Концепция развития организации ОАО «КАМАЗ» на стадии жизненного цикла – устойчивый рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ текущей и разработка целевой концепции развития группы организаций ОАО «КАМАЗ» на основании заданных исходных требований (табл.1.1).
Задачи:
Составить характеристику группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Определить систему стратегического управления группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Определить систему финансового управления группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Разработать мероприятия целевого развития группы организаций ОАО «КАМАЗ».

Содержание

Постановка задачи……………………………………………………...стр.3
Цели и основные задачи курсовой работы…………………………….стр.3
Исходные требования…………………………………………………...стр.3

2.Характеристика организации…………………………………………..стр.4
Описание миссии и главных задач организации…………………..….стр.4
Организационно-правовая форма собственности……………….........стр.9
Стадия жизненного цикла организации………………………………..стр.12
Размеры организации и особенности ее деятельности………………..стр.13
Производимые продукты…………………………………………….....стр.21
Отраслевые рынки и группы потребителей……………………….......стр.26
Организационная структура и персонал…………………………….....стр.35

3.Система стратегического управления………………………………....стр.47
Анализ текущей деятельности и прогноз целевого развития……......стр.47
Корпоративные стратегии…………………………………………........стр.55
Конкурентные стратегии……………………………………………......стр.59

4.Система финансового управления……………………………….........стр.63
Бюджетное планирование…………………………………………........стр.63
Финансовые результаты деятельности…………………………….......стр.66
Финансовый анализ деятельности…………………………………......стр.70

5.Мероприятия целевого развития организации…………………….....стр.74
6.Литература………………………………………………………….......стр.78
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

KURSACh_1_1_Vosstanovlen_1.docx

— 1.90 Мб (Скачать файл)

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2 млн. автомобилей и около 2,8 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн, эксплуатируемый в России и странах СНГ, – это КАМАЗ. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Миссия  ОАО «КАМАЗ»:

  • «КАМАЗ», построенный всей страной, - основа транспортной безопасности и достояние России.
  • Предвосхищая потребности, «КАМАЗ» поставляет автомобильную технику и фирменный сервис, помогая клиентам достигать вдохновляющие цели.
  • «КАМАЗ» – социально ответственный партнер, действующий ради долгосрочных интересов акционеров и благосостояния сотрудников.

Программа стратегического развития группы организаций ОАО «КАМАЗ»  на период до 2020 года:

Ключевые цели и действия, направленные на долгосрочное устойчивое развитие компании определены «Программой  стратегического развития ОАО «КАМАЗ»  до 2020 года».

Активное восстановление рынка, действия правительства Российской Федерации  по поддержке автомобилестроительной отрасли, укрепление союза со стратегическим партнером – компанией «Даймлер» привели к необходимости уточнить среднесрочные экономические показатели деятельности ОАО «КАМАЗ». По инициативе Совета директоров ОАО «КАМАЗ» «Программа стратегического развития на период до 2020 года» была актуализирована в апреле 2011 года.

Учитывая макротенденции и отраслевые тренды, «КАМАЗ» выстраивает программу действий по основным направлениям:

    1. Расширение интеграции с компанией «Даймлер», формирование стратегических партнерств по компонентам, развитие парка поставщиков;
    2. Увеличение экспортных поставок и создание сборочных производств за рубежом;
    3. Разработка и постановка на производство автомобилей класса Евро 4, 5, развитие семейств автомобилей на газовом топливе и с комбинированным приводом;
    4. Создание нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ с принципиально другими потребительскими свойствами («практичный High-Tech»);
    5. Расширение продуктового портфеля, модернизация дилерской сети, развитие финансового сервиса.

Программа стратегического  развития разработана с учётом целей  и интересов акционеров ОАО «КАМАЗ».

Для Российской Федерации компания «КАМАЗ» - отраслеобразующее предприятие страны, крупный экспортёр, как это сформулировано в «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Для компании «Даймлер», крупного стратегического акционера, «КАМАЗ» - сильный региональный игрок, лидер рынка России и стран СНГ.

Стратегические приоритеты развития ОАО «КАМАЗ»:

  • ключевой рынок – Россия;
  • сохранение доминирующей роли на рынках стран СНГ;
  • присутствие на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Юж. Америки;
  • позиционирование в среднем ценовом сегменте;
  • развитие интеграции со стратегическим партнером – компанией «Даймлер».

Стратегическое видение развития: «КАМАЗ» – национальный отраслевой лидер, крупный международный игрок  в партнерстве с «Даймлер».

Количественно стратегические ориентиры  развития бизнеса представлены в  таблице 2.2.

Стратегические  ориентиры развития бизнеса компании. Таблица 2.2

2015 год 2020 год

Объём продаж техники

83 тыс. шт.

106 тыс. шт.

Доля продаж за рубежом РФ

30%

40%

Выручка

256 млрд. руб.

400 млрд. руб.

EBITDA*

107 млрд. руб.

170 млрд. руб.

EBITDA, % от выручки

41,7 %

42,5 %

Инвестиции (в год)

10,2 млрд. руб.

13,2 млрд. руб.


*EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.

Реализация  программы стратегического развития ОАО «КАМАЗ» обеспечивается скоординированным  выполнением стратегий бизнес-единиц и ключевых функциональных стратегий, системой планирования и реализации годовых бизнес-планов, внедрением KPI на всех уровнях управления.

Раздел 2.2 Организационно-правовая форма  собственности

«КАМАЗ» является открытым акционерным обществом. Такая организационно-правовая форма  характеризуется:

- минимальной вероятностью наступления последствий (минимальными рисками) при выплате дивидендов и максимальной вероятностью наступления последствий по наращиванию собственного капитала, так как минимум и максимум наращивания капитала определяется ростом курсовой стоимости акций на фондовом рынке.

- минимальной ответственностью за последствия, так как участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

- максимальной  вероятностью наступления последствий  по привлечению инвестиций и  размерам привлечения инвестиций.

Эти особенности ОПФ можно рассматривать и как достоинства, и как недостатки.

 

Решение о выплате дивидендов и их размере  по итогам года принимается годовым Общим собранием акционеров. Согласно дивидендной политике ОАО «КАМАЗ» Совет директоров общества определяет рекомендуемый Общему собранию акционеров размер дивидендов в расчете на одну акцию, исходя из того, что на выплату дивидендов может направляться до 20% чистой прибыли.

Годовым Общим собранием акционеров ОАО  «КАМАЗ» 24 июня 2011 года принято решение в связи с отсутствием прибыли по итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» в 2010 году дивиденды по акциям ОАО «КАМАЗ» за 2010 год не выплачивать.

Общество  обязано обеспечить баланс между  направлением прибыли на выплату дивидендов и финансированием эффективных инвестиционных проектов.

Таблица 2.3 Акционерный капитал

Вид (категория) ценной бумаги

Акции обыкновенные именные

Количество

707 229 559

Государственный регистрационный номер

1-08-55010-D от 18.11.2003

Номинальная стоимость

50 рублей

Биржевой тикер

KMAZ


Уставный капитал ОАО  «КАМАЗ» составляется из номинальной  стоимости размещённых обыкновенных акций ОАО «КАМАЗ» на сумму 35 361 477 950 рублей.

Рис.2.1 Основные акционеры ОАО «КАМАЗ» на 31.12.2011.

*бенефициар – консорциум инвесторов  под управлением «Тройки-Диалог»

**бенефициар - американский инвестиционный фонд KKR

 

В 2011 году фондовый рынок России характеризовался повышенной волатильностью, вызванной противоречивыми результатами отчётности крупных мировых компаний, отсутствием веры инвесторов в позитивное развитие мировой экономики и соответствующее недоверие к рисковым активам, которое наиболее ярко проявилось к концу года в виде негативной динамики фондовых индексов во всем мире.

Для акций ОАО «КАМАЗ» 2011 год  также был непростым. Во второй половине 2011 года акции ОАО «КАМАЗ» демонстрировали  динамику значительно хуже как отраслевого  индекса, так и рынка в целом, что в большей степени можно  объяснить не экономическими показателями ОАО «КАМАЗ», а, учитывая крайне низкие объёмы торгов, чисто спекулятивной  игрой без участия в продажах крупных инвесторов.

Позитивным фактором для роста  капитализации ОАО «КАМАЗ» с  горизонтом в несколько лет можно  считать стремление его стратегического  партнера «Даймлер АГ» увеличить долю в уставном капитале, участвовать в развитии предприятия, внедрять новые технологии и идеи управления, что, безусловно, будет выражаться в позитивном развитии ОАО «КАМАЗ» и увеличении его инвестиционной привлекательности.

Рис.2.2 Капитализация ОАО «КАМАЗ» и изменение индекса ММВБ за 2011 год.

Торговля акциями ОАО «КАМАЗ»  осуществляется через организатора торговли ценных бумаг ЗАО «Фондовая  биржа «ММВБ», где акции обращаются в Котировальном списке «А» 2-го уровня.

 

Рис.2.3 Динамика позиций ОАО «КАМАЗ» на биржевом рынке в 2011г.

 

 


              на 30.12.2010                                      на 30.12.2011

Рис.2.4 Доля капитализации ценных бумаг компаний, входящих в индекс ММВБ машиностроение

 

Раздел 2.3 Стадия жизненного цикла организации

 

Для того чтобы определить стадию жизненного цикла организации следует сравнить темп роста прибыли и темп роста дохода.

Темп роста дохода (выручки) в 2011 году составил 44,8%.

Темп роста прибыли (валовой  прибыли) в 2011 году составил 47,4%.

Темп роста прибыли  превышает темп роста дохода, что  является признаком быстрого роста  ОАО «КАМАЗ». Но размеры организации и специфика ее деятельности указывают на устойчивый рост. Эта стадия жизненного цикла характеризуется следующими особенностями (см.табл. 2.3.1):

 

Таблица 2.3

Характеристики организации

Устойчивый рост

Быстрый рост

Размеры

Крупная

Средняя

Бюрократия

Бюрократическая

Зарождается

Разделение труда

Множество отделов, четко определенные задачи

Несколько отделов

Централизация

Децентрализация до уровня руководителей  отделов

Управление осуществляется несколькими  руководителями

Формализация

Формализация политики фирмы и  принятых в ней процедур

Ограниченный круг инструкций

Административная система

Увеличение штата специалистов-профессионалов

Увеличение числа управленческого  и обслуживающего персонала. Узкий  круг специалистов-профессионалов

Системы управления (информационная, бюджетная, планирования результатов деятельности)

Контрольные системы на местах –  отчеты финансовые, операционные, о  результатах деятельности

Жесткий бюджет и информационная система

Проектные команды, специальные группы

В отдельных случаях – менеджеры-интеграторы  и спец.группы

Только для высших руководителей

Формы собственности

ЗАО.

Открытое акционерное  общество (ОАО)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Закрытое акционерное общество (ЗАО)


 

Раздел 2.4 Размеры организации и особенности ее деятельности

 

КАМАЗ СЕГОДНЯ:

  • компания с годовой выручкой 107 млрд. руб. и объемами продаж 45 тысяч грузовых автомобилей в год;
  • компания, которой принадлежит 38% российского рынка грузовиков полной массой от 14 до 40 тонн;
  • один из лидеров мирового грузового автомобилестроения и хорошо известный во всем мире бренд;
  • двенадцатикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации»;
  • десятикратный победитель ралли «Дакар»;

Открытое  акционерное общество «КАМАЗ» ведёт свою историю с 1969 года, когда по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Республике Татарстан был построен крупный комплекс заводов с проектной мощностью 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год. 35 лет назад, 16 февраля 1976 года, с главного конвейера «КАМАЗа» сошёл первый автомобиль. Первым в России «КАМАЗ» вступил на путь экономической самостоятельности в связи с преобразованием в акционерное общество 23 августа 1990 года.

Сегодня «КАМАЗ» по праву считается лидером российского грузового автомобилестроения, являющимся доминирующим игроком на рынке России и стран СНГ.

Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.

За последние несколько лет «КАМАЗ» добился значительного прогресса в области качества и улучшения технических характеристик производимой продукции за счет внедрения передовых методов управления производством, совершенствования конструкции автомобилей и их основных узлов и агрегатов, кооперации с лучшими мировыми производителями комплектующих.

Предприятие выпускает более 30 моделей грузовиков. Грузовые автомобили марки «КАМАЗ» представлены 52 базовыми модификациями с разнообразной комплектацией. «КАМАЗ» активно диверсифицирует линейку производимой продукции: за прошедшие 5 лет гамма выпускаемой продукции под брендом «КАМАЗ» расширилась за счет новых моделей и семейств – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъемности. Кроме того, были созданы новые совместные предприятия с иностранными производителями автотехники, что позволило «КАМАЗу» органично дополнить линейку выпускаемой продукции новыми брендами, такими как Mersedes-Benz, Mitsubishi Fuso и CNH.

Информация о работе Концепция развития организации ОАО «КАМАЗ» на стадии жизненного цикла – устойчивый рост