Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:24, шпаргалка
ответы на 50 вопросов.
Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие "поставщики" базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).
Государственное
регулирование указанных
Последние
данные западных исследований показывают,
что военно-технический
Контрастом к опыту США выглядит государственная политика в области гражданского авиастроения в Западной Европе и Японии. В этих странах данная отрасль активно поддерживается государством, что обеспечило западноевропейским странам возможность потеснить США на мировом рынке авиатехники, а Японии — необходимые условия для будущего выхода на этот рынок.
В Японии эта поддержка осуществляется в рамках политики "мелких шагов" и стимулирования интенсивного кооперирования с США. Уже в 50-х годах японские фирмы выступали в качестве субпоставщиков фирмы "Боинг", которая была заинтересована в создании в Японии мощностей по обслуживанию и ремонту своих самолетов. Министерство промышленности и внешней торговли поддерживало отечественные фирмы двояко: путем исключения возможности конкуренции между ними и стимулированием кооперирования. В 1986 г. в стране был принят специальный "Акт содействия развитию авиации", предусматривающий предоставление фирмам льготных кредитов через вновь созданный фонд. Эти кредиты использовались для разработки и производства реактивных пассажирских самолетов средней грузоподъемности и возвращались лишь после успешного завершения проекта.
Государственное регулирование микроэлсктронной отрасли осуществляется в развитых странах в основном в рамках федеральных инновационных программ.
В последнее время странами ЕС принят целый ряд крупных программ, призванных ускорить разработку и распространение в производстве новейших видов микроэлектронной техники и технологии с целью преодоления отставания в этой сфере от Японии и США.
В то же время в последние годы в рассматриваемых странах отмечается процесс коренного пересмотра концепции государственного стимулирования машиностроительных отраслей, включая и переосмысление роли крупных государственных инновационных программ, осуществляемых с целью достижения национальных (региональных) преимуществ в тех или иных приоритетных технологиях. В условиях прогрессирующей интернационализации производства в машиностроении Запада идет активный процесс слияния и поглощения фирм, который облегчает межгосударственную диффузию результатов работ по программе и резко снижает эффективность государственного вмешательства в данную сферу.
В качестве альтернативы узконациональному подходу к государственной политике в области машиностроения практически повсеместно рассматривается расширение поддержки интенсивного кооперирования между фирмами, как оно уже сегодня практикуется, например, в микроэлектронике между США и Японией или между Японией и ФРГ в области разработки динамического ЗУ с произвольной выборкой емкостью 64 Мбайт.
Если
в микроэлектронике и АРКП государственное
регулирование осуществляется практически
во всех странах двояко — как путем внешнеторговой
защиты, так и принятием мер по непосредственному
стимулированию национальных фирм (в АРКП
США — за счет государственных заказов
на вооружения), поддержка автомобилестроению
во всех странах главным образом оказывается
через внешнеэкономический инструментарий.
Само становление автопромышленности
Японии было во многом обеспечено поддержкой
правительства, вплоть до 1988 г. практически
полным закрытием внутреннего рынка страны
от американских и западноевропейских
конкурентов, включая запрет иностранных
инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.
Основное назначение фондовой биржи как акционерного предприятия состоит в организации оптовой торговли. Прибыль не является мотивом деятельности биржи в целом, хотя она безубыточна. Биржи предоставляют своим членам торговый зал и средства связи, обеспечивают информацией о ходе торговли, контролируют выполнение биржевых операций. Издержки покрываются за счет комиссионных сборов со сделок, продажи мест на бирже и членских взносов. Во-вторых, различны банковские и биржевые операции. В-третьих, они отличаются риском
ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
Биржа от латинского «кошелек».представляет собой организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Ее зарождение связано с развитием товарного производства. Первоначально возникли товарные биржи (1531 г), которые ведут свое начало от ярмарок и обычных рынков. Позднее на них стали торговать ценными бумагами или фондовыми ценностями. С распространением акционерной формы собственности торговля ценными бумагами выделилась в самостоятельный рынок — фондовую биржу.
В России первая биржа появилась по указу Петра I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. Затем биржи появились в Москве, Одессе и других городах. Однако в то время биржевая торговля в стране не получила развития, т.к. она всегда существовала под контролем правительства, большое внимание уделялось торговле товарами, фондовая биржа как самостоятельный рынок не была создана.
Во-первых, биржа — оптовый рынок, на котором товары и ценные бумаги продаются стандартными партиями, Во-вторых, биржа — рынок посредников, которые выступают в качестве продавцов и покупателей, представляя как интересы производителей товаров и владельцев ценных бумаг, так и интересы их покупателей. В-третьих, биржевая торговля не предполагает физического присутствия товаров или ценных бумаг в момент совершения сделок. Наличие на складах товаров стандартного качества и требуемого количества подтверждают документы. Нахождение ценных бумаг в банках и право собственности на них также подтверждается документами. В-четвертых, биржа — рынок совершенной конкуренции. Цены на бирже складываются под влиянием спроса и предложения, они публикуются на начало и конец рабочего дня. Все участники биржевых операций находятся в одинаковых условиях, подчиняясь правилам, установленным биржей. В этом смысле биржа является организованным рынком. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи.
Товарные биржи бывают специализированными, например американская биржа пшеницы, российская лесная биржа, и универсальными, на которых продаются и покупаются разнообразные товары.
По сфере деятельности различают национальные и международные товарные биржи. На долю США, Великобритании и Японии приходится 98% международного биржевого оборота товаров.
Круг товаров, продающихся на биржах, ограничен в основном сырьем и топливом. Среди них: маслосемена, пшеница, овес, мясо и живой скот, кофе, сахар, текстильные товары, нефть, дизельное топливо, мазут. бензин, цветные металлы.
Фондовая биржа — это регулярно функционирующий рынок, где осуществляются сделки с ценными бумагами. С одной стороны, государство и корпорации, нуждающиеся в инвестициях, размещают здесь свои ценные бумаги через посредников, а с другой стороны, частные лица и организации стремятся выгодно вложить свои сбережения в эти ценные бумаги. В настоящее время насчитывается более 200 фондовых бирж в более чем 60 странах. Основные из них сосредоточены в Северной Америке, Европе и Японии, крупнейшей является Нью-йоркская фондовая биржа. Постепенно развиваются фондовые биржи в странах Азии и Африки. В российской экономике операции с фондовыми ценностями пока проводят специализированные отделы на товарных биржах.
Наименее распространенными являются валютные биржи, которые существуют только в ФРГ и Франции. На них устанавливаются курсы иностранных валют для расчетов с банковскими клиентами. В большинстве стран операции с валютами проводятся на межбанковском валютном рынке.
Обычно государственное регулирование биржевой торговли осуществляется через систему законодательных актов, регламентирующих деятельность биржи: публично-правовой или государственный статус; принципы организации рынка дилеров или брокеров, котировки цен, установления ставок для биржевых посредников, принятие иностранных членов на биржу и т.д. Имеются специальные государственные учреждения, контролирующие биржевую деятельность, в частности пресекающие монополизм. Добавим, что в руках государства находятся косвенные инструменты воздействия — налоги, денежная политика, способная изменить уровень процентных ставок, и т.п.
Для начала биржевой деятельности необходимо, чтобы корпорации предоставили для продажи свои ценные бумаги или товары. Поскольку репутация биржи во многом зависит от надежности этих корпораций, то к их финансовому положению предъявляются повышенные требования: высокий уровень дохода в течение ряда лет, значительные активы, достаточно большое число акционеров и т.д. Почти все биржи имеют статус бесприбыльного предприятия. Это не означает, что биржа не получает дохода. Последний складывается за счет налога на сделки, выполненные в торговом зале, предоставления консультационных, информационных и юридических услуг, платы компаний за внесение их в биржевой список, взносов новых членов, посетителей и гостей. Полученный доход не распределяется между членами биржи, а идет на обеспечение более благоприятных условий функционирования: обустройство зала, канцелярские расходы, вознаграждение служащим биржи, покупку электронных систем и т.д.
Функции члена биржи заключаются в выполнении от имени своего клиента посреднических операций на бирже, удовлетворении заявки на покупку или продажу ценных бумаг или товаров. Клиентами могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-фи-нансовые институты.
В зависимости
от уровня самостоятельности на бирже
действуют два типа посредников:
брокеры и дилеры.
Брокеры (broker — маклер, оценщик) выполняют
поручения третьих лиц согласно инструкции,
полученной от клиента. За выполнение
заказа они получают оговоренные в контракте
комиссионные, размер которых зависит
от суммы сделки. Риск их деятельности
сводится к минимуму. Если устав биржи
запрещает
промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность). Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.
Группировка
по характеру воздействия на предмет
труда подразделяет всю промышленность
на добывающие и обрабатывающие отрасли.
В состав добывающей промышленности входят
отрасли, в которых осуществляется процесс
добычи сырья и топлива из земных недр,
лесов и водоемов (угольная, лесная и др.).
К группе обрабатывающей промышленности
относятся отрасли, занимающиеся переработкой
сырьевых материалов. В зависимости от
исходного сырья обрабатывающая промышленность
подразделяется на отрасли, перерабатывающие
сырье промышленного происхождения (производство
черных, цветных металлов и др.), и отрасли,
перерабатывающие сельскохозяйственное
сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная
и др.).
Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.