Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 22:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ.docx

— 894.30 Кб (Скачать файл)

На самом деле, положительные  изменения в структуре эмиссии  и, в частности, рост доли карточек с  кредитной функциональностью не оказывают на структуру платежей того влияния, которое можно было бы ожидать. К сожалению, карточки часто  выпускаются банками в рамках программ потребительского кредитования и, с точки зрения держателей, служат не более чем инструментом превращения полученного кредита в наличные деньги. Для банков же введение карточки в схему выдачи потребительского кредита часто играет еще одну важную роль, а именно служит вполне легальным способом подъема эффективной процентной ставки за счет комиссии за снятие наличных.

Гораздо интереснее, что на рост доли безналичных операций должным образом  не влияет существенной рост платежной  инфраструктуры, составивший в 2007 г. около 30%45.

Аналитики Банка России так комментируют ситуацию: «Несмотря на положительную  динамику количественных показателей, характеризующих развитие рынка  платежных карточек (количество банков-участников и эмитированных ими карточек, рост показателей развития инфраструктуры и пр.), соотношение объема безналичных  платежей и операций по снятию наличных денег практически не меняется и  на протяжении многих лет составляет примерно 10% - по безналичным платежам и 90% - по снятию наличных денег».

В этой связи интересны следующие  цифры: из общего количества кредитных  организаций, осуществляющих обслуживание карточек, около 30% выдают только наличные деньги (не занимаются торговым эквайрингом), а 7% кредитных организаций выдают наличные деньги только своим клиентам». Торговый эквайринг действительно  не является в России привлекательным  видом банковского бизнеса. В  значительной степени это следствие  «эквайринговых войн», идущих в России с середины 1990-х годов. Поскольку  главным оружием в них всегда выступал демпинг, наиболее важным их следствием стало сильное падение  среднерыночного уровня торговых комиссий и снижение рентабельности торгового  эквайринга как такового. Поэтому  есть все основания полагать, что  на практике доля банков, не занимающихся эквайрингом (хотя и имеющих соответствующие лицензии), существенно превышает официальные 30%. Насколько быстро рынку самому удастся справиться со сложившейся ситуацией, прогнозировать трудно. Однако уже вполне уместным кажется принятие стимулирующих мер законодательного характера46.

Различных предложений на тему «как заставить торговые предприятия  принимать карточки» в последние  годы звучало немало - начиная с  налогового стимулирования и закачивая  мерами принудительного характера. К сожалению, все они встречали  недовольство какой-либо из заинтересованных сторон, будь то Министерство финансов, Банк России или сами коммерческие банки. При этом до широкого публичного обсуждения данной темы дело так и  не дошло. Остается лишь надеяться, что  озабоченность (хотя и несколько  пассивная) Банка России проблемой  безналичных платежей, а также  активная позиция некоторых российских банковских ассоциаций в конце концов приведет всех заинтересованных игроков  рынка за стол переговоров, тем более  что перед их глазами уже есть положительный опыт других стран.

Проблема стимулирования безналичных  платежей в принципе перестала быть связанной с нежеланием банков это  делать. Похоже, пришло время системного подхода. Приведем простой пример.

В свое время западные банки в  качестве меры стимулирования держателей к росту трат по карточкам предложили схему cash-back (возврат на счет части  суммы, потраченной при безналичной  оплате покупки), моментально давшую плоды. Развитие этой схемы в России (хотя она и заявлена как факт некоторыми российскими банками) представляется весьма сомнительным из-за несовершенства налогового законодательства, объявляющего начисленные клиентам премиальные  доходом, требующим декларирования. При определенных объемах эмиссии  затраты банков на дополнительную налоговую отчетность могут просто превысить эффект от введения схем cash-back и свести не нет всю их инициативу.

Столь же очевидно системный подход необходим для решения еще  одной большой проблемы российского  карточного рынка - преодоления регионального  разрыва47.

Из отчета Банка России: «Во многом возможность повседневного использования  платежных карточек зависит от инфраструктуры, обслуживающей данные платежные  карточки. На сегодняшний день более 60% электронных терминалов, импринтеров, установленных в предприятиях торговли (услуг), банкоматов, используемых при  оплате товаров (работ и услуг), приходится на восемь регионов из 79. При этом на Москву и Московскую область приходится почти 45%.

Инфраструктура обслуживания платежных  карточек в основном сосредоточена  в столице региона (более 60%) и  в других городах региона (менее 30%). Очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых  торгово-сервисных точек, а также  расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо в первую очередь исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая  возможности применения карточек в  точках повседневного обслуживания.

Прослеживается и ряд положительных  аспектов развития региональной составляющей карточной индустрии. В ряде регионов, таких как Челябинская область, Омская область, Удмуртская Республика, и других развитие потребительского кредитования, появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи  и т. п., способствовало увеличению темпов роста количества безналичных операций.

Другим важным моментом является реализация карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности  функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. В частности, в  Челябинске - «Социальная карта челябинца», в Республике Башкортостан - «Социальная  карта Башкортостана».

На самом деле, проблема инфраструктурного  отставания регионов выходит далеко за пределы карточного рынка. Не случайно повышение доступности розничных  финансовых услуг возведено сегодня  в ранг национального проекта. Банки  не идут в глубинку по целому ряду причин. Во-первых, этот сегмент розничного рынка явно не относится к категории  самых прибыльных, а пока есть возможность  побороться с конкурентами за более  сладкие куски пирога. Во-вторых, эффективная работа в этом сегменте требует применения нестандартных  подходов к организации продаж и  нестандартных технологий. Наконец, в-третьих, здесь необходима серьезная  предварительная проработка в области  повышения финансовой грамотности  населения и его готовности к  восприятию современных банковских услуг. Совершенно очевидно, что при  существующем положении вещей банки  доберутся до небольших населенных пунктов еще очень нескоро. Ускорить процесс сегодня могут лишь коллективные усилия государства, банковских ассоциаций и самих банков.

Определенные шаги, хотя пока лишь на уровне принципиальных решений, уже  предпринимаются. В отчете Банка  России, в частности, прямо говорится  «…ликвидировать отставание по указанному показателю (число POS-терминалов на миллион  жителей - рис. 2.4) позволит успешная реализация поручения Президента РФ от 14.11.2008 по разработке системы мер по повышению  доступности банковских услуг для  населения за счет использования  инфраструктуры ФГУП «Почта России» (82 филиала, 40 074 отделения почтовой связи) для оказания финансовых и банковских услуг населению и малому бизнесу»48.

Да и в целом отчет от 3 июня 2008 г. говорит о том, что «эпоха саморегулирования» российского карточного рынка, по всей вероятности, подходит к  концу. Банк России, если и не предлагает активных мер по нормализации структуры  карточного рынка и развитию безналичных  расчетов, то по крайней мере признает их необходимость и выражает готовность к сотрудничеству. Особенно явно эта  тема звучит в последнем разделе  документа, посвященном платежным  системам.

«Сегодня на территории России существует более 40 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах. Отсутствие межхостового интерфейса между  процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации  предложений в сфере розничных  услуг в пределах области, района или города, но и к удорожанию инфраструктуры, предназначенной для  приема банковских карточек. Конкуренция  и технологические особенности  функционирования указанных систем препятствуют их интеграции в ближайшей  перспективе, что в целом является сдерживающим фактором развития безналичных  расчетов в сфере розничных платежей49.

Вместе с тем, несмотря на ориентированность  кредитных организаций на выпуск карточек международных платежных  систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В связи с  этим в целях гармонизации национального  рынка розничных платежных услуг  и выработки базовых предпосылок  для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как  поставщиков услуг (банков), так и  потребителей (держателей платежных  карточек, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт (НСПК).

Экономическими и политическими  предпосылками построения НСПК является необходимость комплексного решения  задач по эффективному позиционированию российского банковского сектора  на международных рынках, обеспечению  государственных интересов, доступности  и безопасности розничных платежных  услуг, снижению их стоимости, повышению  уровня защищенности персональных данных держателей платежных карточек, а  также сокращению расчетов наличными  деньгами».

Термин  «национальная система платежных  карт» последний раз звучал из уст представителей Банка России более 10 лет назад, да и то полуофициально. Тогда идея создания НСПК как минимум  настораживала и воспринималась как попытка навязывания определенных технологий и правил игры. Сегодня, после более чем десятилетнего  периода стихийного развития карточного рынка в России, она звучит очень  своевременно. Настает время объединения  усилий для решения общих задач, иначе, при всем блеске количественных показателей, российский рынок еще  долго будет оставаться царством зарплатных карточек.

В небольшой по длительности истории  существования карточного рынка  в нашей стране банкоматы традиционно  выполняли роль главного инструмента  для снятия наличных. Более 90% всего  оборота по карточкам приходится именно на транзакции по снятию наличных (см. рис. 2.3). В этом плане трудно переоценить значение банкоматов в условиях, когда спрос населения на наличные постоянно растет из-за увеличения номинальных и реальных доходов, когда наличные остаются основным средством платежа и взаиморасчетов в розничной сфере. По данным Банка России, количество установленных банкоматов в нашей стране с конца 2004 г. до июля 2008 г. увеличилось с 20 тыс. до почти 63 тыс., т. е. более чем в 3 раза. Абсолютные темпы прироста банкоматной базы в нашей стране в последние три года являются самыми высокими не только в Восточной Европе, но и во всем Европейском регионе. Если в конце 2005 г. Россия занимала последнее место в Восточной Европе по уровню рыночного проникновения — количеству банкоматов на 1 млн. жителей (194 против 232 в среднем по региону), то к осени 2007 г., с 440 банкоматами на 1 млн. человек, она вошла в первую тройку стран Восточной Европы по этому показателю.

 

Рис. 2.3. Соотношение объемов  операций по выдаче наличных и оплате

товаров и услуг, совершенных  на территории РФ с использованием банковских карточек, за первое полугодие 2008 г. (без учета таможенных платежей)50

 

Не менее существенны сегодня  и качественные изменения, происходящее в сегменте банкоматных услуг  в России. В последние годы банкоматы  превратились в важный инструмент безналичных  платежей. Как свидетельствует статистика Банка России, количество банкоматов, с помощью которых жители страны могут совершать операции по оплате услуг операторов мобильной связи, ЖКХ, Интернета, кабельного и спутникового телевидения с начала 2005 г. выросло  в 5 раз, и на 1 октября 2007 г. составило  около 40 тыс. (почти 80% общего числа установленных  банкоматов). На указанную дату более 40% всех платежных операций с использованием карточек в нашей стране совершалось посредством банкоматов (более чем двукратный рост по сравнению с 2005 г.) (см. рис. 2.4).

Рис. 2.4. Инфраструктура, предназначенная  для осуществления операций по оплате товаров и услуг с использованием карточек, тыс. ед.51

 

Рост общего количества и объемов (денежной величины) операций по снятию наличных и платежных транзакций, совершаемых посредством банкоматов, сопровождается и расширением функциональности этих устройств самообслуживания. Если в начале 2000-х годов функциональность типичного банкомата ограничивалась выдачей наличных, распечаткой квитанции  и информацией об остатке средств  на счете, то сейчас устройства банковского  самообслуживания могут выполнять  до десятка различных функций. Более  того, последние разработки платежных  систем позволяют пользоваться банкоматами  не только держателям карточек, но и  тем, кто вообще не имеет счета  в банке (так называемые unbanked), что  существенно расширяет круг клиентов, пользующихся банковскими/финансовыми услугами.

Изменения в сегменте банкоматных услуг  сопровождаются и увеличением числа  бизнес-моделей, которые применяют  участники этого сегмента. Доминирование  зарплатной модели развития карточного бизнеса сохраняется, однако многие крупные российские банки постепенно перестают рассматривать банкоматы  в качестве простого приложения к  зарплатным проектам. Стратегия увеличения количества банкоматов, устанавливаемых  за пределами банковских офисов (off-premise банкоматов), теперь рассматривается  ретейловыми банками не в контексте  увеличения зарплатных проектов, а  как способ повышения доходов  от розничных комиссий с держателей карточек и interchange fees. Полнофункциональные  банкоматы, устанавливаемые как off-premise, так и в банковских отделениях и точках продаж, становятся инструментом укрепления взаимоотношений с клиентами, важным каналом продаж разнообразных  банковских продуктов. При таком  стратегическом подходе к организации  ретейлового бизнеса эффективность  банкоматов оценивается не с точки  зрения объема совершенных транзакций или суммы выданных в месяц  наличных, а исходя из общих результатов  работы отделения в целом. Родившаяся в США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона концепция автоматизированного  банковского отделения, в котором  обычные, рутинные операции клиенты  совершают в устройствах самообслуживания (банкоматах, платежных терминалах, информационных киосках), а сотрудники банка выполняют функции консультантов, специалистов по финансовому планированию, также может быть взята на вооружение крупными российскими кредитными учреждениями, посвятившими значительную часть своего бизнеса работе с розничными клиентами. Устройства банковского самообслуживания, устанавливаемые в крупных предприятиях торговли и сервиса, способствуют повышению  оборотов этих предприятий и повышают их заинтересованность в осуществлении  кобрендовых проектов с владельцами  банкоматов.

Информация о работе Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ