Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 451.34 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4

Группа факторов

Фактор

Характер и сила влияния на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

 

 

 

баллы

 

1

2

3

4

5

Потребители

1. Рост рынка

«+» возможность увеличения доли рынка, увеличение объемов продаж

5

Изыскание финансовых средств для увеличения оборотных активов, а также рассмотрение возможностей расширения ассортимента

 

2. Увеличение объемов и периодичности закупок, улучшение финансового состояния

«+» возможность увеличения объемов продаж, а, следовательно, увеличение прибыли, возможность снижения цены

3

Предоставление различного рода скидок на товар для поддержания стимулирования покупки


 

 

Методика проведения анализа  внешней среды такова, что выявляются факторы, оказывающие на организацию  определенное воздействие (графа 2), затем  экспертным путем определяется какое  влияние, положительное и/или отрицательное, оказывают эти факторы на организацию (графа 3), а также силу этого влияния по пятибалльной шкале (графа 4). И в графе 5 приводятся возможные ответные меры предприятия на влияние анализируемых факторов. Достоинства данной методики заключается в том, что она позволяет без затруднения выявить наиболее значимые возможности и угрозы, и сформулировать ряд стратегий по превращению этих угроз в возможности.

Проведя анализ, внешней  среды и получив данные, которые  представляют опасности или открывают возможности, необходимо оценить обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для диагностики внутренних проблем будем использовать метод анализа функциональных областей, а также метод экспертных оценок, который позволит ранжировать сильные и слабые стороны предприятия, т.е. выявить наиболее значимые сильные стороны, обеспечивающие фирме преимущества перед конкурентами, и слабые стороны, не позволяющие фирме достичь конкурентных преимуществ. Анализ внутренней среды организации приведен в таблице 5.

 

Таблица 5  Анализ внутренней среды предприятия

 

 

 

 

   

Аспект среды

Сильные стороны

Оценка в баллах

Слабые стороны

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

Маркетинг

1. Значительная доля рынка

5

1. Низкий уровень маркетинговых исследований

4

 

2. Эффективные каналы распределения

4

2. Отсутствие творчески организованной рекламы

4

 

3. Ценовые преимущества на отдельные виды товаров

5

3.   Предприятие отдает предпочтение нескольким ассортиментным разновидностям

3

 

4. Наличие активных и компетентных сбытовиков

3

 

 

5.Закупка некоторых ассортиментных позиций                у непосредственных изготовителей

5

 

Менеджмент

Компетентное руководство

4

1. Отсутствие четких целей развития предприятия

5

 

 

2. Отсутствие системы стратегического планирования

5

 

 

3. Преобладание командных методов и процедур

3

 

 

4. Неэффективное построение системы коммуникаций

3


 

Продолжение табл. 5

1

2

 

4

5

   

5. Низкий уровень самостоятельности подразделений

4

Исследования и разработки

 

1. Отсутствие квалифицированных и опытных кадров по НИОКР, финансовой и материальной базы

5

культура

1. Высокая дисциплина

3

1.    Не    уделяется достаточно внимания имиджу организации

4

 

2.    Устоявшиеся нормы                 и ценности

3

 

Персонал

1. Низкая текучесть кадров

5

1. Отсутствие системы      оценки работы персонала, подготовки           и повышения квалификации

3

 

2. Высокая компетентность высшего руководства организации

4

 

 

3. Эффективная и конкурентная система вознаграждения

3

 

 

4.Высокая трудовая этика

5

 

Финансы

1.    Возможности бартера

2

1. Ограниченные инвестиционные возможности

3

 

2.Рост рентабельности

4

2. Инфляционное обесценивание накоплений

3

 

 

3.Снижение темпов          роста основных показателей ФХД

3


 

 

 

 

 

 

Итогом анализа внешней  и внутренней среды организации  является составление – SWOT матрицы, позволяющий установить связи между угрозами, возможностями, силами и слабостями, и выработать набор стратегий дальнейшего функционирования предприятия. Осмысление возможных сочетаний приведено на (рис. 14). Для выявления возможностей, угроз, сильных и слабых сторон деятельности рассматриваемого предприятия можно воспользоваться методом экспертных оценок. Такую оценку можно оформить с помощью таблиц (табл. 6-9).

С помощью данной SWOT - матрицы (рис. 14) предоставляется возможным выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед предприятием.

К числу проблем можно  отнести: высокий уровень конкуренции, низкий уровень маркетинговых исследований, отсутствие четких целей и стратегий развития организации и т.д. Среди них наиболее важной является высокая конкуренция. Для решения этой проблемы предприятие может:

  • развивать фирму за счет расширения ассортимента, увеличения 
    каналов сбыта и т.п.;
  • снизить цены;
  • заняться   созданием   имиджа   организации   и   «наступательной» 
    рекламой;
  • активизировать свои усилия на улучшении имеющегося 
    потенциала.

Все из этих возможных  направлений решения проблемы потребуют  разработки соответствующих стратегий, которые могут осуществляться параллельно. Вероятность успешного осуществления этих стратегий будет определяться развитием ситуации в стране, возможностями предприятия правильно выбрать и оценить свои преимущества и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

            Итоги экспертной оценки сильных сторон предприятия ООО«Дива»

Характеристика сильных сторон

Эксперт

Итого

 

Степень влияния

Вероятность возникновения

Степень риска

Вероятность наступления

 

1. Место расположения

5

0,3

4

0,3

2,7

2. Высокая квалификация

3

0,05

2

0,05

0,25

3.Известный лидер рынка

2

0,05

3

0,05

0,25

4.Компетентное руководство

4

0,1

5

0,1

0,9

5. Проверенный временем менеджмент

2

0,05

3

0,05

0,25

6.Широкий ассортимент

5

0,2

4

0,2

1,8

7.Наличие инновационных способностей и возможности  их реализации

3

0,05

2

0,05

0,25

8.    Гибкий    график режима работы

4

0,2

5

0,2

1,8


Таблица 7

              Итоги экспертной оценки слабых сторон предприятия ООО«Дива»

Характеристика слабых сторон

Эксперт

Итого

 

Степень влияния

Вероятность возникновения

Степень риска

Вероятность наступления

 

1

2

3

4

5

6

1. Отсутствие четких целей и стратегий развития предприятия

5

0,2

4

0,2

1,8

2. Отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности

2

0,05

3

0,05

0,25

3. Уязвимость по отношению к конкурентному давлению

3

0,05

2

0,05

0,25


 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 7

     

1

2

3

4

5

6

4.Конкурентные недостатки

4

0,1

5

0,1

0,9

5. Отставание в области исследований и разработок

3

0,05

2

0,05

0,25

6. Отсутствие рекламы

5

0,3

5

0,3

2,5

7. Устаревшее оборудование

2

0,05

2

0,05

0,2

8. Высокая текучесть кадров

4

0,2

4

0,2

1,8





 

 

Таблица 8

                          Итоги экспертной оценки возможностей предприятия ООО «Дива»

 

Характеристика возможностей

Эксперт

Итого

 

Степень влияния

Вероятность возникновения

Степень риска

Вероятность наступления

 

1.Возможность получения денежных средств для развития организации

4

0,2

4

0,2

1,6

2. Добавление сопутствующих продуктов

2

0,05

3

0,05

0,25

3.Вертикальная интеграция

3

0,05

2

0,05

0,25

4.Проникновение на новый рынок

4

0,1

4

0,2

1,2

5 .Возможность перейти в группу с лучшей стратегией

3

0,05

2

0,05

0,25

6. Обеспечение конкурентоспособное ти предприятия

5

0,3

5

0,1

2

7. Увеличение разнообразия по взаимосвязанным продуктам

2

0,05

3

0,05

0,25

8. Расширение перспектив развития ввиду появления новых технологий

5

0,2

5

0,3

2,5


                                                                                                                                   Таблица 9

                                                    Итоги экспертной оценки угроз предприятия ООО «Дива»

 

Характеристика угроз

Эксперт

Итого

 

Степень влияния

Вероятность возникновения

Степень риска

Вероятность наступления

 

1 .Высокий уровень конкуренции

5

0,2

4

0,2

1,8

2.Рост продаж заменяющего продукта

2

0,05

3

0,05

0,25

З.Неблагоприят ная политика государства

3

0,05

2

0,05

0,25

4.Высокая чувствительное ть покупателя к цене

5

0,3

5

0,1

2

5.Неблагоприя тные демографическ ие изменения

3

0,05

2

0,05

0,25

6.Уровень инфляции

4

0,2

5

0,3

2,3

7.Рецессия и затухание делового цикла

2

0,05

3

0,05

0,25

8. Налоговая система

4

0,1

4

0,2

0,9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Возможности

 

Угрозы

   

1.

Расширение

1.

Уровень инфляции

     

перспектив развития

2.

Высокая

     

ввиду появления

 

чувствительность

     

новых технологий

 

покупателя к цене

   

2.

Обеспечение

3.

Высокий уровень

     

конкурентоспособно

 

конкуренции

     

сти предприятия

4.

Налоговая система

   

3.

Возможность

   
     

получения денежных

   
     

средств для развития

   
     

предприятия

   
   

4.

Проникновение на

   
     

новый рынок

   
 

Сильные стороны

 

Поле СИВ

 

Поле СИУ

1.

2.

Место расположения Широкий

1.

Стратегия

1,

3. Стратегия усиления

 

Я Г* Г* П Т"\ Т Т/Т Л Л f* Т-Т Т

 

горизонтальной

 

позиции на рынке

3.

dC vUp 1 J4MCrl 1

Гибкий график

 

диверсификации

2.

Стратегия развития

4.

режима работы Компетентное

2.

Стратегия усиления позиции на рынке

4.

рынка Ценовая стратегия

 

руководство

з,

4. Стратегия развития

   
     

рынка

   
 

Слабые стороны

 

Поле CJ1B

 

Поле СЛУ

1.

Отсутствие рекламы

1,

3.Стратегия развития

1.

Стратегия

2.

Высокая текучесть

 

рынка

 

горизонтальной

 

кадров

2.

Стратегия вперед

 

диверсификации

 

 

 

идущей

2.

Стратегия вперед

3.

Отсутствие четких

 

вертикальной

 

идущей

 

целей и стратегий

 

интеграции

 

вертикальной

 

развития

4.

Стратегия усиления

 

интеграции

 

предприятия

 

позиции на рынке

3,

4.Стратегия усиления

4.

Конкурентные

     

позиции на рынке

 

недостатки

       

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия