Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.
Ассортимент оптового склада компании «Мрамолит» представлен разнообразной трубной продукцией и металлопрокатом. Данная продукция предназначена для широкого круга потребителей. Основными клиентами данного склада являются строительные предприятия и предприятия производственные.
Коммерческая политика предприятия отдает предпочтение продукции российских производителей, основной упор в коммерческой политике предприятия делается на расширение и углубление ассортимента реализуемой трубной продукции.
Миссия предприятия - создать базу лояльных потребителей и занять лидирующие позиции в сфере оптовой и розничной торговли трубной продукцией г. Первоуральска через удовлетворение потребностей покупателей в трубной продукции и металлопроката, обеспечивая фирме максимальный годовой доход.
В качестве стратегической цели предприятия выделено следующее - захват 15% доли оптового рынка трубной продукции и металлопроката города Первоуральска за счет развития сети розничных складов и оптовой торговли.
Основные показатели деятельности ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг. представлены в Таблице 7.
Таблица 7- Основные показатели деятельности ООО «Мрамолит» за 2007 - 2009 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
2009 г. к 2007 г. | |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
40544 |
43046 |
43118 |
2502 |
72 |
106,17 |
100,17 |
106,35 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
37655 |
39656 |
39370 |
2001 |
-286 |
105,31 |
99,28 |
104,55 |
Валовая Прибыль, тыс. руб. |
2889 |
3390 |
3748 |
501 |
358 |
117,34 |
110,56 |
129,73 |
Из таблицы 7 следует, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 2 502 тыс. руб. или на 6,17%. В 2009 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2008 годом 72 тыс. руб. или 0,17%.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг ООО «Мрамолит» в 2007 году составила 37 655 тыс. руб., в 2008 году – 39 656 тыс. руб., в 2009 году – 39 730 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 2 001 тыс. руб. или 5,31% в 2008 году по сравнению с 2007 годом и сокращение на 286 тыс. руб. или 0,72% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Валовая прибыль ООО «Мрамолит» за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2007 году она составила 2 889 тыс. руб., в 2008 году – 3 390 тыс. руб., в 2009 году – 3 748 тыс. руб. Полученные данные свидетельствуют, что темп роста валовой прибыли ООО «Мрамолит» снижается. В 2008 году он составил 17,34%, а в 2009 году – 10,56%.
Происходящие изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.
Рп2007 = (2889 тыс. руб. / 40544 тыс. руб.) * 100% = 7,13%
Рп2008 = (3390 тыс. руб. / 43046 тыс. руб.) * 100% = 7,88%
Рп2009 = (3748 тыс. руб. / 43118 тыс. руб.) * 100% = 8,69%
Как показывают вышеприведенные расчеты рентабельность продаж ООО «Мрамолит» увеличилась за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия.
Динамика основных показателей деятельности ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг. представлена также на рисунке 7.
Рисункок 7- Динамика основных показателей деятельности ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг.
Таким образом, в целом за период 2007-2009гг. наблюдается тенденция основных показателей деятельности к росту.
На данный момент, численность работников ООО «Мрамолит» составляет 26 человек. Состав и структура работников предприятия представлена в Таблице 8.
Таблица 8 - Состав и структура работников ООО «Мрамолит» в динамике с 2007 по 2009 гг.
Категории работников |
2007 |
2008 |
2009 | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
руководящие работники |
4 |
16,00 |
4 |
15,38 |
4 |
15,38 |
административный персонал |
10 |
40,00 |
10 |
38,46 |
10 |
38,46 |
торговый персонал |
10 |
40,00 |
11 |
42,31 |
11 |
42,31 |
технический обслуживающий персонал |
1 |
4,00 |
1 |
3,85 |
1 |
3,85 |
Всего |
25 |
100,00 |
26 |
100,00 |
26 |
100,00 |
Для анализа показателей эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Мрамолит» за 2007-2009гг. составим таблицу 9.
Таблица 9 - Основные показатели эффективности использования персонала ООО «Мрамолит» за 2007 - 2009 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
40544 |
43046 |
43118 |
2502 |
72 |
106,17 |
100,17 |
Численность работающих, чел. |
25 |
26 |
26 |
1 |
0 |
104,00 |
100,00 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
1338,96 |
1649,76 |
2100,48 |
310,8 |
450,72 |
123,21 |
127,32 |
Среднемесячная зарплата, тыс. руб. |
7,97 |
9,82 |
10,94 |
1,85 |
1,12 |
123,21 |
111,41 |
Производительность труда, тыс. руб./чел |
1621,76 |
1655,62 |
1658,38 |
33,86 |
2,77 |
102,09 |
100,17 |
Среднемесячная заработная плата также обнаруживает тенденцию к росту: в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы на 1850 руб. на 23,21%, в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 1120 руб., или 11,41%. Темпы роста производительности труда в 2008-2009 гг. существенно ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития и низкой эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Для характеристики эффективности использования основных средств предприятия составим таблицу 10.
Таблица 10 - Показатели эффективности использования основных средств ООО «Мрамолит» за 2007 - 2009 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
40544 |
43046 |
43118 |
2502 |
72 |
106,17 |
100,17 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2889 |
3390 |
3748 |
501 |
358 |
117,34 |
110,56 |
Численность работающих, чел. |
25 |
26 |
26 |
1 |
0 |
104,00 |
100,00 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
13815 |
14113 |
14700,5 |
298 |
587,5 |
102,16 |
104,16 |
Фондоотдача, руб. |
2,93 |
3,05 |
2,93 |
0,12 |
-0,12 |
103,93 |
96,16 |
Фондоемкость, руб. |
0,34 |
0,33 |
0,34 |
-0,01 |
0,01 |
96,22 |
103,99 |
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
552,6 |
542,81 |
565,40 |
-9,79 |
22,60 |
98,23 |
104,16 |
Фондорентабельность, %. |
20,91 |
24,02 |
25,50 |
3,11 |
1,48 |
114,86 |
106,14 |
В 2007 году на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходилось 2,93 руб. услуг и продукции, в 2008 году – 3,05 руб., в 2009 году – 2,93 руб.. Таким образом, наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,12 руб. или 3,93% в 2008 году по сравнению с 2007 годом, и снижение на 0,12 руб. или 3,84% в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года.
В 2007 году на рубль выручки от продажи товаров приходилось 0,34 руб. стоимости основных средств, в 2008 году – 0,33 руб., в 2009 году - 0,34 руб. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.
Из анализа показателя следует, что обеспеченность предприятия основными средствами несколько снижается в 2008 году, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности с 552,60 тыс. руб./чел. до 542,81 тыс. руб./чел. В 2009 году она возрастает на 22,60 тыс. руб./чел или на 4,16%.
Рентабельность основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств. Данный показатель увеличивается с 20,91% до 24,02% в 2008 году по сравнению с 2007 годом и до 25,50% в 2009 году.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно эффективном использования основных средств в анализируемом периоде на ООО «Мрамолит».
Наряду с основными фондами для работы предприятие имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Для характеристики эффективности использования оборотных средств предприятия составим
таблицу 11.
Таблица 11 - Показатели эффективности использования оборотных средств ООО «Мрамолит» за 2007 - 2009 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
40544 |
43046 |
43118 |
2502 |
72 |
106,17 |
100,17 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2889 |
3390 |
3748 |
501 |
358 |
117,34 |
110,56 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
24740 |
26947,5 |
29698 |
2207,5 |
2750,5 |
108,92 |
110,21 |
Оборачиваемость оборотных средств: |
|||||||
- в числе оборотов |
1,64 |
1,60 |
1,45 |
-0,04 |
-0,15 |
97,47 |
90,89 |
- в днях оборота |
220 |
225 |
248 |
6 |
23 |
102,59 |
110,02 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
11,68 |
12,58 |
12,62 |
0,90 |
0,04 |
107,73 |
100,32 |