Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

• конгломератный, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других дочерних фирм. В данный холдинг могут входить и производственные компании, и предприятия общественного питания, и рекламные агентства (рис. 6).

В зависимости от степени  взаимного влияния различают  также два вида холдингов:

• классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале (см. рис. 1 и 2). Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании.

• перекрестный, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга (рис. 7). Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних предприятий, предоставляя им кредиты.

В российской практике холдинги формировались путем объединения  фирм и предприятий вокруг головной компании, в качестве которой выступал банк или крупное промышленное предприятие.

На сегодняшний день процесс  формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса и диверсификации деятельности будут приобретать  контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появляются новые молодые компании, которые начнут формировать новые холдинги. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшие годы Россию ожидают бурные слияния, поглощения и формирование новых видов и типов холдингов.

11.  Ресурсный потенциал корпорации

Выбор и определение потребности  ресурсов долгосрочного использования  является важным этапом стратегического  планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные  экономические ресурсы: основные производственные фонды и оборотные средства, или, говоря рыночным языком, основной и  оборотный капитал. Прежде всего, это - средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы и т.п.

Для предприятия-производителя  цены на соответствующие ресурсы  являются издержками производства, и  поэтому с целью получения  максимальной прибыли оно должно планировать выпуск наиболее доходной продукции с эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При  выбранном виде конкурентоспособной  продукции и данной технологии ее изготовления именно цены на ресурсы  определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских  способностей, которые можно использовать в производственном процессе.

Важнейшая задача стратегического  планирования в условиях рынка - обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими  конкурентами путем использования  самых эффективных средств. Те предприятия  и компании, которые планируют  и поддерживают высокий потенциал  своего развития, являются наиболее устойчивыми  и прибыльными.

Под потенциалом предприятия  принято понимать совокупность показателей  или факторов, характеризующих его  силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые  могут быть использованы в экономической  деятельности

Выбор направления или  стратегии развития потенциала предприятия  зависит в основном от состава, структуры  и качества имеющихся экономических  ресурсов, уровня конкурентоспособности  производимых работ и услуг, существующего  положения на рынке и предстоящих  целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п.

В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия  или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории - материальные и людские и четыре основных вида - земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно  связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых  в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия  в условиях рынка, как уже отмечалось, заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения людей в своей продукции и  получения наибольшей прибыли. В  свободных экономических отношениях любой субъект рынка может  выступать в качестве продавца или  покупателя. Продавец или производитель  стремится реализовать свою продукцию  или услугу, а покупатель или потребитель - удовлетворить свой спрос на необходимый  продукт. Развитие новых рыночных отношений  требует усиления роли финансов в  функционировании производственных предприятий  и фирм.

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование  производственных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Задачей каждого предприятия  является планирование и использование  финансовых ресурсов в целях повышения  своей платежеспособности и рыночной устойчивости. Финансы предприятий  служат важным звеном в рыночной экономической  системе, поскольку именно на этом уровне создаются основные денежные ресурсы  страны.

Финансы предприятия являются в условиях рынка не только важнейшей  экономической категорией, но и одновременно выступают плановым регулятором  производственно-коммерческой деятельности, расширения самостоятельности и  свободы фирм на рынках товаров и  услуг. Основой финансового механизма  каждого производственного предприятия  служит система взаимодействия таких  общеэкономических процессов, методов  и расчетов, как организация, планирование и стимулирование рационального  использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.

Финансовые внутрифирменные  отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

1) обмен денег на труд  наемных работников;

2) обмен денег на товары  и услуги поставщиков;

3) обмен товаров и услуг  на деньги потребителей;

4) обмен денег, выплачиваемых  позже, на деньги, получаемые сейчас  от инвесторов и арендодателей;

5) обмен денег, выплачиваемых  сейчас, на деньги, которые будут  получены позднее от должников;

6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования  правительства

12.  Специализация производства; особенности в корпорациях нефтегазохимического  комплекса

Специализация производства является одной из форм организации  производства.

 Специализация производства - это сосредоточение деятельности  предприятия  отрасли на выпуск  ограниченной номенклатуры изделии  или технологически однородной  продукции. 

 Развитие специализации  также беспредельно как беспредельно  само развитие техники, отмечали ведущие экономисты. И это верно. Со временем лишь усиливаются те или иные формы специализации, видоизменяются их конкретные проявления.

 В промышленности четко  проявляются отрасли, акцентирующиеся на специализации, а значит последующее кооперирование (машиностроение, деревообработка и др.) и тяготеющие к комбинированию производства (пищевая, химическая, металлургия и др.).

 В современной промышленности  четко различаются три формы  специализации, хотя конкретных  видов множество, к формам специализации  относятся следующие. 

1. Предметная.

2. Подетальная (поузловая).

3. Технологическая (постадийная).

 При предметной форме  специализации предприятия отрасли  сосредоточивают свою деятельность  на отдельных предметах, годных  к самостоятельному потреблению  - хлеб, вино, масло, консервы, сахар  и др. На основе предметной  формы специализации в основном  сформировались отрасли пищевой  промышленности - сахарная, мясная, кондитерская, винодельческая и др.

 При подетальной (поузловой) форме специализации предприятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на производство отдельных деталей или узлов готового продукта, годного к самостоятельному потреблению. Подетальная (поузловая) форма специализации применяется и довольно развита в отраслях промышленности, производящих конструктивно сложную продукцию - машиностроение, приборостроение, автомобильная, инструментальная промышленность.

 Классическим видом  подетальной формы специализации является шарикоподшипниковая промышленность, производящая одну деталь -подшипники.

 Продукция пищевой  промышленности конструктивно несложна, поэтому подетальной формы специализации в этой отрасли нет.

 Технологическая (постадийная) форма специализации предполагает сосредоточение деятельности предприятий на производстве одной или нескольких фаз производства готового продукта, годного к самостоятельному потреблению, эта форма специализации позволяет рациональнее рассредоточить отрасли промышленности, приближая одних к источникам сырья, других - к районам потребления. Классическим примером технологической (постадийной) специализации может служить производство на отдельных предприятиях отрасли руды (добыча и обогащение), чугуна из руды, стали из чугуна, проката из стали, машин из проката. В пищевой промышленности технологическая (постадийная) форма специализации весьма развита: сахаро-песочные и сахарорафинадные предприятия соответствующих отраслей; первичное, вторичное виноделие и предприятия по розливу готового вина; производство зерна - хранение и обработка зерна на элеваторах - мука - хлеб, макароны, кондитерские изделия и др.

 Технологическая форма  специализации в пищевой промышленности  обеспечивает существенную экономию  средств на транспорте, но в  условиях первоначального рынка  она несколько ослабла. Ведь  на этой стадии рынка каждый  хозяйствующий субъект ищет максимум  прибыли. А это достигается  сосредоточением у себя всех  возможных переделов. Но это  временно. Закон специализации, равно  как и закон свободного размещения  производительных сил все выпрямит. Сами хозяйствующие субъекты  с большой выгодой для себя  и конкурентоспособностью разместят  свои предприятия в соответствии  с законом специализации и  размещения.

 Процесс специализации  имеет определенный уровень. Уровень  специализации производства характеризуется  для различных ее форм и  разнообразных сочетаний следующими  показателями.

1. Удельный вес произведенной  продукции специализированными  предприятиями в общем объеме  производства продукции отрасли: 

2. Удельный вес специализированных  предприятий в общем числе  предприятий отрасли. 

 

 

3. Количество производимых  видов продукции на предприятии  отрасли. 

4. Количество и доля  технологически однородных групп  продукции в общем объеме производства.

5. Удельный вес специализированного  оборудования в общем  парке  машин. 

 Экономическая эффективность  специализации весьма высока, достижения  современной промышленности,  во  всех странах мира во многом  обеспечены специализацией производства.

 Экономическая эффективность  при специализации производства  достигается использованием высокопроизводительного   и экономичного специализированного  оборудования, существенным снижением  потерь рабочего времени из-за  отсутствия или минимума переналадок,  формированием высококвалифицированных  специализированных кадров, обеспечивающим  высокую производительность труда  на специализированных операциях.  Так, на специализированных инструментальных  предприятиях стоимость инструментов, метизов в несколько раз дешевле,  а производительность труда в  десятки раз выше, чем их производство  на каждом машиностроительном  или другом универсальном предприятии.  То же самое можно сказать  о расфасовочных предприятиях  пищевой промышленности.

 В пищевой промышленности  предметная специализация не  имеет  перспективы. Она и  так чрезмерна  узко  предметно специализирована, а вот технологическая (постадийная) форма специализации перспективна.

Появлению и распространению  совместных предприятий как одной  из форм согласованной деятельности двух и более партнеров, направленной на достижение общей цели, способствовали процессы интернационализации экономики  разных стран, увеличение экс порта  капитала. Определенное влияние на развитие совместных предприятий оказывают  интеграционные тенденции в области  специализации и кооперирования производства. Совместные предприятия  как одна из перспективных организационных  форм хозяйствования получили распространение  в 1970--80-х годах в странах Западной Европы и Азии, а затем -- в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ.

Совместные предприятия  стали средством привлечения  передовой иностранной технологии и современного управленческого  опыта. Благодаря им облегчается  экспорт капитала, в том числе  в его производительной форме, реализуются  инвестиционные проекты, осуществление  которых не под силу одной компании. Кроме того, рынки в новых регионах легче осваивать с помощью  местных партнеров, тем более  что предприятия с долевым  участием иностранных и национальных инвесторов часто пользуются налоговыми льготами.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса