Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

национальная экономика, для экзамена.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие.

 

1. Ресурсный природный потенциал  – это общая совокупность природных  ресурсов, которые используются  в настоящее время или могут  быть привлечены для хозяйственной деятельности.

 

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

 

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

1) сельскохозяйственные;

2) непроизводственные;

3) промышленные.

 

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения.

 

2. Человеческий потенциал является  одним из основных видов совокупного  экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

 

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

 

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала.

 

Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

 

21)  ИНВЕСТИЦИИ КАК ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

И ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Ибрагимов Р.М.

Научный руководитель: д.э.н., профессор Бурганов Р.А.

Казанский институт (филиал) РГТЭУ

«Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность» – одна из важных и актуальных тем на сего-дняшний день. Данная тема актуальна потому, что инвестиции и экономиче-ский рост составляет центральную задачу для всех наций. В Российской Фе-дерации в последнее время проблемы экономического роста являются доста-точно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населе-ния и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического рос-та. В самом простом понимании экономический рост – это увеличение вало-вого национального продукта (ВНП) на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста, как посредством инвестиционных вложений, так и в целом является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Ю.В. Шараев, П. Фишер и др. Таким образом актуальность темы исследова-ния не вызывает сомнений.

Инфраструктура Российской все чаще сталкивается с проблемами морального и физического износа; кроме того, развитие инфраструктуры недостаточно для решения задач экономического роста в будущем. Понадобится существенно увеличить инвестиции государства в эту отрасль, чтобы уско-рить экономический рост.

Развитие национальной экономики неразрывно связано с активизацией инвестиционной деятельности предприятий и организаций. В Концепции на-циональной безопасности Российской Федерации отмечено, что в сфере эко-номики одной из наиболее существенных угроз является снижение инвести-ционной активности. Причины, обусловливающие необходимость инвести-ций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы; наращивание объемов производственной деятельности; освоение новых видов деятельно-сти.

Ни для кого не секрет, что о состоянии дел в экономике весьма уверен-но можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других госу-дарств. Очевидно, что для иностранных компаний наиболее привлекатель-ными являются проекты, связанные с производственными инвестициями и инвестициями в запасы, так как они наиболее интересны с точки зрения по-лучения прибыли и организации. Да, российской экономике действительно нужны производственные инвестиции. Однако не стоит рассматривать инве-стиции как панацею от всех недугов экономики, сами по себе они не могут поднять еѐ на должный уровень. Но могут послужить стимулом, катализато-ром развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешне-го долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является не-пременным спутником «встраивания» России в мировой цикл движения ка-питала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда. Многие аналитики считают, что привлечение иностранных инвестиций – проблема для России далеко не главная. Денег в стране довольно много. Проблема в том, как их расходует государство и предприятия. На сегодняшний день мо-дель инвестиционной деятельности в стране неэффективна. Финансовые ин-ституты как источники инвестиций в полном объеме не выполняют свои функции. Фондовый рынок слишком спекулятивен, банки не рискуют или не могут выдавать крупные кредиты, несовершенство законодательной базы от-пугивает многих иностранных инвесторов. Поэтому главными инвесторами являются сами предприятия. Но даже имея необходимые средства для увели-чения капитальных вложений в реальный сектор экономики, пока не видны результаты. И главной причиной является неэффективность менеджмента компаний. По расчетам, начисляемая в промышленности амортизация вдвое ниже уровня, необходимого для простого возмещения выбытия основных фондов, причем лишь около половины начисленной амортизации реально используется для финансирования капитальных вложений. Имеющийся по-тенциал капитальных вложений используется лишь на 1/3. И если просумми-ровать все внутренние сбережения, то получится цифра, на порядок превы-шающая нынешний годовой объем инвестиций.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня российская экономика, не имея эффективную модель корпоративного управления, не может отказы-ваться от иностранных инвестиций. Как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие эко-номика любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне явля-ются основой для:

1) ускорения научно-технического  прогресса, улучшения качества и  обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;

2) создания необходимой сырьевой  базы промышленности;

3) гражданского строительства, развития  здравоохранения, культуры, высшей  и средней школы, а также расширения  других социальных проблем.

 

Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей:

1) расширения и развития производства;

2) повышения технического уровня  производства;

3) повышения качества и обеспечения  конкурентоспособности про-дукции конкретного предприятия;

4) приобретения ценных бумаг  и вложения средств в активы  других предприятий.

 

Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической кате-горией и играют значимую роль, как на макро-, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преоб-разований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих соци-альных проблем.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности преду-сматривает создание благоприятных условий путем: совершенствования сис-темы налогов; использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов.

Роль инвестиционной политики заключается в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, обеспечения условий инвестирования для частного капитала; страховых фондов, снижающих ин-вестиционные риски и повышающих надежность инвестиций.

Инвестиции предопределяют рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции. Для выполнения своих функций по регулированию экономики государ-ство должно использовать как экономические, так и административные ме-тоды воздействия на инвестиционную деятельность, и экономику страны. Экономические методы регулирования государством инвестиционных про-цессов довольно разнообразны: участие государства в инвестиционной дея-тельности, создание свободных экономических зон, оптимальное налогооб-ложение, ценообразование, и др. Административные методы, то есть методы прямого воздействия, используются государством в том случае, если эконо-мические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Важную роль в начавшемся оживлении инвестицион-ной деятельности будет играть реализация намеченных структурных и ин-ституциональных преобразований в экономике.

Существенному улучшению инвестиционного климата будут способст-вовать реализуемые меры по снижению налоговой нагрузки. Реализация предложенных изменений налоговой системы (принятие части второй Нало-гового кодекса Российской Федерации) позволит снизить налоговую нагруз-ку на субъекты экономики путем отмены неэффективных и оказывающих не-гативное влияние на экономическую деятельность налогов, а также снижения ставки налога на основные виды доходов. Это приведет к улучшению ситуа-ции как в сфере развития производства реального сектора, так и в сфере по-требления населением товаров и услуг.

Намечается реализовать меры по улучшению прав собственности, включая законы о защите прав акционеров и кредиторов и прав интеллекту-альной собственности. Среди них: создать равные условия для конкуренции, включая отмену большинства прямых и косвенных субсидий неэффективным компаниям; сократить чрезмерное вмешательство государства в дела пред-приятий; ввести международные стандарты бухгалтерского учета и доби-ваться выполнения требований раскрытия финансовой информации. Для раз-вития рынков капитала намечается расширить круг финансовых инструмен-тов, ввести налоговые льготы для стимулирования роста негосударственных пенсионных фондов и инвестиций в российские ценные бумаги и усовершен-ствовать регулирование рынков капитала. Важным фактором, определяющим устойчивое функционирование инвестиционной сферы, является сформиро-ванный в настоящее время широкий спектр нормативно-законодательных ак-тов, обеспечивающих стандартные международные условия для инвесторов, гарантии стабильности их прав.

Перспективным и наиболее реальным каналом вовлечения средств на-селения в инвестиционный процесс на ближайшую перспективу остается жи-лищная ипотека, а также дальнейшее развитие лизинга отечественного обо-рудования для таких ключевых отраслей, как агропромышленный комплекс, авиация, телекоммуникации и др.

Рост инвестиций будет во многом определяться улучшением финансо-вого состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, и наибольший удельный вес в отрасле-вой структуре инвестиций будет приходиться на отрасли топливной про-мышленности. В этом секторе ожидается значительный рост прямых и порт-фельных иностранных инвестиций, а также увеличение иностранных заем-ных средств. В то же время рост реального обменного курса будет способст-вовать относительному удешевлению импорта высокотехнологичных инве-стиционных товаров, что создаст условие для освоения новых затратных ме-сторождений углеводородов, которые требуют крупных капитальных вложе-ний. Также ожидается значительный рост инвестиций в отраслях транспорта и жилищного строительства и сфере рыночных услуг, вызванный во многом ростом совокупного спроса. Инвестирование социальной сферы поможет за-ложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирова-ния труда и занятости, установит необходимый уровень социальной под-держки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня соци-ального потребления. Таким образом, инвестиции оказывают воздействие на национальную экономику в целом, обеспечивают ее устойчивое развитие через бюджетную, научно-техническую и инновационную политику.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и меха-низма их реализации. Цель инвестиционной политики – реализация стратеги-ческого плана экономического и социального развития страны, направленно-го на подъем отечественной экономики и повышение эффективности обще-ственного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и кон-кретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отне-сти: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспече-ние сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспече-ние конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др. Для реализации разработанной инвестиционной политики не-обходим четкий механизм, который предусматривает: создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций; выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и выбор органов, ответственных за реализации инвестиционной политики; соз-дание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности про-изводства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является со-ставной частью государственной инвестиционной политики и разрабатывает-ся на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики. Использование принципов взаимодействия между потреблением, сбереже-ниями, инвестициями и национальным доходом позволяет обеспечивать ста-бильность и рост экономики. Состояние инвестиционной деятельности в стране можно представить следующими показателями: общий объем инве-стиций; доля инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля реальных инвестиций в общем объеме инвестиций; общая величина реальных ин-вестиций и др.

В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь ин-вестиций и социального фактора развития государства проявляется в сле-дующем: во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвен-но связанных с укреплением экономических основ государства, количествен-ными и качественными показателями производства мобилизационных и тру-довых ресурсов; во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.

Главной целью социально-экономической политики Российской Феде-рации является последовательное повышение уровня жизни населения, сни-жение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в ми-ровом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области соци-альной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются: на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного ци-вилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономи-ки, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного пред-принимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансфор-мировать сбережения населения в инвестиции.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"