Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка

Краткое описание

1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Гос.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Индекс развития чел  потенциала. Рассчитывается как среднеариф-ий индекс  про-ть жизни – 63,2 года, Япония – 79 лет, США – 76 лет.

Индекс уровня образования  рассчитывается как средневзвеш-ая величина индексов уровня грамотности  и доли учащихся в возрасте до 24 лет. Уровень грамотности сост-т 2\3 доли в общем весе показателей, 1\3 доля уча-ся до 24 лет.

 

38. Эк. Тр. Управ-е тр-м - управление сферой социально-трудовых отношений. Особ-ти объекта управления.

Труд - целесообразная деятельность. Однако труд имеет большое отличие от других факторов производства: у него есть гражданские права и свободы, собственные интересы и представления о справедливости, право объединяться для самозащиты в отношениях с работодателем и т. п. Наемный работник продает свою способность к труду, берет на себя обязательства трудиться в соответствии с установленными законом или оговоренными в контракте условиями. Но на время труда никуда не исчезает все остальное, что не продавалось и не покупалось на рынке труда.

И на рынке  труда, и в производстве, и после  работы человек есть целостность. И с этим приходится считаться в практике управления. Управлять приходится не просто соединением фактора труда с другими факторами, а всей совокупностью взаимосвязей живых людей с обществом и друг с другом, возникающих в связи с трудом.

Социально-трудовой называется та сфера социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.Управление трудом есть управление социально-трудовой сферой.

Ведь социально-трудовая сфера — это совокупность конкретных общественных форм, в которых формируется, устойчиво осуществляется и меняется социальное положение трудящихся. Не будет неточностью утверждать, что управление трудом есть на деле управление социальным положением человека в общественном производстве, а тем самым — основой, ключевыми параметрами социального положения трудящихся и их семей в обществе.

 

39. Эк. Тр. Закономерные перемены в управлении трудом при переходе к рын-м усл-м хозяйст-ия. Деформации в управ-и тр-ом, возникшие в ходе шоковых реформ в России.

В России переход  к рыночным условиям хозяйствования происходит деформировано, т.е. ненормально. Из-за этого придется обсудить поставленную проблему в двух ракурсах:

  1. какие закономерные перемены в управлении трудом должны были бы 
    произойти, если бы развитие шло нормально, без перегибов, без перекосов, 
    без «прыжков в рынок», без небывалого размаха коррупции и криминала;
  2. какие отступления от нормального хода, какие извращения в управлении трудом возникли в силу шокового и преимущественно разрушительного метода осуществления рыночных реформ в России.

Шоковые методы осуществления реформ в России существенно  деформировали развитие общества и хозяйства в сравнении с логикой закон< мерностей перехода от тоталитарного к демократическому обществу, с тоталитарного хозяйства к рыночному, от командно-карательного тиг управления хозяйством и трудом к демократическому. Деформации оказались столь глубокими и значительными, что сложившиеся тенденции н выводят Россию ни к демократии, ни к рыночному хозяйству. Это обстоятельство нельзя упускать из виду. Нельзя рассуждать о современной российской практике как о рыночной и демократической. Нельзя и исходит из того, что рыночность и демократия уже есть, но пока не окрепли, и развились, не проявили себя в полную силу. Дело складывается, к сожалению, не так: надо еще доказать, что фактические перемены идут в русл созидания, а не только разрушения как хозяйства, так и общества. От основные принципиальные отступления от закономерной логики демократических преобразований, прямо касающиеся перемен в управлении трудом.

  1. Эк. Тр. Типы и методы управления трудом. Формы управления трудом. Уровни управления трудом.

Власть в обществе, определяющая характер управления, может быть либо демократической, либо диктатурной. Это очень крупное деление отражает водораздел в типах общественных отношений в зависимости от того, насколько свободны в своих действия члены общества и их коллективы, организации. Демократический тип управления означает полноценную гражданскую субъектность многих, диктатурный тип, напротив, означает узурпирование прав субъектности немногими.

Тоталитарный  тип управления трудом — предельно диктатурный. Его антипод — демократическое управление трудом, непременным и отличительным признаком которого является в полной мере развитая и свободно реализуемая реальная много субъектность. Кроме предельно четких крайних типов существуют разнообразные промежуточные типы управления трудом.

Методами  управления трудом называются принципиальные способы оказания управленческих воздействий на социально-трудовые процессы и их участников. Труд управляется тремя основными методами:

  1. метод прямого (директивного) воздействия управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс;
  2. метод косвенного (через интерес) воздействия управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс;
  3. метод самоуправления (когда участники процесса сами принимают и исполняют решения).

В порядке  укрупненной классификации форм управления трудом можно выделить:

-государственные  формы управления трудом;

-договорные  формы управления трудом;

-формы общественной  активности того или иного  субъекта социально-трудовых отношений.

Государственные формы управления трудом. Государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно этому формами управляющих воздействий государства в социально-трудовой сфере являются законы, нормативные указы распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, правосудие посредством судопроизводства.

Договорные  формы управления трудом. В тех случаях, когда управленческие решения по социально-трудовым вопросам принимаются на основе совместных действий и договоренностей нескольких равноправных субъектов, имеют место договорные формы управления трудом. В настоящее время в России освоены несколько видов договорных форм:

-генеральные соглашения  между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

-региональные  и территориальные соглашения (по  возможности трех сторонние) заключаются ныне в большинстве субъектов Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации в соглашениях участвуют региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей и правительства регионов;

-отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные  тарифные соглашения между общероссийскими объединениями Профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Министерством труда и социального развития РФ;

-коллективные  договора между представителями  трудовых коллективов (работниками) и администрацией предприятий (работодателями);

- индивидуальные трудовые договоры (контракты) между работниками и работодателями.

Формы общественной активности субъектов управления трудом. К формам "правления трудом относятся и такие действия, которые можно назвать «односторонними» в том смысле, что действует лишь одна сторона, и притом решающим образом, а как инициатор взаимоотношений субъектов.

Уровни управления трудом — это уровни распределения  компетенций в решении тех или иных социально-трудовых вопросов. В этом отношении управление трудом устроено точно так же, как и управление другими процессами общественной и экономической жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Эк. Тр. место  и роль соц.страх-ия в с-ме  соцзащиты нас-я.

С-ма соцзащиты – это  сфера жизненно важных интересов  населения, к-ая явл-ся необх-мым эл-том  соц-но-эк-ой с-мы об-ва. Ее кач-е и кол-е хар-ки свидет-ют об уровне соц-го, эк-го,прав-го и культ-го развития г-ва и об-ва.

Анализ мирового опыта  позв-ет вычленить 5 базовых институтов соцзащиты:

  1. гос.соц.помощь лицам, к-ые из-за отсут-ия необх-ой трудоспособ-ти, места работы, исто-ов д-дов не в состоянии самост-но обесп-ть свое мат-е существование.
  2. гос.соц.обеспечение военнослуж-х, служ-х органов внутр-х дел, гос.служ-х и т.д.
  3. обяз-е соц.страхование явл-ся инст-ом соцзащиты эк-ки акт-го нас-я от рисков утраты д-да из-за потери трудосп-ти или места работы.Фин-е ист-ки: страх-е взносы работодат-й, работнико(иногда г-ва).Пенсии и пособия в рамках с-м соц.страх-я предоставл-ся по праву застрах-го, обусловл-му самим фактом и степенью участия  каждого застрах-го и его работодат-ля в финансиров-ии данных с-м.
  4. Добров-ое доп-е страх-е соц.страх-е наемных работников в рамках отд-х отраслей эк-ки или отд-х компаний, на основе долгосрочных отраслевых или коллект-х соглашений.
  5. Добров-ое личное страхование граждан, оргниз-но на контрактной основе, что ограничивает его рамки и функционир-е фиксиров-ми периодами времени, опред-ми видами риска и фин.возмож-ми отд-х физ.лиц.

 

43. Эк. Тр. Сущность и методол-ие основы соц. страхов-ния.

Сущность любого вида страх-ния состоит в уменьшении и компенсации риска матер. потерь с помощью распределения риска между большим числом субъектов (юр. и физ. лиц), которые подвержены опр. видам риска.

Объектом страх. защиты различ-х видов соц. страх-ния  яв-ся риск утраты доходов у трудозанятого  населения и риск нести доп. расходы, связанные с лечением. Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:

- утраты способности  к труду (в результате болезни,  несчастного случая, и т.д.);

- отсутствия спроса  на труд (безработицы).

Соц. защита трудозанятого  населения счит-ся больше обязан-тью самих раб-ков и работод-лей. Это достигается путем участия раб-ков и работод-лей в формировании фин. ресурсов, передачи функ-й по распоряжению этими рес-сами в ведение полномочных представителей раб-ков и работод-лей, а также путем установления прямой зависимости размера страх-х выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страх-х взносов.

Сущ-ют след. направления  соц. страх-ния: пенсионное (по старости, инвалидности, потери кормильца); медицинское (оплата мед. помощи);  страхование  от несчастных случаев на произв-ве; страхование в связи с безработицей (пособия, переобучение).

Соц. риски — это факторы нарушения норм-го соц. положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспос-ти или безраб-цы, сопровождающиеся наступлением матер-ой необеспеченности, несения доп. расходов, связанных с лечением и реабилитацией.

Соц.риск можно измерять, используя след. показ-ли:

— частота наступления  рисковой ситуации;

— уровень социальных гарантий при наступлении рисков.ситуации;

— объем матер. затрат по компенсации всех страховых случаев для страх-ой орг-ии, а также их долю по отношению к величине зарплаты всех застрах-х

— сред. продолжит-ть рисковой ситуации .

Показатели риска группируют по 2 видам:

— социальные — ущерб  здоровью, утрата трудоспособности, смертность и т.д.;

— экономические —  затраты на компенсацию утраты доходов  в связи с потерей трудоспос-ти и доп. расходы на лечение, реабилитацию.

Соц. показатели риска  служат для оценки соц. незащищен-ти людей и вероят-ти наступления  для них страховых ситуаций, а экон-ие — позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объемы денеж. средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 ЭкТр.Проблемы  перехода от с-мы гос. соц-го  обеспеч-я к с-ме соц. страхования

Проблемы перехода от с-мы гос-го соц. обеспечения к с-ме обязат-го соц. страх-ния — задача нац-го масштаба. Необх-мо найти правовые формы, организацион-е и эконом-е механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов соц. страх-ния:

— солидарной ответст-сти  страхователей и застрахован-х  за обеспеч-е соц. гарантий защиты застрахован-х;

— личной ответст-сти  раб-ков за формирование их прав как  застрахован-х  (сохранение своего здоровья и трудоспособ-ти);

— ответст-ти гос-ва за состоянием правового поля соц-го страх-ния, за соблюдением соц. гарантий прав работающих по защите от проф-х рисков.

Законодат-ое воплощение этих принципов требует решения  ряда крупных задач:

— формирование собствен-го правового поля соц-го страх-ния, имеющего четкие законодат-ые рамки 

— разграничение функций  и полномочий по орг-ции и управ-нию с-мой и отд-ми видами соц. страх-ния основ-х соц-ных субъектов (работод-лей, раб-ков и гос-ва), и их ролевых позиций —страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"