Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цельработы: рассмотрение теоретически хосновконкурентоспособности организаций и изучение методов, с помощью которых определяют конкурентоспособность организации.
Задачи: анализ и оценка конкурентоспособности на примере ООО «Дива»; рассмотрение организационно - правовой характеристики предприятия; анализ организационной среды предприятия ООО «Дива» разработка проекта повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Дива».

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 451.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

После построения СВОТ — матрицы необходимо построить матрицу определения оптимальной стратегии, с помощью которой можно будет определить самую оптимальную стратегию, которую необходимо использовать фирме для достижения ее целей (табл. 9). Используя балльный метод, т.е. устанавливается шкала, например от 1 до 5 баллов, в пределах которой оценивается влияние стратегии на цель, а также (по шкале от 0 до 1 ) влияние цели на стратегию. Причем оптимальная стратегия будет определяться самой большой суммой баллов, которую она наберет.

Таблица 9

 

Стратегии

Цели

Сумма баллов

 

Организация продаж и рекламы

Оптимизация экономических показателей

Создание эффективной системы управления

Обеспечение материально-технической базы и ее обслуживание

 

Стратегия усиления позиции на рынке

5/0,4

5/0,2

5/0,3

4/0,1

4,9

Стратегия развития рынка

5/0,4

4/0,3

4/0,2

4/0,1

4,4

Стратеги горизонтальной диверсификации

5/0,4

3/0,2

3/0,1

4/0,3

4,1

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции

5/0.3

4/0,1

5/0.4

3/0,2

4,5

Ценовая стратегия

4/0,4

4/0,3

4/0,2

4/0,1

4


 

Проанализировав данную матрицу  можно выявить самую оптимальную стратегию предприятия ООО «Дива», которая набрала больше всех баллов, а именно этой стратегией является стратегия усиления позиции на рынке (4,9 баллов). Предприятию ООО «ДИВА» необходимо добиться выполнения данной стратегии для достижения своих целей, для эффективной деятельности и опережения конкурентов.

Но выполнение этой стратегии  просто невозможно без тех стратегий, которые также указаны (в табл. 9), т. к. чтобы усилить свои позиции необходимо: привлечение большего числа покупателей, усовершенствовать технологии продаж, планировать ассортимент и т.д. Все это приведет к оптимальной стратегии, благодаря чему значительно повысится конкурентоспособность предприятия ООО «ДИВА».

 

 

На сегодняшний день очень важно, чтобы предприятие реально оценивало ситуацию, а не надеялось на то, что оно имеет. Так как в любое время может появиться более сильный конкурент, который сможет, подавить данное предприятие. Поэтому предприятию необходимо совершенствовать свою деятельность, повышая тем самым конкурентоспособность. Причем для этого необходимо эффективное управление предприятием, которое должно обеспечить руководство.

Любое предприятие выделяет для  себя свои конкурентные преимущества, которые позволяют ему быть на шаг впереди своих конкурентов. Но необходимо отметить, что мало анализировать конкурентные преимущества предприятия, требуется также анализ рассматриваемого предприятия в целом.

Следует отметить, что  в определении конкурентоспособности  предприятия большую роль играет товар, то есть, что оно реализует. Так как если товар рассматриваемого предприятия не конкурентоспособный, то речи не может идти о конкурентоспособности данного предприятия. Поэтому очень важно анализировать ассортимент продукции предприятия.

Следовательно,   основываясь  на методе  ABC  - анализ  рассмотрим конкурентоспособность товара. Анализ оформим в виде таблице (табл. 10).

                                                                                                                                             Таблица 10

№ п/п

Название товара

Реализовано продукции, в натуральном выражении

Объем реализации, (сумма)

Доля реализации по группе (натуральный объем),%

Доля реализации по группе (стоимостной объем),%

1

2

3

4

5

6

А

Б

1

2

3(1*100%)/ всего гр. 1

4(2*100%)/ всего гр. 2

БАКАЛЕЯ

1

Хлеб (шт.)

500

5600

26,58

18,94

2

Батоны (шт.)

200

2240

10,63

7,57

3

Печенье (уп.)

120

3078

6,37

10,41

4

Пряники (уп.)

101

1478,64

5,36

5

5

Молоко (пак.)

400

4920

21,26

16,64

6

Кефир (пак.)

250

3150

13,29

10,65

7

Сметана (уп.)

200

3720

10,63

12,58

8

Сыр (кг.)

30

3420

1,59

11,56

9

Масло (уп.)

80

1960

4,25

6,62

 

ИТОГО

1881

29566,64

99,96

99,97

ГАСТРОНОМ

1

Овощные консервы (шт.)

194

4429,02

22,32

14,04

2

Мясные консервы (шт.)

90

4887

10,35

15,49

3

Рыбные консервы

(шт.)

240

3549,6

27,61

11,25

4

Масло растительное (шт.)

130

4574,7

14,95

14,50

5

Молоко сгущенное (шт.)

135

2484

15,53

7,87

6

Соки (уп.)

96

2352

11,04

7,45

7

Мин. Вода (уп.)

30

2448

3,45

7,76

8

Напитки (уп.)

24

2563,2

2,76

8,12

9

Пиво (уп.)

30

4244,4

3,45

13,46

 

ИТОГО

869

31531,92

111,46

99,94

БЫТОВАЯ ХИМИЯ

1

Порошок стир. (шт.)

120

4488

35,29

34,37

2

Отбеливатель (шт.)

50

1150

14,70

8,80

3

Кондиционер (шт.)

40

1424

11,76

10,90

4

Шампунь (шт.)

30

1560

8,82

11,94

5

Бальзам -ополаскиватель (шт.)

30

1575

8,82

12,06

6

Зубная паста (шт.)

48

1488

14,11

11,39

7

Мыло детское (уп.)

6

486

1,76

3,72

8

Мыло туалетное (Уп.)

6

666

1,76

5,10

9

Мыло хозяйственное (Уп.)

10

220

2,94

1,68

 

ИТОГО

340

13057

99,96

99,96

 

ВСЕГО

3090

74155,56

311,38

299,87


Для проведения анализа  были выбраны наиболее потребляемые покупателями товары в натуральных показателях (штуки, упаковки, килограммы) и в суммовом выражении (рубли), при этом товары разбиты на группы. Произведен расчет: доли реализации каждого наименования в натуральных единицах (в %) и доли реализации каждого наименования в стоимостном выражении (в %). Из каждой группы были выбраны лидирующие товары по объему продаж (руб.) и по объему реализованного количества (табл. 10).

Лидирующие товары из каждой группы за 2005 год объединим в таблицу (табл. 11).

На основании проведенного анализа построим матрицу конкурентного профиля.

Для построения матрицы  конкурентного профиля предприятие  ООО «ДИВА» сравним с конкурирующим предприятием (ООО «ВИЗИТ - М», т.к. рассматриваемые предприятия расположены в одном районе и находятся недалеко друг от друга) по характеристикам, обеспечивающим предприятию ООО «ДИВА» конкурентные преимущества (табл. 12).

Таблица 12

 Определение относительных преимуществ ООО «Дива»

Характеристики

Коэффициент значимости,

%

ООО «ДИВА»

ООО «ВЗИТ-М»

 

 

баллы

оценка

баллы

оценка

Ассортимент товара

9

90

90

8,1

Предоставление дополнительных

услуг

8

70

5,6

70

5,6

Реклама и информация

4

50

2

70

2,8

Применение прогрессивных методов продажи

6

60

3,6

80

4,8

Реализация товара

9

80

7,2

70

6,3

Качество товара

10

90

9

60

6

Квалификация персонала

8

80

6,4

80

6,4

Культура обслуживания

10

90

9

90

9

Мотивация персонала

7

70

4,9

70

4,9

Режим работы

10

100

10

60

6

Количество поставщиков

9

90

80

7,2

Месторасположения

10

100

10

90

9

ИТОГО

100

 

83,9

 

76,1


 

Из проведенного сравнения (табл.12) видно, что предприятие ООО  «ДИВА» находится в достаточно благоприятной конкурентной позиции (оценка 83,9), опережая конкурирующее предприятие ООО «ВИЗИТ-М» (оценка 76,1).

После этого построим профиль  конкурентных преимуществ, который  позволить сделать вывод о том, на какие факторы предприятию ООО «ДИВА» необходимо обратить внимание для повышения конкурентоспособности, определить сильнейшего конкурента по каждому фактору и увидеть сильные и слабые стороны по сравнению с конкурирующим предприятием.

 

 

Таблица 13

Построение профиля конкурентных преимуществ

 

Характеристики

Коэффициент значимости

Хуже конкуре нта

 

Лучше конкуре нта

Итоговая оценка

Степень приоритет ности

 

 

-1

0

1

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Ассортимент товара

9

 

i

i

 

0

 

Предоставление дополнительных услуг

8

/

 

0

 

Реклама и информация

4

   

-4

2

Применение прогрессивных методов продажи

6

   

-6

1

Реализация товара

9

   

9

 

Качество товара

10

 

10

 

Квалификация персонала

8

i

 

0

 

Культура обслуживания

10

 

 

 

0

 

Мотивация персонала

7

i

 

0

 

Режим работы

10

   

10

 

Количество поставщиков

9

     

9

 

Месторасположения

10

   

i

10

 

ИТОГО

100

         

 

 

На основании (табл. 13) можно  сделать следующие выводы. Предприятие ООО «ДИВА» при осуществлении своей торговой деятельности превосходит своего конкурента, но у него относительно слабые позиции в отношении рекламы и информации, а также применении прогрессивных методов продажи. Однако предприятие ООО «ДИВА» превосходит конкурирующее предприятие в отношении месторасположения, графика работы, качества товара и количества поставщиков.

Таким образом, при разработке проектов повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ДИВА», прежде всего, необходимо обратить внимание на устранение слабых сторон (недостатки), т.е. на такие характеристики, как реклама и информация, а также применение прогрессивных методов продажи.

Был проведен анализ организационной  среды рассматриваемого предприятия с помощью метода СВОТ - анализ. С помощью СВОТ - анализа были выявлены достоинства (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны), а также возможности и угрозы.

К сильным сторонам (достоинствам) предприятия можно отнести: месторасположения, широкий ассортимент, гибкий график работы.

Слабые стороны (недостатки): отсутствие рекламы, высокая текучесть  кадров. Следовательно, с помощью построения матрицы определения оптимальной стратегии, определили самую оптимальную стратегию, которую необходимо использовать предприятию ООО «ДИВА» для развития возможностей и подавление угроз, позволит предприятию достичь своих целей и опережать конкурентов, повысив тем самым свою конкурентоспособность и утвердить свои позиции на рынке.

Также была проведена оценка конкурентоспособности предприятия  ООО «ДИВА», с помощью взятого за основу метода ABC - анализ, проанализировали конкурентоспособности товара, разбив его на группы.

Данный анализ помогает рационально формировать ассортимент 
товаров рассматриваемого предприятия с преобладанием конкурентоспособных товаров. В результате это способствует выполнению как социальных (удовлетворение спроса покупателей), так и экономических (обеспечение конкурентоспособности и повышение экономической эффективности рассматриваемого предприятия) задач.

На основании проведенного анализа и определения относительных  преимуществ рассматриваемого предприятия а, также сравнив с конкурирующим предприятием ООО «ВИЗИТ-М» был построен профиль конкурентных преимуществ, с помощью которого были выявлены такие недостатки, как: отсутствие рекламы и прогрессивных методов продажи.

Следовательно, на эти  недостатки необходимо обратить внимание при разработке проекта по повышению конкурентоспособности предприятия 000 «ДИВА».

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия