситуация возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду.
Проблемную ситуацию следует рассматривать
как «разрыв» в деятельности, «рассогласование»
между целями и возможностями
субъекта. Проблемная ситуация представляет
собой условия, порождающие проблему.
Проблемные ситуации возникают тогда,
когда результаты деятельности не соответствуют
желанным целям, ранее выработанные, теоретически
обоснованные и практически проверенные
методы решения не дают должного эффекта
или не могут быть использованы, в практической
деятельности обнаруживаются факты, которые
не укладываются в рамки существующих
теоретических представлений либо одна
из частных теорий вступает в логическое
противоречие с более общей теорией или
другими областями жизни в пределах данной
отрасли знаний.
Для корректной постановки проблемы
необходимо понимание проблемной ситуации,
которое трактуется как усвоение
смысла и способности ее воспроизведения.
Здесь требуется адаптация общего знания
к конкретному объекту. Перегруппировка
и адаптация информации, как правило, выступают
в виде переформулировки описания проблемной
ситуации, потому что описание оказывается
противоречивым.
При переформулировке надо учесть, что
описание проблемной ситуации фиксирует
не только элементы и структуру, но и эмпирический
базис, целевые установки. Полезно задать
вопрос о том, как еще можно составить
описание проблемной ситуации, какими
средствами, с учетом каких мотивов и установок.
Необходимой предпосылкой для использования
имеющейся информации с целью получения
дополнительной или новой информации
о проблемной ситуации является способность
постановщика проблемы к особой перегруппировке
и адаптации информации, содержащейся
в описании проблемной ситуации.
Формирование
целей организационной системы
должно основываться на
Формирование целей
Необходимость адаптивной
Современная методология
В ЗПР после определения проблемной ситуации формируется
множество конкретных целей, преследуемых при выборе решения.
Только в очень простых и частных случаях удается ограничиться одной
целью. Как правило, реальное решение проблемной ситуации связано с
достижением нескольких целей. Однако не все цели одинаково важны
при решении проблем, поэтому
возникает объективная
процессе принятия решений измерения важности целей.
Измерение важности целей является личной прерогативой ЛПР.
Это обусловлено, во-первых, тем, что оценки важности целей оказывают
существенное влияние на выбор оптимального решения и, во-вторых,
многоцелевой характер решения проблемы в определенной степени
связан с решением других проблем. Оба эти фактора могут и должны
учитываться ЛПР, поскольку именно оно несет ответственность за
принятое решение и возможные его последствия. Конечно, ЛПР может
привлекать экспертов для измерения важности целей в качестве
консультантов.
Необходимо иметь в виду, что измерение важности целей,
осуществляемое ЛПР, носит субъективный характер и в большой
степени зависит от правильности понимания им целей и задач как
конкретной хозяйственной системы, так и всего общества в целом. Но
ведь и окончательное принятие решения - тоже прерогатива и
ответственность руководителя.
Числовая характеристика свойства важности целей называется
приоритетом. Приоритеты обычно измеряются в порядковой шкале или
в шкале отношений. При
измерении приоритетов в
эмпирической системой является множество целей с бинарным
отношением нестрогого порядка. Для того, чтобы иметь возможность
упорядочить все цели, необходимо принять, что все цели между собой
сравнимы по свойству важности. Это естественное предположение,
которое выполняется на практике. В качестве числовой системы
принимается множество натуральных чисел с бинарным отношением
нестрогого неравенства.
Измерение приоритетов в
производится методом ранжирования или парного сравнения с
последующей обработкой для построения ранжировки. Обычно при
решении проблемных ситуаций количество целей не превышает десяти,
поэтому непосредственно проводится их ранжировка с присвоением рангов. Наиболее важная цель получает первый ранг, вторая по
важности - второй ранг и т.д.
В соответствии с последовательностью процедур процесса принятия
решений, рассмотренной ранее, этап формирования решений начинается с
выполнения процедуры анализа проблемной ситуации. Напомним, что
понятие проблемной ситуации включает понятие проблемы - несоответствие
между желаемым и фактическим состоянием и понятие ситуации - комплекс
условий, в которых существует проблема. Для проведения анализа
проблемной ситуации необходимо, прежде всего, четко сформулировать суть
проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место (это необходимо
было сделать на этапе постановки задачи).
Содержанием анализа проблемной ситуации является:
− определение существования проблемы и ее принадлежности;
− определение новизны проблемной ситуации;
− установление причин возникновения проблемной ситуации;
− определение взаимосвязи с другими проблемами;
− определение степени полноты и достоверности информации о
проблемной ситуации;
− определение возможности разрешимости проблемы.
В случае полной и достоверной информации нетрудно
непосредственно сформулировать сущность проблемы и комплекс
характеризующих ее условий. Эта информация служит исходной базой для
последующей формулировки целей, ограничений и альтернативных
вариантов решений.
Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо
рассмотреть две возможные альтернативы. Первая альтернатива -
осуществить комплекс мер
по получению недостающей
альтернатива - отказаться от
попытки получения
информации и принимать решение в условиях имеющейся
неопределенности.