МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.
Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Банки и банковское
дело»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Международные валютно-кредитные
отношения»
на тему:
«Экономическая и финансовая
глобализация в России»
Выполнила:
студентка 4 курса, группы
13Ф42,
заочной формы обучения,
специальность «Финансы и кредит»
Салмина Ирина Анатольевна
|
Проверил:
Серебряков Андрей Николаевич
|
Нижний Новгород
2012
Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Анализ тенденций и оценка влияния
финансовой глобализации на экономику
России…………………………...5
2. Обеспечение финансовой стабильности
России в
условиях формирования новой финансовой
архитектуры……….……...11
3. Финансовый надзор и регулирование как
институт обеспечения
устойчивости финансовой системы в условиях
финансовой глобализации..………………………………………………....22
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованной литературы……………………………….…………33
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация современного
мирового хозяйства и усиление взаимозависимости
национальных экономик относятся к числу
наиболее характерных особенностей. Все
больший размах приобретают интеграционные
процессы в сфере производства и финансов.
Подобные процессы, ускоренные новейшими
достижениями научно-технической прогресса,
ведут к усилению взаимозависимости национальных
звеньев мирового хозяйства, что в свою
очередь, неизбежно привело к развитию
инвестиционного процесса, образованию
экономик с инновационной типом экономики.
Одной из основных
черт финансовой глобализации является
значительное возрастание роли финансовой
сферы, связанное с расширением масштабов
и усложнением характера внешнеэкономических
связей. Финансовая система во все большей
степени становится средством перераспределения
финансовых ресурсов в соответствии с
потребностями и возможностями развития
производства не только в национальных,
но и в мировых масштабах.
Стремительно
возрастают объемы международных финансовых
операций. Именно международная финансовая
сфера через систему кредитования обеспечивает
достаточно высокую гибкость механизма
конвергенции национальных хозяйств на
нынешнем этапе интернационализации.
Финансовая политика отдельных стран
оказывает ощутимое влияние на внутреннее
хозяйство других стран и на мировую экономику
в целом. Этот процесс длительное время
протекал в контексте либерализации движения
капитала, что предопределяет объективную
необходимость согласования на международном
уровне основных направлений финансовой
политики различных государств, выработки
общих подходов использования финансовых
инструментов в инвестиционном механизме,
минимизации финансовых рисков. Финансовые
операции все в меньшей степени оказываются
подконтрольны национальным органам,
что является результатом расширения
международного финансового рынка, а также
усиления транснациональных корпораций
и банков. Поэтому важная роль в системе
институциональных структур регулирования
международного финансового рынка отводится
международным экономическим организациям.
Цель контрольной
работы состоит в изучении теоретических
и практических аспектов, финансовой глобализации
и ее влияния на финансовую систему России.
Поставленная цель определила
следующие задачи:
- рассмотреть
финансовую глобализацию как фактор экономического
влияния;
- рассмотреть
феномен финансовой глобализации и ее
последствия;
- рассмотреть
основные тенденции развития финансовой
глобализации;
- провести анализ
тенденций и оценку влияния финансовой
глобализации на экономику России.
Предметом исследования являются
совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе формирования
современного рынка финансовых услуг
в мировом хозяйстве в условиях глобализации.
Объектом исследования являются
финансовые услуги современного финансового
рынка России.
Информационную базу исследования
составили нормативные и информационные
материалы международных экономических
и финансовых организаций, рейтинговых
агентств, банков, международных аудиторских
служб, Федеральной службы государственной
статистики РФ, нормативные и законодательные
акты РФ в области внешнеэкономической
и внутриэкономической деятельности,
положения правительственных концепций
и региональных программ экономического
развития, статистические данные финансовых
учреждений и организаций, материалы международных
научных конференций, а также материалы,
размещенные на зарубежных и российских
сайтах, статистические справочники Евростат,
МВФ, МБРР, ОЭСР, МЭА, данные Статистического
Департамента ООН.
1. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ
И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОЙ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Рост российской экономики,
наблюдающийся с 1999г., является результатом
стечения нескольких обстоятельств: благоприятной
внешней конъюнктуры, усиления инвестиционной
активности, стабилизации большинства
макроэкономических показателей, использования
имеющихся резервных мощностей, развития
институциональных основ рыночной экономики.
Его следует воспринимать
как адаптацию хозяйственной системы
к благоприятным внешним и внутренним
условиям. Это предопределило необходимость
реализации качественно иной системы
факторов экономического роста, важнейшей
характеристикой которой выступает эффективность,
определяемая как степень соответствия
функционирования исследуемой системы
ее целевому назначению: обеспечение устойчивого
экономического роста.
В настоящее время в России
назревают условия для существенных изменений
источников и факторов экономического
роста. Определяющее значение приобретают
его качественные параметры.
С точки зрения предложения
экономический рост был обусловлен значительным
повышением совокупной производительности
факторов производства (СПФП), поскольку
общий объем инвестиций был низким, а численность
рабочей силы увеличилась ненамного. Повышение
СПФП означает, что в стране более эффективно
используются традиционные экономические
ресурсы благодаря совершенствованию
институциональных условий экономического
роста.
Если в 2003-2004 гг. "локомотивами"
роста в России были нефтяной и ряд других
промышленных секторов, то в дальнейшем
он переместился в сферу производства
товаров для внутреннего рынка. При этом
если в 2004г. темпы роста добычи полезных
ископаемых пусть незначительно, но опережали
соответствующий показатель обрабатывающих
производств, то в 2007г. (на фоне их общего
замедления, как во всей экономике, так
и в рассматриваемых отраслях) темпы роста
последних более чем в два раза превысили
аналогичный показатель добывающего сектора.
Экономический рост пока
остается преимущественно количественным.
Хотя сектора услуг растут высокими темпами,
это в основном традиционные услуги (прежде
всего торгово-посредническая деятельность),
а никак не высокотехнологичные. Технико-внедренческие
особые экономические зоны развиваются,
но пока не стали реальными точками роста
инноваций, способных оказывать сколько-нибудь
значимое влияние на характер экономического
роста. Россия развивается в рамках индустриальной
модели, а в этой системе координат у нее
нет серьезных конкурентных преимуществ
- ни по трудовым ресурсам, ни по природно-климатическим
параметрам.
Требуются серьезные структурные
сдвиги, ослабляющие зависимость страны
от положения в топливно-энергетическом
комплексе. Именно эта задача ставится
в качестве центральной в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации, охватывающей период до 2020г.,
проект которой был разработан Минэкономразвития
России во второй половине 2007г.
В последнее время появились
многие из необходимых предпосылок для
развития инновационной экономики, улучшается
финансовое положение страны. При этом
имеются в основном достаточные для постепенного
перехода к инновационному развитию заделы,
интеллектуальный, технико-технологический
потенциал; развиваются финансовая и инновационная
инфраструктуры; финансовые механизмы
и инструменты банковского и внебанковского
финансирования приближаются к общемировому
уровню; правительство многократно в программах
развития экономики, постановлениях и
распоряжениях декларирует необходимость
перехода промышленности на инновационный
путь развития, формирует программу действий,
усиливает законодательно-правовую, а
в некоторых случаях и налоговую поддержку
этого направления.
В целях стимулирования инновационного
развития Правительством РФ разрабатывается
программа, направленная на создание условий
для развития инновационных отраслей
экономики. Но весомые результаты пока
только ожидаются. Сказываются отсутствие
системы спроса, потребностей и сквозной
мотивации в новациях, доминирующая ориентация
производителей промышленной продукции
на решение текущих, а не долгосрочных
стратегических задач; слабая доказательная
база и достоверность расчета финансовой
окупаемости инновационных проектов;
неопределенность взаимодействия с налогово-бюджетной
системой как в части налоговых поступлений,
так и налогового регулирования инновационного
развития, и др.
Среди возможных рациональных
направлений прогрессивной трансформации
экономики по пути инновационного развития
следует выделить: эффективное использование
природных ресурсов как базы развития
экономики России; обеспечение страны
и общества наукоемкими товарами и услугами;
оптимизацию товарно-технологической
структуры экономики на основе маркетингового
изучения структуры производства потребностей;
стимулирование развития национального
производства в реальном секторе экономики
в направлении выпуска конкурентоспособной
наукоемкой продукции, создание и использование
инновационно-инвестиционного потенциала;
удовлетворение внутренних потребностей
за счет товаров и услуг российских производителей,
защиту внутреннего рынка; укрепление
национальной безопасности.
Выход на траекторию устойчивого
развития экономики и благосостояния
общества возможен только на основе концентрации
ресурсов на прорывных направлениях формирования
нового технологического уклада, многократного
повышения инновационной и инвестиционной
активности, улучшения качества государственного
регулирования, подъема трудовой, творческой
и социальной активности людей.
Решение задачи трехкратного
повышения инвестиционной активности
возможно при правильной экономической
политике, ориентированной на решение
комплекса задач.
В технологической области
стоит задача создания производственно-технологических
систем современного и следующего за ним
новейшего технологических укладов и
стимулирования их роста вместе с модернизацией
смежных производств.
В институциональной области
необходимо сформировать хозяйственный
механизм, который способствовал бы перераспределению
ресурсов из устаревших и бесперспективных
производств, а также сверхприбылей от
экспорта природных ресурсов в производственно-технологические
системы нового технологического уклада,
модернизации экономики, повышению ее
эффективности и конкурентоспособности
на основе распространения новых технологий.
В области совершенствования
организационно-производственной структуры
экономики важно стимулировать такие
формы интеграции финансовых, производственных,
торговых, научно-исследовательских и
образовательных организаций, которые
могли бы устойчиво развиваться в условиях
жесткой международной конкуренции, обеспечивать
непрерывное повышение эффективности
производства на основе своевременного
освоения новых технологий.
Макроэкономическая политика
должна обеспечивать благоприятные условия
для решения перечисленных задач, гарантируя
выгодность производственной деятельности,
хороший инвестиционный и инновационный
климат, поддержание благоприятных для
развития нового технологического уклада
ценовых пропорций и других параметров
хозяйственного механизма.
В целях развития высокотехнологичных
секторов экономики и обеспечения прогнозных
темпов роста производства Правительством
Российской Федерации утверждены и реализуются
федеральные целевые программы, направленные
на развитие высокотехнологичных секторов
экономики (авиационная, ракетно-космическая,
радиоэлектронная промышленность, судостроение,
а также оборонно-промышленный и атомный
энергопромышленный комплекс).
Помимо этого, реализуются
отраслевые стратегии развития высокотехнологичных
секторов экономики, такие как стратегия
развития авиационной промышленности,
ракетно-космической промышленности,
электронной промышленности, судостроительной
промышленности, транспортного машиностроения
(см. таблицу 1.1).