Банковский менеджмент и проблемы эффективного управления коммерческим банком в период мирового финансового кризиса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:42, дипломная работа
Краткое описание
Становление банковской системы Казахстана как важной составляющей финансово-кредитной системы и повышение ее роли непосредственно связаны с развитием экономики в целом, многообразием форм собственности и экономической самостоятельностью субъектов, в том числе, и их правом, выбирать самостоятельно банки обслуживания. Сегодня очень много говорится о мировом финансовом кризисе, который начался в 2007 году и к началу 2009 года практически затронул все страны. История подтверждает те факты, о том, что до середины прошлого века финансовые и банковские кризисы повторялись с периодичностью раз в 10-20 лет. Однако после окончания второй мировой войны крупных глобальных кризисов не случалось за исключением локальных.
Содержание
Введение 1 Теоретические основы организации банковского менеджмента 1.1 Глобальный финансовый кризис и модели управления коммерческими банками 1.2 Понятие банковского менеджмента 1.3 Организационное устройство коммерческого банка 1.4 Система и функции банковского менеджмента 2 Анализ управления активами и пассивами банка АО «АТФБанк» 2.1 Характеристика и основные финансовые операции банка 2.2 Анализ управления активами 2.3 Анализ управления пассивами 3 Совершенствование банковского менеджмента 3.1 Анализ финансовых коэффициентов надежности, ликвидности и рентабельности 3.2 Управление ликвидностью коммерческого банка 3.3 Управление процессом банковского обслуживания крупных корпоративных клиентов 3.4 Совершенствование интегрированной системы управления банковским конгломератом Заключение Список использованной литературы
Планирование. Производятся оперативная разработка планов и распределение ресурсов для реализации стратегии. В качестве ориентиров при подготовке планов используются запланированные целевые значения KPI; основным инструментом являются бюджеты. На этапе бюджетного планирования решаются задачи согласования стратегии и бюджетов, поддержки непрерывно изменяющихся планов, оперативной консолидации данных, обеспечения своевременных и необходимых отчетов.
Мониторинг и контроль. Проводятся оперативный учет фактического исполнения бюджетов, сопоставление плановых и фактических значений в статьях бюджетов, а также плановых и фактических KPI. Другими словами, осуществляется непрерывный контроль реализации стратегической концепции.
Анализ и регулирование. Корректировка стратегических целей и оперативных планов замыкает цикл корпоративного управления, обеспечивая преемственность его этапов. Корректировка выполняется на основании оперативного анализа текущей ситуации, обработки исторических данных, а также прогнозирования с использованием технологии сценарного моделирования, построения трендов и других методов статистического анализа. Плановые бюджеты и KPI корректируются в "скользящем" режиме, что позволяет оперативно адаптировать их к изменениям внутренней среды предприятия и макроэкономической ситуации.
Таким образом, технологические
этапы и элементы BPM-системы можно свести
в таблицу (таблица 14).
Полнофункциональное решение
класса Business Performance Management, позволяет банковскому
конгломерату формулировать стратегии
своего развития, трансформировать стратегии
в планы, контролировать исполнение планов
и улучшать свои операционные и финансовые
показатели за счет более глубокого понимания
ключевых факторов бизнеса.
Таблица 14. Технологические
этапы и элементы BPM-системы
Уровни управления
Этапы BPM
Элементы BPM-системы
Методики и инструменты BPM
Данные
Стратегическое управление (стратегия)
Разработка стратегии
Стратегические планы
Стратегические
карты
Интегрированные данные
Планирование
Бизнес-планы
Бюджеты
Сценарии
Тактическое управление (практическая
реализация стратегии)
Мониторинг и контроль исполнения
Система сбалансированных показателей
Фактические
бюджеты
"План-факт"
отчеты
Отчеты для
анализа отклонений
Система
предупреждений
Анализ и регулирование
Прогнозирование
Моделирование
Программы-агенты
"Скользящий"
бюджет
Построение BPM–систем должно
быть обеспечено на базе следующих подсистем:
1. Подсистема решений
для реализации функций стратегического
управления на основе сбалансированной
системы показателей эффективности
деятельности предприятия (Balanced
Scorecard и аналогичные методики);
2. Подсистема планирования,
бюджетирования и прогнозирования;
4. Подсистема для формирования
и анализа консолидированной
финансовой и управленческой
отчетности;
5. Модуль для планирования использования
трудовых ресурсов и расходов на персонал;
6. Комплекс систем бизнес-интеллекта
СППР;
7. Комплекс средств интеграции
систем управления;
8. Подсистема бюджетного планирования
и контроля;
9. Модуль для моделирования
деятельности предприятия и реализации
методов функционально–стоимостного
анализа;
10. Подсистема для формирования
и анализа консолидированной
финансовой отчетности.
Концепция Business Performance Management
объединяет стратегию организации, систему
показателей, текущие действия и выполняющих
их людей в единую систему управления,
ориентированную на достижение стратегических
целей банковского конгломерата.
Целевое управление является
центральным звеном процесса управления
эффективностью деятельности, так как
именно оно позволяет направить деятельность
компании на достижение глобальных целей
и управлять развитием предприятия.
Цели определяют направление
развития корпорации и обычно декомпозируются
сверху вниз — от общекорпоративных ориентиров
до конкретных нормативов и действий.
В свою очередь, в показателях выражаются
результаты действий, предпринятых для
достижения поставленных целей, и они
агрегируются снизу вверх. Топ менеджеры,
расположенные на самом верху управленческой
пирамиды, определяют стратегию организации
и задачи, которые надо выполнить, чтобы
реализовать существующую стратегию.
Поставленные ими задачи распределяются
между нижестоящими сотрудниками организации.
С другой стороны, сотрудники выполняют
действия, необходимые для решения поставленных
задач и сообщают вышестоящим менеджерам
о фактических результатах посредством
показателей деятельности.
Традиционно, в составе стратегии
выделяют такие элементы, как миссия, видение,
ценности, конкурентные преимущества.
Миссия (mission) — выражение философии организации
и смысла ее существования. Миссия обычно
декларирует принципы работы предприятия
в отношении ключевых групп влияния, она
устремлена в будущее и не должна зависеть
от текущего состояния организации. Видение
(vision) конкретизирует миссию организации
и определяет ее будущий образ. Это краткая
формулировка того, каким образом организация
собирается выполнить свою миссию. Ценности
(основные убеждения, разделяемые членами
организации) и конкурентные преимущества
(качества и характеристики организации,
отличающие ее от конкурентов) помогают
определить общий стиль работы и факторы,
за счет которых компания будет продвигаться
в выбранном направлении.
Архитектура информационной
системы класса BPM представлена на рисунке
9.
Cистемы поддержки принятия
решений (СППР) состоят, как правило, из
двух компонент: хранилища данных и аналитических
средств. Хранилище данных предоставляет
единую среду хранения корпоративных
данных, организованных в структурах,
оптимизированных для выполнения аналитических
операций. Аналитические средства позволяют
конечному пользователю, не имеющему специальных
знаний в области информационных технологий,
осуществлять навигацию и представление
данных в терминах предметной области.
Для пользователей различной квалификации,
СППР располагают различными типами интерфейсов
доступа к своим сервисам.
Хранилище данных представляет
собой информационную среду определенной
структуры, содержащую данные о деятельности
хозяйствующего субъекта в историческом
контексте. Главное назначение хранилища
– обеспечивать быстрое выполнение произвольных
аналитических запросов.
Согласно исследованию META Group
[34], 90-95% компаний списка Fortune 2000 активно
применяют хранилища данных, чтобы добиться
преимущества в конкурентной борьбе и
получить значительно большую отдачу
от своих инвестиций. Трехлетнее изучение
опыта 62 организаций, проведенное International
Data Corporation (IDC) показало, что эти организации
в среднем получили 400-процентный возврат
своих инвестиций в СППР-системы.
Рисунок 9. Архитектура информационной
системы класса BPM
Аналитические системы СППР
позволяют решать три основных задачи:
ведение отчётности, анализ информации
в реальном времени (OLAP) и интеллектуальный
анализ данных.
Сервис отчётности СППР помогает
организации справиться с созданием всевозможных
информационных отчетов, справок, документов,
сводных ведомостей и пр., особенно когда
число выпускаемых отчетов велико и формы
отчётов часто меняются. Средства СППР,
автоматизируя выпуск отчётов, позволяют
перевести их хранение в электронный вид
и распространять по корпоративной сети
между служащими компании.
Основу отчетности любой диверсифицированной
банковской группы (корпорации, концерна,
холдинга, альянса и т.д.) составляет ее
консолидированная отчетность. Консолидированная
отчетность отражает совокупные активы,
обязательства, капитал и финансовые результаты
банковского конгломерата, в связи с чем,
имеет большое значение для оценки деятельности
компании в целом. Она широко используется
как внешними, так и внутренними пользователями
отчетности группы (в т.ч. анализе деятельности
группы, котировке ценных бумаг компаний
группы и т.д.).
Процесс формирования консолидированной
финансовой отчетности является достаточно
трудоемким и включает ряд методологических
и организационных задач:
- обеспечение сопоставимости
показателей консолидируемой отчетности
на основе единой методологии
формирования отчетности дочерними
предприятиями (единый план счетов, правила
оценки в отчетности активов и обязательств
и т.д.);
- пересчет показателей
отчетности дочерних компаний
в функциональную валюту группы
или в валюту отчетности (мультивалютность);
- проведение трансформации
отчетности в стандарты, по которым
требуют представления отчетности
собственники и инвесторы группы
(МСФО (IAS, IFRS) и др.);
- проведение консолидации
отчетности по правилам, предусмотренным
стандартами, на основе которых
формируется отчетность, в том
числе:
- расчет гудвила (деловой
репутации);
- расчет внутригрупповой
прибыли;
- организация процесса
элиминирования внутригрупповых
расчетов, доходов и расходов
и т.д.
Многие функции контроля и анализа
должны быть заложены непосредственно
в приложения для бюджетирования, но в
составе BPM–комплекса нужны подсистемы,
представляющий собой OLAP - On–Line Analytical
Processing. Их главное назначение - собирать
необходимую информацию из различных
и, скорее всего, разнородных источников,
структурировать ее в соответствии с экономическими
категориями и, таким образом, обеспечивать
единый взгляд на управленческую информацию.
OLAP-системы являются частью
более общего понятия Business Intelligence,
которое включает в себя помимо
традиционного OLAP-сервиса средства
организации совместного использования
документов, возникающих в процессе
работы пользователей хранилища.
Технология Business Intelligence обеспечивает
электронный обмен отчетными
документами, разграничение прав
пользователей, доступ к аналитической
информации из Интернет и Интранет.
Система бюджетирования должна
учитывать потребности ДКО, позволяя составлять
бюджеты для каждой бизнес–единицы и
для каждого из структурных подразделений,
при этом консолидация может осуществляться
на любом из уровней организационной структуры.
Современные системы бюджетирования должны
содержать развитые организационные функции,
позволяющие вовлечь в бюджетный процесс
десятки и даже сотни специалистов.
Корпоративный бюджет - это
комплексный план деятельности компании,
выраженный в финансовых показателях
(статьях) и охватывающий определенный
интервал времени. Соответственно, под
бюджетированием понимается вся совокупность
управленческих процессов, обеспечивающих
жизненный цикл бюджета. В это понятие
входит разработка бюджета (включая согласование
и утверждение), контроль его исполнения
(оценка соответствия плана и факта), а
также анализ причин отклонений фактических
данных от плановых.
Таким образом, бюджетирование
включает в себя два основных элемента
- планирование и контроль.
Будучи комплексными управленческими
процессами, планирование и бюджетирование
оказывают столь же комплексное влияние
на систему корпоративного управления.
Среди основных функций системы планирования
и бюджетирования можно выделить следующие:
- планирование и координация;
- принятие решений и
делегирование полномочий;
- оценка деятельности;
- оценка и переоценка
тенденций;
- взаимодействие и мотивация
персонала;
- контроль и анализ.
Типовая структура бюджета
схематично может быть представлена так,
как показано на рисунке 10.
Рисунок 10. Типовая структура
бюджета диверсифицированного банковского
конгломерата
Один важный теоретический
аспект — принципы пересмотра и корректировки
бюджета. Многие компании предпочитают
использовать скользящий бюджет. Это -
бюджет, который регулярно обновляется
с течением времени; при этом к периоду
планирования добавляется один интервал
времени в будущем (месяц или квартал)
и вычитается один (истекший) период в
прошлом.
Таким образом, решается важная
управленческая задача - компания всегда
располагает планом на последующие двенадцать
(или более) месяцев, причем сам бюджет
постоянно поддерживается в «актуальном»
состоянии, с учетом всей информации, имеющейся
в распоряжении менеджеров на момент его
пролонгации.
Во внутрифирменном планировании
БК, бюджеты нужно подразделять на 4 группы.
Первая группа - основные бюджеты, включает
бюджет доходов и расходов и бюджет движения
денежных средств. Вторая группа - операционные
бюджеты, включающие бюджет продаж, бюджет
материальных затрат, бюджет управленческих
расходов. Третья группа - вспомогательные
бюджеты, включающие бюджет налогов, бюджет
кредитов. Четвёртая группа - дополнительные
бюджеты, включающие бюджет распределения
прибыли, бюджет отдельных проектов и
программ. На уровне центра финансовой
ответственности – банковского конгломерата
происходит формирование консолидированного
бюджета интегрированной структуры.
Для эффективной организации
бюджетного процесса в БК предлагается
сформировать вертикаль управления, в
которой сведения бюджетов различных
уровней преобразуются, укрупняются, анализируются,
проводится оценка возникающих отклонений
от запланированного уровня, выявляются
причины их появления, осуществляется
управленческое воздействие. Выполнение
поставленных задач обеспечивается созданием
новых структурных единиц: на уровне банковского
конгломерата – административного центра
управления бюджетами, на уровне входящей
в БК службы, занимающейся формированием
и исполнением бюджетов. Предлагаемые
изменения в структуре управления позволят
обеспечить персонифицированную ответственность
за уровень доходов и расходов.