Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, контрольная работа
Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.
Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации
Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям
Приложения
Рекомендуемая литература
бюджетное планирование или составление системы взаимосвязанных смет.
Суть данного метода в том, что на основе запланированного роста объема продаж, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства, зависящие от объема продаж, объем перераспределения прибыли планового периода. Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливаются суммы недостающих источников финансирования, определяются конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. Затем на базе полученных параметров составляется плановый счет прибылей и убытков, прогнозный баланс, прогноз движения денежных средств.
Этот метод имеет определенные недостатки. Наиболее часто он используется кредитными организациями для прогнозирования финансового положения клиента и для целей предварительной оценки хозяйственных проектов.
Данный метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и поэтому является основным методом составления бизнес – плана.
Бюджетом, или сметой называется количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели,
Бюджет организации (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов. Он включает два блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов.
Смета бюджетов используется менеджерами как средство управления деятельностью организации, контроля за реальным состоянием дел.
Существует два подхода к расчетам смет:
6.2. Основы сметного планирования
Смета (бюджет) продаж или объема выручки в денежном выражении служит основой для составления всех остальных видов смет. Целью составления бюджета продаж является определение объема продаж на планируемый период.
Бюджет продаж включает следующую информацию:
Бюджет продаж показывает объем продаж в количественном и стоимостном выражении.
Важным вопросом является обоснование цены товара. Принятие решения по цене зависит от внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся:
К внутренним факторам относятся:
Бюджет производства (производственная программа) обычно составляется в физических единицах измерения продукции. Этот бюджет должен учитывать объем продаж, производственные мощности предприятия, рост или снижение запасов готовой продукции на планируемый период.
Целью составления данного бюджета является определение объема производства на основе расчета предполагаемого объема продаж, величины остатков не реализованной продукции.
Планируемый объем производства определяется:
Сметный объем производства в натуральном выражении + необходимая величина запасов готовой продукции на конец года = ожидаемый объем продаж + запасы готовой продукции на начало года
Объемы производства сверяются со сметой продаж, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение года.
Бюджет прямых материальных затрат показывает общие потребности производства по основным материалам, а также необходимый объем закупок основных материалов. Расчеты осуществляются на основе бюджета объема производства, нормативных затрат сырья на единицу продукции, целевых запасов сырья на начало и конец периода, цен на сырье и материалы.
Плановая потребность в материалах рассчитывается следующим образом:
М = Мпр + Змк - Змн
где:
М - плановая потребность в материалах;
Мпр - потребность в материалах для обеспечения планового выпуска продукции;
З мк - планируемый запас материалов на конец периода;
Змн - запас материалов на начало периода.
Расчеты осуществляются в натуральных единицах и в денежном выражении.
Целью составления бюджета прямых затрат труда является определение общих затрат на привлечение трудовых ресурсов.
Основой расчета является бюджет производства. Планируемый объем производства определяет общее время использования труда основных рабочих и является исходной информацией для составления бюджета прямых затрат на оплату труда. На уровень затрат влияют система нормирования труда и оплаты труда.
При составлении этого бюджета учитывается трудоемкость единицы продукции и стоимость одного человеко -часа.
Смета общепроизводственных расходов
При составлении бюджета общепроизводственных расходов предварительно в их составе выделяются постоянные и переменные расходы. Общая сумма производственных накладных расходов включает стоимость постоянной составляющей, включая амортизационные отчисления по производственному оборудованию, величину переменной составляющей, которая определяется путем умножения ставки переменных расходов на затраты времени производственных работников.
Бюджет периодических расходов включает смету коммерческих и управленческих расходов. Постатейный состав расходов определяется спецификой деятельности организации.
В состав коммерческих расходов включаются: заработная плата работников службы сбыта, расходы по рекламе, транспортные расходы, оплата телефонной связи, прочие расходы по реализации продукции.
Управленческие расходы состоят из заработной платы административного персонала, прочих служащих, оплаты энергии, амортизации офисного оборудования, расходов по телефонной связи, страхованию, затрат на канцтовары и другие.
Бюджет периодических расходов используется при составлении бюджета прибылей и убытков, бюджета денежных средств.
Сметный расчет себестоимости реализованной продукции
На основе бюджетов прямых материальных затрат, затрат по оплате труда производственных работников и бюджета общепроизводственных расходов формируется смета себестоимости реализованной продукции, которая является основной в системе сметных расчетов организации. Исходными данными служат:
Смету себестоимости реализованной продукции можно представить следующим образом:
Запасы сырья, материалов, незавершенного производства на начало периода
+покупка сырья, материалов
-запасы сырья, материалов, незавершенного производства на конец периода
=себестоимость потребленных в процессе производства сырья и материалов
+ прямые затраты труда
+ переменные накладные расходы
= себестоимость произведенной продукции
+ себестоимость запасов готовой продукции на начало периода
-себестоимость запасов готовой продукции на конец периода
=себестоимость реализованной продукции.
Сметное планирование прибыли
Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных, которые содержатся в ранее разработанных сметах. Сметный расчет финансовых результатов включает три раздела:
Смета движения денежных средств
Бюджет денежных средств характеризует приток и отток денежных средств в течение планового периода. Его цель - поддержание баланса денежных средств, а также определение размеров дополнительного финансирования при временной недостаточности денежных средств.
Бюджет денежных средств включает следующие показатели:
Приход денежных средств классифицируется по источникам поступления средств, а расход - по направлениям использования.
Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (определенный резерв).
При составлении бюджета денежных средств учитываются выплаты дивидендов, потребности в финансировании инвестиций и другие денежные потоки.
Смета активов и пассивов и прогнозирование финансового состояния организации
Прогнозный баланс составляется на основе ожидаемого балансового отчета за отчетный период. Статьи этого баланса увеличиваются или уменьшаются с учетом планируемых операций. Остатки прогнозируются по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и т.д.
По данным прогнозного баланса и прогнозного бюджета прибылей и убытков рассчитываются основные финансовые коэффициенты в планируемом периоде, характеризующие платежеспособность и финансовую устойчивость организации.
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
Основной целью деятельности хозяйствующих субъектов является получение прибыли. Поэтому в процессе управления деятельностью очень важно знать:
-какой объем продаж обеспечит безубыточность;
-какой объем продаж
позволит достичь
-какую прибыль можно ожидать при данном уровне продаж;
-какое влияние на уровень прибыли окажет изменение цены, переменных затрат, постоянных затрат и объема производства;
-как изменение структуры
объема продаж влияет на
Ответы на эти вопросы можно получить из анализа соотношения «затраты - объем производства - прибыль».
Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является классическая система учета прямых затрат «директ–костинг», которую также называют системой управления себестоимостью. Сущность современной системы «директ–костинг» - это разделение производственных затрат на постоянные и переменные.
К постоянным относятся затраты, которые не изменяются с изменением объема производства.
Переменные затраты - это затраты, изменяющиеся с изменением объема производства.
Деление затрат на постоянные и переменные условно, так как многие виды затрат носят полупеременный характер.
Общие затраты на производство складываются из переменных и постоянных затрат:
З = Зпост + Зпер
В практике экономического анализа существуют различные способы разделения затрат на постоянную и переменную составляющие.
Для построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки используется следующий алгоритм: