Издержки обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:39, реферат

Краткое описание

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных усло¬виях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать произ¬водственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Содержание

Глава 1. Издержки обращения деятельности торгового предприятия
1.1.Понятие, сущность издержек обращения
1.2.Классификация издержек обращения
1.3.Факторы влияющие на издержеки обращения
Глава 2. Анализ издержек обращения торгового предприятия на примере оптовой организации
2.1. Характеристика предприятия и его экономических показателей
2.2. Анализ издержек обращения на примере
Глава 3. Экономическая эффективность снижения издержек обращения торгового предприятия
3.1. Пути снижения издержек обращения
3.2. Расчёт мероприятий снижения издержек обращения на предприятии
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая издержки.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Уровень издержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.

          (5)

Он рассчитывается как  на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) и переменных (Упер.) издержек обращения, уровень затратности основных фондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп) и ресурсов в совокупности (УИр). Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.

Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность издержек обращения (РИ).

          (6)

Экономический смысл  показателя издержкоотдачи заключается  в том, что он характеризует объем  деятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность издержек обращения показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублей произведенных затрат.

Уровень издержек обращения  должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет  к положительному результату. Для оценки абсолютного прироста суммы издержек обращения используется формула 7.

          (7) 

 

где:  ∆И – сумма абсолютной экономии издержек обращения, руб.И1, И0 – сумма издержек обращения отчетного и базисного года, руб.

 

Расчет абсолютной суммы  издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной торговли отчетного года.

Сумма относительной  экономии (перерасхода) издержек обращения  представляет собой разницу между  издержками отчетного года и базисными  издержками, скорректированными на фактический  объем оборота. Но исходя из того, что  издержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.

Используя метод сравнения, издержки обращения за анализируемый  год следует сопоставлять с данными  за более длительный период, для  того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.

           (8)

где:  Тпр. – среднегодовой темп изменения суммы издержек обращения;

Иn – сумма издержек обращения последнего года, руб.;

Иm – сумма издержек обращения первого года, руб.;

n – количество лет в анализируемом периоде.

К структурным показателям  относятся доля переменных (Дпер.) и постоянных (Дпост.) издержек в общей сумме издержек обращения, доля i-ой статьи расходов в общей сумме издержек обращения (Дi) и доля издержек обращения в себестоимости торговой деятельности (ДИ).

Предельные показатели определяются по формуле 9.

          (9)

где:  ПРИ – предельные издержки, руб./ед.;

Иn – сумма издержек n-го периода, руб.;

Иn-1 – сумма издержек предшествующего периода, руб.;

Оn – оборот розничной торговли n-го периода, ед.;

On-1 – оборот розничной торговли предшествующего периода, ед.

При проведении анализа  издержек обращения определяются индексы  суммы и уровня издержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы издержек (In).

           (10)  Рост издержек обращения является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержек обращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения (Iу)

           (11)

где:  Уn – уровень издержек n-го периода, %;

Уn-1 – уровень издержек предшествующего периода, %

В результате трансформации  данного индекса в экономическом  анализе и при прогнозировании  издержек может быть использована мультипликативная модель динамики издержек обращения следующего вида.

IИ=Iу*IО           (12)

где:  IО – индекс роста оборота розничной торговли;

IИ – индекс роста издержек обращения.

Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает  необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборота розничной торговли и затрат.

IП >IО >IИ           (13)

где:  IП – индекс роста прибыли.   

Глава 2. Анализ издержек обращения торгового предприятия  на примере оптовой организации 

2.1. Характеристика предприятия и его основные экономические показатели.

Общество с ограниченной ответственностью является дистрибьютором Пивоваренной компании «Балтика», занимается оптовой продажей алкогольной продукции, а именно пива.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных потребностей акционеров трудового коллектива. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности и в порядке, установленном законодательством и уставом. Общество имеет право продавать и передавать другим юридическим и физическим лицам, обменивать и сдавать в аренду здания, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать их. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества. Источником формирования капитала предприятия являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ.

В данной работе будет проведен анализ хозяйственно-экономической деятельности оптового магазина «Город» который  входит в состав открытого акционерного общества

Магазин обслуживает большинство мелко-розничных магазинов Ульяновской области и некоторые сети города Ульяновска и Димитровграда. Благодаря этому магазин имеет постоянный поток покупателей                                             Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе показателей хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия за 2010-2011 гг (таблица 2).

Из таблицы 2 видно, что  товарооборот по магазину в 2010 году возрос и составил соответственно 808 894 932 руб. и 1 574 133 960 руб. в действующих ценах товарооборот увеличился на 765 289 028 руб.

В магазине обеспечивается стабильные запасы пива для покупателей, при этом идет бесперебойная торговля.

Валовый доход составил в 2010 году 233 553 643 руб. и это на 129 315 833 руб. больше чем в 2009 году. Темп роста составил 124%. Уровень валовых доходов в отчетном году 14,84% к товарообороту. По сравнению с 2009 годом произошло увеличение среднего уровня валовых доходов на 1,5%.

 

Абсолютное отклонение (перерасход) издержек обращения по магазину составило по сравнению с 2009 годом 109 073 702 руб. Уровень издержек обращения к товарообороту в 2009 году составил 12,06%, а в 2010 году 13,127%, что на 1,1215 выше уровня прошлого года. Темп роста составил 112%. Рост произошел практически по всем статьям издержек обращения в связи с высокими темпами роста расходов на автомобильные и другие виды перевозок, ростом стоимости содержания здания и других основных средств, ростом размеров процентной ставки оплаты за кредит, ростом сумм налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет и относимых на издержки обращения, ростом заработной платы, оплаты за сырье и материалы, топливо и др.

Низкий уровень валового дохода в 2009 году - 12,895 к обороту был  связан широким кругом ограничений  торговых надбавок за счет неконкурентоспособности.  Повышение уровня издержек обращения к товарообороту - 12,065 было обусловлено тем, что в 2010 году произведен большой объем работ по текущему ремонту здания магазина, что увеличило статью «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря». Кроме того, увеличение тарифов на электроэнергию, отопление, горячую воду, привело к росту расходов на 84 тыс. руб., что отрицательно повлияло на прибыль от реализации.

Рентабельность магазина в 2010 году составил 1,71%. По отношению к прошлому году наблюдается рост 0,89%. Рост прибыли в 2010 году составил 20 242 860 руб., что связано с высоким темпом роста балансовой прибыли а также уменьшением суммы уплаты фиксированного налога.Увеличилась  среднесписочная численность работниковчто способствовало росту товарооборота на 3456000руб.

Таблица 2. Показатели хозяйственно-экономической  деятельности за 2009-2010 года.

Показатели

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Изменение (+,-)

2011 г. в % к 2010 г.

1. Товарооборот в действующих ценах

. руб.

808 894 932

1 574 133 960

765 289 028

94,6

В сопоставимых ценах

руб.

808 894 932

1 028 845 600

1 170 814 200

94

2. Валовый доход

.руб.

104 237 081

233 553 643

129 315 833

124

в % к товарообороту

%

12,89

14,84

1,95

 

3. Налоги и отчисления от валового дохода

руб.

1 498 817

4 429 173

2 930 356

195

в % к товарообороту

%

0,19

0,281

0,09

 

4. Издержки обращения

руб.

97 559 999

206 633 701

109 073 702

112

в % к товарообороту

%

12,06

13,127

1,07

 

8. Рентабельность продаж

Rпродаж=П/ТО*100%

%

0,82

1,71

0,89

-

10. Торговая площадь

м2

190

190

0

100,0

11. Товарооборот на 1м2 торговой площади

руб.

4 257 341

8 284 915

4 027 574

94,6

12. Среднесписочная численность

чел.

39

41

2

5,1

13. Производительность труда

ч/час

1728

3199

1471

85,1

14. Средняя зарплата

руб.

12 145

13 079

934

7,6

15. Прибыль

П=ТО-Иторг.п/п

руб.

6 677 082

26 919 942

20 242 860

 

16. Издержки торг. п/п     Ит.п.=СЗТ+ИО

руб.

802 217 850

1 547 214 018

744 996 168

92,8

17. Стоимость закупаемых товаров  (СТЗ)

СТЗ=ТО-ВД(валовый доход)

тыс.руб.

704 657 851

1 340 580 317

635 922 466

 

   Таким образом, проанализировав основные показатели хозяйственно экономической деятельности магазина за 2009-2010 годы, можно сделать вывод, что в 2010 году эффективность хозяйственной деятельности предприятия увеличилась

2.2. Анализ издержек  обращения на примере оптового  предприятия ООО 

Анализ издержек обращения  торгового предприятия направлен  на выявление возможностей повышения эффективности его работы за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В процессе анализа изучают:

1. Степень выполнения  плана издержек обращения в  общем по предприятию и по  каждой статье, определение экономии  для перерасхода издержек обращения  по сравнению с планом.

2. Динамику издержек обращения.

3. Производят расчет и оценку  влияния основных факторов на  сумму к уровню издержек обращения.

4. Определяют влияние издержек  обращения на конечные результаты  хозяйственной деятельности.

5. Выявляют возможные резервы экономии издержек обращения.

Разница между фактической  суммой издержек обращения и суммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Если абсолютное отклонение имеет положительное  значение, то в этом случае говорят о перерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то в данном случае говорят об экономии.                                                                  (15)

∆И = И1 - И2                                      где: ∆И - абсолютная экономия (перерасход);

И1 - сумма издержек обращения в 2011году, руб.

И2 - сумма издержек обращения в 2010году, руб.

Так, расчет по данным магазина показал, что абсолютный перерасход составил 109 073 702 (206 633 701-97 559 999).

Однако оценка издержек в стоимостном выражении не позволяет  судить об их объективности, так как  и ростом товарооборота растет и  сумма издержек обращения. Поэтому  следует оценивать издержки обращения  не только по сумме, но и по уровню в  процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения - важнейший качественный показатель торгового предприятия, который показывает, сколько процентов издержки обращения занимают в цене товара.

У = И/ТО * 100,           (16)

где: У - уровень издержек обращения,

ТО - товарооборот, руб.

Так по данным магазина уровень  издержек обращения в 2010 году составил 12,06%, в 2011 году - 13,127%. Уровень издержек обращения по кварталам рассчитывается аналогично, по формуле 16 .

Информация о работе Издержки обращения