Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:05, реферат
Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался«Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».
В связи с упоминанием П. Самуэльсоном Библии, нужно отметить, что и Старый, и Новый Заветы (это отмечает и П. Самуэльсон) осуждали ростовщичество, ссудный процент, формулировали определенные правила хозяйственной жизни общества.
В конце средневековья,
когда начали образовываться национальные
государства, на арене экономической
мысли появились меркантилисты.
Упоминая о меркантилистах, П. Самуэльсон писал, что они проложили путь выступившему против них Адаму Смиту. Важное место в истории экономической науки занимают физиократы (во главе с Ф. Кенэ), которые незадолго до революции 1789 г. придавали большое значение земле, рассматривая ее как единственный источник чистого продукта.
Началом современной экономической науки П. Самуэльсон считает книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его Самуэльсон называет «пророком свободной конкуренции» и пишет, что этот автор разглядел в мире экономики естественный саморегулирующийся порядок точно так же, как сделал это в физическом «подлунном мире» Исаак Ньютон (1649–1727).
Все, сделанное в области экономической науки до А. Смита, П. Самуэльсон относит к «предыстории экономической науки». Учение А. Смита Самуэльсон оценивает как выражение интересов нарождающейся буржуазии: «…нарождающемуся классу буржуазии необходим был глашатай ее интересов. Смит снабдил ее идеологией, которая служила целям этого класса». Характеризуя дальнейшее развитие экономической науки, П. Самуэльсон пишет: «Не далее как столетие назад древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к посткейнсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из Марксова «Капитала» (1867, 1885, 1894) и его заново открытых более ранних работ по экономике».
Говоря о взглядах П. Самуэльсона на историю экономической науки, нельзя не упомянуть о том, что он выделял в ней (со ссылкой на Й. Шумпетера) роль Вальраса. По словам Шумпетера: «Из всех великих экономистов Вальрас, конечно же, был величайшим, поскольку он открыл всеобщее равновесие».
68. МЕРКАНТИЛИЗМ В РАБОТАХ А.Л. ОРДИНА-НАЩЕКИНА
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (ок. 1605–1680) возглавлял Посольский приказ в г. Москве. В 1667 г. от имени России подписал Андрусовское перемирие, по которому произошло воссоединение Левобережной Украины и России, завершившее русско-польскую войну за Украину и Белоруссию.
Его экономические взгляды были первым проявлением русского меркантилизма и выражали интересы купечества. Ордин-Нащекин не оставил после себя специальных экономических работ, но о его взглядах можно судить по письмам и некоторым другим составленным им документам. Главное место среди них принадлежит «Новоторговому уставу», автором и редактором которого был Ордин-Нащекин; о его взглядах можно также судить по составленному им же за два года до Устава «Псковскому Положению».
Как и западные меркантилисты, он придавал большое значение торговле – сфере хозяйства, содействующей наполнению казны, росту богатства государства. С этой целью он предлагал объединить российских купцов в товарищества, которые должны были обеспечить продажу товаров иностранцам по высоким ценам. Мелкие и средние торговцы должны быть прикреплены к крупным купцам; мелкие и средние торговцы должны приобретать товары для крупных. Последние после реализации товаров иностранным купцам выплачивают мелким и средним торговцам причитающуюся им прибыль. Таким образом, иностранцы будут лишены возможности скупать товары по низким ценам у мелких торговцев.
Новоторговым уставом предусматривались определенные ограничения для торговли, осуществляемой иностранными купцами. Эти ограничения носили территориальный характер; свободную торговлю иностранные купцы могли осуществлять только в пограничных городах (за исключением иностранных купцов, которые имели специальные грамоты, дающие им право торговать повсеместно).
Новоторговый устав предоставлял ряд льгот российским купцам; он поощрял вывоз российских товаров за границу. Ордин-Нащекин был сторонником государственного регулирования внешней торговли; он считал необходимым обеспечение активного торгового баланса. Вместе с тем он считал необходимым развивать отечественную промышленность. Он настаивал на том, что Россия в промышленном отношении должна догонять западноевропейские страны. Промышленность следует развивать, считал Ордин-Нащекин, не только для продажи товаров за границу, но и прежде всего для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
Ордин-Нащекин был сторонником развития в России различных отраслей промышленности, и в частности железоделательной (металлургической), поскольку она служит основой для развития многих других отраслей производства. Он организовал металлообрабатывающие, кожные и стеклянные мануфактуры. Создал судоверфи на Западной Двине и Оке. Был также инициатором создания почты между Москвой, Ригой и Вильнюсом.
Забота о подъеме производительных сил России – важная составляющая экономических воззрений Ордина-Нащекина.
69. МЕРКАНТИЛИЗМ И.Т. ПОСОШКОВА
Иван Тихонович Посошков (1652–1726) был крупнейшим экономистом, оригинальным мыслителем. Его экономические воззрения могут быть охарактеризованы как меркантилистские. Из всех видов экономической деятельности он выделял торговлю, а из всех классов придавал наибольшее значение купечеству. Он был сторонником активного торгового баланса и заботился об увеличении количества денег в стране. Возражал против ввоза в страну предметов роскоши и любых товаров, которые могут производиться в России. Большое внимание уделял производству. В своей книге «О скудости и богатстве» Посошков, обращаясь к Петру I, ставил задачу: изложить причину, по которой Россия является бедной страной, а также показать пути ликвидации бедности, превращения страны в могущественное государство. Средством превращения России в такую страну он считал развитие ее производительных сил. В отличие от многих других представителей меркантилизма, И. Посошков не связывал богатство страны с накоплением ею денег; он видел рост ее богатства не только в развитии торговли, но и в развитии промышленности и сельского хозяйства. Источником прибыли является не просто неэквивалентный обмен во внешней торговле, а повышение уровня производительности труда. Посошков отмечал зависимость цены от производительности труда. Источник вещественного богатства И. Посошков видел в труде, занятом в промышленности и сельском хозяйстве. Он видел связь между ростом вещественного богатства и уровнем производительности труда, а также между величиной прибыли и производительностью труда и уровнем заработной платы. По его мнению, необходимо было развивать мануфактурное производство. Он рекомендовал осуществлять строительство промышленных предприятий за счет казны, а также частных лиц. Посошков отмечал выгодность наемного труда, сдельной оплаты труда. Предлагал привлекать крестьян к наемному труду между сезонными работами.
Отсталость сельского хозяйства И. Посошков связывал с жесткой эксплуатацией крестьянства. Предлагал ввести налоговую систему, предусматривающую налогообложение всех сословий (кроме духовенства) в зависимости от материального положения налогоплательщика. Основным объектом налогообложения должна стать земля. Поземельное налогообложение должно было, по мнению Посошкова, заменить подушную подать.
Для облегчения бедственного положения крестьян (которое он считал причиной бедности страны) И. Посошков предлагал сократить косвенные налоги, отменить государственную монополию на торговлю солью. Жестокую эксплуатацию крестьян, осуществляемую помещиками, Посошков рассматривал как антигосударственную практику. Царь, по его мнению, должен взять крестьян под свою защиту и оградить их от произвола помещиков. Для этого И. Посошков предлагал ограничить повинности крестьян определенным размером, который должен устанавливаться съездом дворян и утверждаться указом царя. Крестьянские дети, считал Посошков, должны в обязательном порядке обучаться бесплатно до 10-летнего возраста. Он защищал идею равенства всех граждан перед законом и судом.
70. РЕФОРМАТОРСКИЕ ИДЕИ А.Н. РАДИЩЕВА
Александр Николаевич Радищев (1749–1802) – основоположник антикрепостнического направления в русской экономической мысли был сыном крупного помещика. В 1790 г. был арестован и приговорен к смертной казни за идеи, изложенные в его главном произведении – «Путешествие из Петербурга в Москву». Смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь на 10 лет.
А. Радищев был противником крепостного права и самодержавия и признавал революционный путь в качестве оправданного средства уничтожения того и другого. Он, в частности, писал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое дает закон над преступниками».
А.Н. Радищев был
автором ряда трудов. Помимо самого
знаменитого своего произведения «Путешествие
из Петербурга в Москву» им были
написаны: «Вольность» – работа,
в которой обосновывалась закономерность
вооруженного восстания против царской
тирании и установление республики;
«Письмо о Китайском торге» –
произведение, посвященное внешней
торговле и ее влиянию на отечественное
производство и рассмотрению некоторых
категорий политической экономии; «Записка
о податях Петербургской
А. Радищев выступал
против порабощения человеком человека
и доказывал, что крестьяне такие
же люди, как и дворяне, обвинял
помещиков в чрезмерной эксплуатации
крестьян. В крепостном праве Радищев
видел причину низкого уровня
сельскохозяйственного
Сельское хозяйство А. Радищев считал основной отраслью экономики России, но вместе с тем он ратовал за необходимость развития промышленного производства.
Радищев не считал внешнюю торговлю источником богатства; источником богатства он считал труд, занятый в производстве. Он был сторонником протекционистской политики во внешней торговле, направленной на поддержку отечественного производителя и отечественной торговли. Глубокие мысли были высказаны Радищевым по вопросам цены товара, прибыли, теории денег и др.
Трагическая судьба А. Радищева сложилась таким образом, что он не получил возможности полностью раскрыть свой талант мыслителя, экономиста.
71. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕФОРМ В РАБОТАХ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Николай Гаврилович Чернышевский (18281889) – революционер, писатель, экономист, философ. Революционно-демократическая ориентация Н. Чернышевского, его выступления за освобождение крестьян, установление социалистического строя привели к тому, что в 1862 г он был арестован как опасный революционер и заключен в Петропавловскую крепость. В тюрьме он продолжал свою литературную деятельность; написал известный роман «Что делать?», в котором показал людей будущего.
Н. Чернышевский подверг резкой критике существовавший в России крепостнический строй, выступал за освобождение крестьян. Он обличал также капиталистический строй, отмечал сосредоточение при капитализме богатства на одном полюсе и нищеты – на другом. Пришел к выводу о необходимости изменений и форм собственности. Выступая за интересы трудящихся, Чернышевский ратовал за установление строя, при котором не будет эксплуатации, который будет соответствовать интересам народа.
Н. Чернышевский подвергнул
критике крепостничество и
Социалистическое общество Н. Чернышевский представлял себе как совокупность производственных ассоциаций (товариществ), деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей граждан. При социализме, по мнению Н. Чернышевского, окажется возможным максимально повысить производительность труда. Социализм он представлял себе как общество, в котором «отдельные классы наемных работников и нанимателей труда исчезнут, заменившись одним классом людей, которые будут и работниками, и хозяевами вместе».
Чернышевского высоко ценил К. Маркс. По его словам, «великий русский ученый и критик Н. Чернышевский в «Очерках из политической экономии (по Миллю)» мастерски показал банкротство буржуазной политической экономии».
72. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ 1861–1917 ГГ.
Экономическая мысль
России указанного периода нашла
отражение в работах ряда известных
авторов, представляющих различные
направления экономической
Отечественные экономисты,
проводившие экономические