Экономическое состояние предприятия с применением бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является применение знаний и практических навыков экономического анализа, позволяющих объективно оценить хозяйственно – экономическое состояние предприятия с применением бухгалтерской отчетности.
Задачами анализа являются:
анализ производства и реализации продукции;
анализ использования основных фондов предприятия;
анализ использования труда и заработной платы;
анализ затрат на производство и реализацию продукции;

Содержание

Введение 4
1 Анализ производства и реализации продукции 8
1.1 Анализ динамики и выполнения плана по объемам производства и реализации 8
1.2 Анализ баланса готовой продукции 9
1.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре продукции 10
1.4 Анализ выполнения плана по структуре продукции 11
1.5 Анализ ритмичности выпуска продукции 12
2 Анализ использования основных фондов предприятия 14
2.1 Анализ структуры основных фондов 14
2.2 Анализ движения основных фондов 15
2.3 Анализ возрастного состава оборудования 17
2.4 Анализ технического состояния основных фондов 18
2.5 Анализ эффективности использования основных фондов 19
2.6 Оценка влияния на изменение объемов производства факторов, отражающих эффективность использования средств труда предприятия 20
3 Анализ использования труда и заработной платы 22
3.1 Анализ динамики численности работников по категориям 22
3.2 Анализ движения работающих 22
3.3 Анализ использования фонда времени работающих 23
3.4 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 25
3.5 Оценка влияния факторов на изменение среднегодовой выработки работника 25
3.6 Анализ состава фонда оплаты труда и выплат социального характера 26
3.7 Оценка соотношения темпов прироста средне заработной платы и производительности труда 27
4 Анализ затрат на производство и реализацию продукции 29
4.1 Анализ динамики затрат на 1 рубль товарной продукции 29
4.2 Оценка влияния факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции 29
4.3 Анализ динамики и структуры затрат на производство по элементам 30
5 Анализ финансового состояния 34
5.1 Анализ динамики и структуры имущества предприятия 34
5.2 Анализ динамики и структуры источников формирования средств предприятия 35
5.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 37
5.4 Анализ платежеспособности предприятия 39
6 Анализ финансовых результатов 41
6.1 Анализ динамики финансовых результатов 41
6.2 Оценка влияния факторов на изменение финансового результата от продаж 42
6.3 Анализ динамики показателей рентабельности 42
6.4 Оценка влияния факторов на изменение рентабельности продаж 44
Заключение 45
Список используемой литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Ekonom_analiz.doc

— 572.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии  и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это повышает роль  финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

Для проведения финансового  анализа информационной базой является бухгалтерская отчетность.

Целью курсовой работы является применение знаний и практических навыков экономического анализа, позволяющих объективно оценить  хозяйственно – экономическое состояние предприятия с применением бухгалтерской отчетности.

Задачами анализа являются:

  1. анализ производства и реализации продукции;
  2. анализ использования основных фондов предприятия;
  3. анализ использования труда и заработной платы;
  4. анализ затрат на производство и реализацию продукции;
  5. анализ финансового состояния;
  6. анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия.
  7. анализ прибыли и рентабельности;
  8. анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Предметом экономического анализа являются причины образования  и изменения результатов хозяйственной  деятельности.

Экономический анализ изучает три главные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий:

- технологическую, выражающую связь людей с природой в процессе производства (выращивание сельскохозяйственных культур, разведение животных и т.д.);

- организационно-экономическую, отражающую отношения между людьми в процессе производства (организацию труда, специализацию хозяйства, использование техники и т. д.);

- финансовую, выражающую экономические отношения, возникающие на предприятии и между отдельными предприятиями, организациями и лицами.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

- постановка конкретных задач анализа;

- установление причинно-следственных связей;

- определение показателей и методов их оценки;

- выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

- выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы. В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, где серьезно относятся к анализу, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

В экономической литературе анализ классифицируют по разным признакам.

По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.

В зависимости от интересов управляющего органа аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1) технико-экономический анализ (занимаются технические службы управления);

2) социально-экономический анализ (занимаются экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);

3) экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и объединений);

4) экономико-экологический анализ (организуют органы охраны окружающей среды);

5) финансово-экономический анализ (занимаются финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы);

6) аудиторский (бухгалтерский) анализ — это экспертиза диагностики финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторскими фирмами;

7) экономико-статистический анализ (проводят статистические органы) — применяется для изучения массовых общественных явлений;

8) маркетинговый анализ (занимается служба маркетинга предприятия или объединения) — применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, разработки тактики и стратегии  маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть: сравнительный, факторный, диагностический (экспресс-анализ), маржинальный, экономико-математический, стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный); функционально-стоимостной (ФСА).

Для анализа используют научно-техническую, административно-правовую и экономическую информацию.

Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

К учетным источникам относятся:

- бухгалтерский учет и отчетность;

- статистический учет и отчетность;

- оперативный учет и отчетность;

- выборочные учетные данные.

В бухгалтерском учете и отчетности находят наиболее полное отражение и обобщение хозяйственные средства и хозяйственные операции с целью контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, методами строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе и других отчетных таблицах достигается объективная количественная характеристика многообразных хозяйственных операций, обобщенная характеристика всей совокупности средств хозяйства по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению. Своевременный и полный анализ бухгалтерской отчетности позволяет принять необходимые меры по улучшению деятельности предприятия.

 

1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

    1. Анализ динамики и выполнения плана по объемам производства и реализации

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его  роста. Основной задачей предприятия  является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.  
           Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Таблица 1 - Выпуск и реализация продукции

Показатели

2010 год,

тыс.р.

2011 год

Изменения

По планутыс.р.

Фактически, тыс.р.

Фактическое

запланированное

По сравнению с планом

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

1.Товарная продукция

1.1В действующих ценах

22000

25780

24080

2080

9,5

3780

17,2

-1700

-6,6

1.2В сопоставимых ценах

22000

23695

22132

132

0,6

1695

7,7

-1563

-6,6

2. Реализованная продукция

2.1В действующих ценах

22840

25030

24980

2140

9,4

2190

9,6

-50

-0,2

2.2 В сопоставимых ценах

22840

23006

22960

120

0,5

166

0,7

-46

-0,2


 

Индекс цен в 2011 г. по отношению к 2010 г. равен 1,088.

Произведём расчет товарной продукции в действующих ценах:

ТП2010 = 240* 32+ 780*13+ 110*38= 22000 тыс.р.

ТП2011 = 250*36+ 760*14+120*37 = 24080 тыс.р.

По плану ТП2011 = 260*35+ 750*16+130*36 = 25780 тыс.р.

Рассчитаем товарную продукцию в сопоставимых ценах:

План - ТП2011 = 25780 / 1,088 = 23695 тыс.р.

Факт - ТП2011 = 24080/1,088 = 22132 тыс.р.

Произведём расчет реализованной  продукции в действующих ценах:

РП2010 = 240* 29+ 780*15+ 110*38= 22840 тыс.р.

РП2011 = 250*38+ 760*15+120*34 = 24980 тыс.р.

По плану РП2011 = 260*35+ 750*15+130*36 = 25030 тыс.р.

Рассчитаем реализованную продукцию в сопоставимых ценах:

План - РП2011 = 25030 / 1,088 = 23006 тыс.р.

Факт - РП2011 = 24980/1,088 = 22960 тыс.р.

Данные таблицы показывают, что фактически товарная продукция  увеличилась по сравнению с прошлым годом на 2080 тыс.р. или на 9,5%, что является результатом  роста цен и увеличения объема производства.

Фактический объем товарной продукции в 2011 году по сравнению  с планом снизился на 1700 тыс.р. или  на 6,6%, хотя по плану объем товарной продукции должен был возрасти на 3780 тыс.р. или на 17,2 %. Изменение объема товарной продукции связано с изменением структуры выпускаемой продукции.

Фактически реализованная  продукция в 2011 г. снизилась по сравнению  с планом незначительно - на 50 тыс.р. или на 0,2 %, а по сравнению с прошлым 2010 г. увеличилась на 2140 тыс.р. или на 9,4 %. Плановый показатель 2011 года по сравнению  с 2010 г. вырос на 2190 тыс. р. или на 9,6 %.

 

1.2 Анализ баланса  готовой продукции

Таблица 2 - Баланс товарной продукции, тыс.р.

Показатели

По плану

Фактически

Изменения

В сумме

В %

1.Остаток нереализованной  продукции на начало года

950

1700

750

78,9

2.Выпуск продукции

25780

24080

-1700

-6,6

3.Итого товарная продукция с остатком

26730

25780

-950

-3,6

4.Реализованная продукция

25030

24980

-50

-0,2

5.Остаток нереализованной  продукции на конец года

1700

800

-900

-52,9


 

Остаток нереализованной продукции на начало года составляет:

(35*260+16*750+36*130)-(39*250+14*760+37*120)=950 тыс.р.

Информация о работе Экономическое состояние предприятия с применением бухгалтерской отчетности