Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа
Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.
Совместное предприятие -
относительно новая организационно-
Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. По данным оксфордского журнала, 45% иностранных участников СП в России намерены закрепить свои позиции сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь доступ к местным энергоресурсам.
Совместное
Российский емкий рынок относительно дешевого сырья и не охваченный рынок потребления. Это делает российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов. Но существует проблемы СП в российской экономике: Несовершенство российского законодательства. Не обошла эта проблема стороной и процедуру оформления иностранных инвестиций. То же самое относится и к налоговым законам - они сравнительно высоки, а инвестиционные льготы ограничены и невелики, местное кредитование плохо организовано, порой до полного его отсутствия, нет доступа к фондовой деятельности, информация о потенциальных точках вложения капитала также труднодоступна. Основной же проблемой является, конечно, недостаточное страхование от политического и экономического риска. Большинство иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для наиболее полного и эффективного привлечения инвестиций иностранного капитала, создания совместных предприятий существует множество преград, и прежде всего - в виде политической, экономической и социальной нестабильности в стране, затянувшиеся более чем на 15 лет экономические преобразования. Большинство созданных на территории России СП работают в условиях более или менее развитых товарно-денежных отношений. Нельзя с определенной точностью и заранее предсказать конъюнктуру рынка, неизвестно количество реальных и потенциальных потребителей и их потребности, трудно предугадать динамику стоимости ценных бумаг, недвижимого имущества и т.д. Поэтому риск связан с любым видом деятельности на СП. Во внутрифирменном управлении риск связан с чисто человеческими чертами (персональный риск), с особенностями поведения менеджера в денежных ситуациях (деловой риск) и взаимодействием менеджеров в управленческой команде организации (организационный риск).
13. Акционерный капитал
Само понятие «акционерный капитал» определяется как капитал, образованный посредством объединения средств многих физических и юридических лиц через продажу им акций, облигаций, капитализации полученной в процессе функционирования акционерного общества прибыли, дохода, полученного от обращения портфельных инвестиций общества.
Раскрывая содержание акционерного капитала, Карл Маркс писал: «...Kапитал достиг своей последней формы, где он существует не только в себе, в соответствии со своей субстанцией, но и положен по своей форме как общественная сила и общественный продукт». Субъектом акционерного капитала выступает собственник комбинированный, ассоциированный. Это не простая сумма частных предпринимателей. Субъектом акционерного капитала выступает такая ассоциация собственников, которые в соответствии с долями своих вложений получают доход на них и принимают участие в управлении.
Своеобразие акционерного капитала
вызвало необходимость
Фиктивный капитал - акции, облигации акционерного общества, находящиеся в собственности акционеров. Он не существует реально, но путем продажи может превратиться в реальные деньги. Величину фиктивного капитала определяет предполагаемое получение дохода. Этот капитал совершает оборот не как прямое, непосредственное отражение воспроизводства, а в качестве самостоятельного независимого от него процесса.
Методы управления акционерным капиталом
Проблемы возможности
и необходимости управления структурой
капитала давно обсуждаются среди
ученых-экономистов и
* традиционный подход;
* концепция Ф. Модильяни
и М. Миллера (кратко ее
* компромиссный подход;
* теория противоречия
интересов при формировании
* цена капитала зависит от его структуры;
* стоимость заемного капитала
ниже цены собственного, поэтому
рост удельного веса заемных
источников приводит к
* существует понятие «
Формирование оптимальной структуры капитала -- одна из важнейших проблем финансового менеджмента. На практике существует взаимосвязь между структурой капитала и дивидендной политикой акционерной компании (корпорации). Данная взаимосвязь проявляется в том, что структура капитала зависит от рентабельности собственных средств и нормы распределения чистой прибыли на выплату дивидендов акционерам и на развитие производства. При высокой рентабельности собственного капитала можно оставить больше чистой прибыли на цели накопления и пополнения оборотных активов без ущерба для дивидендных выплат акционерам.
Внутреннее (за счет чистой прибыли) и внешнее (за счет кредитов, займов и выпуска акций) финансирование тесно взаимосвязаны. Однако это не означает взаимозаменяемость источников средств. Так, внешнее долговое финансирование не должно подменять привлечения и использования собственных средств.
Только достаточный объем собственного капитала (более 50%) способен обеспечить развитие предприятия, укрепить его финансовую независимость и усилить доверие к нему инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей и других партнеров. В критической ситуации только собственные средства способны обеспечить возврат кредитов и займов. Однако на отдельных этапах жизненного цикла компании возникает потребность во внешнем заимствовании (например, у банков). Задолженность смягчает возможный конфликт между руководством акционерной компании и ее собственниками, понижает акционерный риск.
С другой стороны, задолженность обостряет конфликт между собственниками и кредиторами. Первая причина заключается в дивидендной политике. Увеличение дивидендных выплат при снижении чистой прибыли приводит к относительному снижению собственного капитала по сравнению с заемным в его общем объеме. Снижение абсолютного и относительного размера собственного капитала требует от предприятия новых заимствований у банков и иных кредиторов и роста расходов по обслуживанию долга. У банков происходит своеобразное обесценение выданных кредитов, так как ранее выданные ссуды, как правило, пролонгируют.
Вторая причина связана с тем, что при высоком уровне коэффициента задолженности (свыше 1,0) у компании возрастает потенциальный риск банкротства. В такой ситуации собственники склонны к риску, выбирая самые высокодоходные, но рискованные инвестиции, что не устраивает кредиторов. Если менеджеры компании отказываются от рискованных проектов, то это отвечает интересам кредиторов, но не собственников (акционеров). В такой ситуации они лишаются возможности максимизировать размер дивидендов на принадлежащие им акции.
Третья причина заключается в том, что при поглощении одной компании другой у фирмы-покупателя обычно происходит изменение структуры капитала: во-первых, часто поглощаемое предприятие приобретается за счет заемных средств и новый кредит изменяет структуру капитала поглощающей компании; во-вторых, присутствие заемных средств у поглощаемой фирмы также может оказать влияние на состав и структуру источников средств компании-покупателя. Последняя получает прирост рентабельности собственного капитала благодаря увеличению уровня эффекта финансового рычага, дивиденды по акциям и нераспределенная прибыль возрастают.
Четвертая причина связана
с возрастанием темпов роста оборота
(объема продаж) предприятия в условиях
благоприятной рыночной конъюнктуры,
что требует повышенного
Пятая причина: если при выпуске корпоративных облигаций новые заемные средства привлекают на более выгодных для инвесторов условиях, чем предыдущая эмиссия, то ранее выпущенные облигации могут упасть в цене.
В рыночной экономике существует механизм нивелирования данных противоречий. Широко известный способ -- выпуск таких финансовых инструментов, которые позволяют владельцам корпоративных облигаций стать акционерами корпорации (облигации, конвертируемые в акции, облигации с подписными купонами и т. д.).
Наконец, компания может проводить политику постоянного возобновления заемных средств, привлекаемых на краткосрочной основе на цели долгосрочного финансирования высокоэффективных мероприятий. Тогда при каждом очередном погашении краткосрочных кредитов (вместе с процентами) кредиторы убеждаются в надежности руководства заемщика. Нестабильная обстановка на финансовом рынке может ограничивать возможности предприятий в использовании долевого и долгового финансирования (с помощью эмиссии собственных акций и облигаций). Поэтому любая компания (вне экстремальных условий) не может полностью исчерпывать свою кредитную способность. Всегда должен оставаться резерв для дополнительного заимствования средств, чтобы в случае необходимости покрыть дефицит денежных средств банковским кредитом.
15. Картель как тип объединения фирм
Картель представляет собой
союз предпринимателей на основе картельного
соглашения, в котором устанавливаются
обязательные для всех участников условия:
по объему производства, ценам, доле на
рынке сбыта и др. Участники
картеля сохраняют свою юридическую
и хозяйственную
Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.
Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
сохранение права
объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии с антимонопольным
законодательством в
Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса