Кадровая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является на основе анализа системы управления персоналом разработать рекомендации по совершенствованию проведения кадровой политики на ОАО «Красный пролетарий».
Задачами исследования являются:
- раскрыть понятие кадровой политики;
- изучить критерии оценки кадровой политики;
- рассмотреть факторы воздействия на кадровую политику;
- проанализировать систему управления персоналом ОАО «Красный пролетарий»;
- разработать рекомендации по совершенствованию проведения кадровой политики на ОАО «Красный пролетарий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и виды кадровой политики 6
1.2. Критерии оценки кадровой политики и факторы воздействия на нее 9
1.3. Совершенствование кадровой политики. 16
1.4 Современные проблемы формирования кадровой политики на российских предприятиях 25
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» 29
2.1. Историческая справка 29
2.2. Структура органов управления трудом и персоналом, их функции и задачи на ОАО «Красный пролетарий» 33
2.3. Анализ системы управления персоналом на ОАО «Красный пролетарий» 35
3. Совершенствование кадровой политики на Открытом акционерном обществе «Красный пролетарий» 50
3.1. Изменение системы аттестации кадров 50
3.2. Совершенствование системы подготовки специалистов 56
Заключение 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом АТ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

- расстановку  работников в соответствии со  сложившейся системой производства;

- эффективный  анализ трудового потенциала  работников.

В практике работы зарубежных фирм принято не реже одного раза в год проводить опрос сотрудников об удовлетворенности работой, служебным положением, руководством. Данные опросы группируются, анализируются и доводятся до сведения руководителей. Руководство на основе полученной информации выделяет те направления своей деятельности, которые необходимо совершенствовать в целях улучшения деятельности всей организации.

Для отечественных  предприятий отсутствие интереса к  методам и приемам, повышающим эффективность  управления персоналом, - обычное явление. Работника могут легко нанять и так же легко с ним расстаться. Такое положение объясняется как сложившимися традициями в сфере управления, так и общим состоянием экономики, отсутствием развитой и стабильно работающей конкурентной среды.

Управление  персоналом, как и любым сложным  процессом, невозможно без использования необходимых для этого инструментов: взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства. При этом следует учитывать, что работники являются монопольными владельцами собственных способностей к труду, сдающими их в наем на конкретных условиях. Упуская из виду этот очевидный факт, работодатели теряют ценных специалистов.

Руководитель, стремящийся эффективно управлять предприятием, всегда заинтересован в специалистах, выполняющих свои обязанности с наибольшей отдачей. Но таких работников надо сначала выделить, оценить их фактические и потенциальные способности. Объективная оценка работника должна служить стимулом для руководства к поощрению специалиста продолжать свою деятельность в конкретной организации. Немаловажным является и то, что оценка работника позволяет определить реальные возможности предприятия по стимулированию конкретного специалиста.

Эффективная кадровая политика подразумевает выделение приоритетных задач, без решения которых ее реализация затруднена.

Первая задача - набор сотрудников, в наибольшей степени соответствующих требованиям  предприятия. Набор осуществляется путем выявления кандидатов как  внутри фирмы, так и за ее пределам - на внешнем рынке труда. На внешнем рынке пути отбора достаточно определены и сводятся к следующим двум основным методам.

Активные методы привлечения кадров:

- из учебных  заведений;

- от конкурентов;

- из государственных  центров занятости;

- с использованием  частных посреднических фирм;

- с использованием  личных связей работающего персонала;

- с помощью  проведения презентаций, ярмарок  вакансий, праздников, фестивалей.

Пассивные методы отбора кадров:

- размещение  объявлений во внешних и внутренних средствах массовой информации - на телевидении, на радио, в печатных изданиях;

- ожидание "на  удачу".

Реально подобрать  кандидатов на вакантные должности  из сотрудников предприятия можно  лишь в том случае, если давать им объективную оценку.

Для этого часто  приходится преодолевать тот клубок интересов, симпатий и антипатий, которые  не позволяют по достоинству оценить  специалиста.

Вторая задача - адаптация принятых специалистов к работе и трудовому коллективу. Обеспечение работникам условий для быстрого привыкания и выхода на требуемый уровень рабочих показателей напрямую влияет на результаты работы предприятия. Условиями выполнения данной задачи являются стремление работника выполнять порученную работу, получение удовлетворения от ее выполнения и способность находить общий язык с окружающими. Выделение устремлений и желаний работников (фактических или потенциальных) требует использования специальных методов, в настоящее время находящихся в стадии становления.

Третья задача - выделение сотрудников, способных постоянно учиться и постигать новые технологии.

Традиционно сложившиеся  правила отбора требуют много  внимания уделять специализированным знаниям, которые быстро устаревают. Политика обучения и переподготовки кадров позволяет устранять этот недостаток, что является важным составным элементом эффективной кадровой политики.

Четвертая задача - эффективная и объективная оценка умений и способностей сотрудников. Эта задача сводится к оценке того, что называется трудовым потенциалом. Трудовой потенциал представляет собой систему, состоящую из множества компонентов (образования, профессионализма, опыта, удовлетворенности работой, симпатий и т.д.). Значит, необходимо выделить такие компоненты, которые в наибольшей степени соответствуют поставленным целям и задачам конкретного предприятия. Выбор метода, позволяющего выделять наиболее приоритетные для достижения производственных целей компоненты, - крайне сложная проблема в управлении персоналом. Несомненно, знания и умения принятых работников должны в максимальной степени соответствовать их должностям. Это означает, что необходимо уметь определять уровень качества кадрового потенциала.

Оценка потенциала работников предприятия служит трем основным целям: административной, информационной, мотивационной. Результатом достижения административной цели является повышение или понижение работников в должности, увольнение, перевод; информационной - получение руководством информации о результатах их деятельности; мотивационной - материальное или моральное вознаграждение работников.

Потенциал работника  разделяется на две составляющие - фактически достигнутый и вероятный. В совокупности они представляют реальный трудовой потенциал работника. Если фактический потенциал проявляется  обязательно (например, уровень образования, достигнутый опыт и т.д.), то вероятный чаще всего оценивается на основе субъективного мнения (например, возможные результаты от деятельности работника). Но может быть использован и другой способ - разделение трудового потенциала работников на компоненты (опыт, образование, профессионализм и т.д.). Тогда анализ осуществляется в следующей последовательности:

- оцениваются  наиболее значимые компоненты  трудового потенциала;

- оцениваются  фактически достигнутые результаты  деятельности работника;

- наиболее значимые компоненты сопоставляются с достигнутыми результатами и на этой основе оценивается реальный потенциал работника.

Сопоставить результаты труда конкретного работника  и компоненты, характеризующие его  трудовой потенциал, достаточно трудно. Например, достижения удачливого предпринимателя характеризуются его "деловой хваткой", и, следовательно, данный компонент входит в трудовой потенциал конкретного работника. Но, помимо "деловой хватки", трудовой потенциал предпринимателя включает в себя и иные составляющие, имеющие, возможно, не меньшее значение для деятельности предприятия. В экономике труда наиболее часто упоминаются: образование, опыт работы, здоровье, нравственность, дисциплина, творческий потенциал, профессионализм. Оценка совокупности наиболее значимых компонентов позволяет руководству предприятий осуществлять эффективную кадровую политику по следующей схеме: Компоненты - Результаты деятельности - Реальный трудовой потенциал. [30, с.197]

Таким образом, профессиональное управление персоналом предприятия является важнейшей предпосылкой для принятия решений в сфере управления производством.

1.4 Современные проблемы формирования  кадровой политики  
на российских предприятиях

Для российских предприятий  все большее значение имеют вопросы  найма и переподготовки работников, в частности, вопрос о том, существует ли на предприятиях кадровый потенциал для дальнейшего развития благоприятных общеэкономических тенденций в условиях роста совокупного спроса? Или, наоборот, уже сейчас предприятия сталкиваются с проблемой воспроизводства своих кадровых ресурсов? Если да, то каковы причины ограничения предложения квалифицированного персонала?

По результатам опроса работодателей о профессиональной подготовке рабочей силы, проведенного в 2006 году, можно выделить "проблемные" сегменты, где в большей степени неудовлетворен спрос на работников нужной квалификации, в частности, в промышленности, строительстве, транспорте наиболее "дефицитными" оказываются квалифицированные рабочие, а в сфере деловых услуг, торговли, связи — линейные специалисты и руководители.  
[18, с.197]

На начало 2006 года в  промышленности, строительстве, на транспорте дефицит квалифицированных рабочих  составлял не более 10% от их общей  численности. Но почти на каждом пятом  предприятии уровень квалификации рабочих оценивается работодателями как неудовлетворительный, ниже требуемого для выполнения основных производственных функций. По оценкам же руководителей в сфере деловых услуг, торговли, связи, уровень квалификации линейных специалистов на каждом пятом предприятии неудовлетворителен. Подобный "дефицит квалификации" основных категорий персонала ослабляет как текущую деятельность предприятий, так и возможности их развития.

Какие требования предъявляют  руководители из разных секторов экономики  к уровню профессиональной подготовки рабочих и линейных специалистов и как они решают проблему "дефицита квалификации" персонала?

Модели решения этих кадровых проблем раскрываются как  через стратегии поведения предприятий  на рынке труда, так и по характеру  взаимодействия с учреждениями профессионального образования. По отдельным вопросам-индикаторам было выявлено, что существуют определенные межотраслевые, межсекторные различия в кадровой политике.

Наиболее высокие  требования к уровню формального  образования квалифицированных рабочих предъявляют крупные промышленные компании (численностью в 1000 человек и выше). Преимущества по условиям оплаты и занятости, которые предлагают эти предприятия, позволяют им предъявлять высокие требования и отбирать лучших на рынке труда. И одновременно крупнейшие промышленные компании оказываются наиболее активными "потребителями" образовательных услуг.

К качеству подготовки в вузах у работодателей имеются  меньшие претензии, но, тем не менее, даже при возрастающем объеме численности  выпускников вузов в новейшее время в ряде секторов остается "дефицит квалификации" специалистов с высшим образованием. Нынешняя система высшего образования унаследовала "советские", несомненно, лучшие для того времени технологии подготовки специалистов для традиционных, "индустриальных" отраслей. В рамках этой системы пока удовлетворительно решается задача подготовки специалистов именно для промышленности, строительства. На большинстве предприятий этих отраслей отмечается невысокий уровень модернизации основных фондов, поэтому и не столь значительно меняются требования к подготовке работников. Но, например, руководители промышленных предприятий, уже осуществивших модернизацию производства, все менее удовлетворены качеством подготовки специалистов в вузах.

В наименьшей степени существующая система профессионального образования справляется с задачей подготовки специалистов для "новых" секторов экономики (связи, деловых услуг): здесь, с одной стороны, наблюдается быстрый рост постиндустриальных секторов, а с другой — поддерживается проиндустриальный консерватизм образовательной системы. Работодатели в "новых" секторах экономики вынуждены искать альтернативные способы подготовки специалистов (через внутрифирменную подготовку, налаживание контактов с предприятиями-партнерами, через кадровые, тренинговые компании). При этом масштабы "недоученности" новичков из-за несоответствия образовательных программ требованиям современного производства оказываются значительными, что оборачивается для компаний огромными расходами.

Одновременно большинство предприятий имеет достаточно ограниченные финансовые ресурсы для развития сотрудничества с образовательными учреждениями, особенно в части финансирования профессиональной подготовки. Исключение из этого общего правила составляют лишь крупные предприятия, занимающие активную позицию на рынке труда и старающиеся наладить эффективное сотрудничество с системой профобразования.

Другими перспективными заказчиками услуг учреждений профессионального  образования и даже партнерами могли  бы стать организации в сфере деловых услуг, в связи, но только если произойдут кардинальные изменения в самой образовательной системе. Пока, по мнению работодателей, образовательная система "закрыта" и не готова к сотрудничеству с ними. Для эффективного диалога с работодателями нужна большая открытость, гибкость, трансформируемость образовательных программ (в соответствии с ожиданиями работодателей), развитие новых форм обучения, в том числе дистанционного образования.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ»

2.1. Историческая справка

Завод «Красный пролетарий»  был эвакуирован в 1941 году из Баку и получил второе рождение на территории бывшей машино-тракторной станции в  окрестностях г. Стерлитамака. Строить  завод пришлось практически «с нуля». Машино-тракторная станция представляла собой два полуразвалившихся деревянных барака и огромный пустырь. Производственная деятельность завода, тем не менее, началась 30 октября 1941 г. спустя всего лишь месяц после начала монтажа оборудования в соответствии с приказом Народного комиссариата нефтяной промышленности СССР.

Сейчас ОАО «Красный пролетарий» занимает площадь 10 га, площадь производственных и складских  помещений более 30 тыс. кв. метров.

Информация о работе Кадровая политика предприятия