Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Экономике организации".

Вложенные файлы: 1 файл

Vse_lektsii.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

 

2* Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- единый социальный налог;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Материальные затраты, как правило, занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия, а также расходы на тару, упаковочные материалы, инструмент, запасные части и др.

Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость  продукции, определяется исходя из цены приобретения, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов — остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые можно продать, сдать на металлолом и т.п.

Затраты   на   оплату   труда   отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Оплата труда включает: заработную плату, начисляемую по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, принятыми на предприятии; надбавки и доплаты; премии; оплату отпусков и т.п.

Единый социальный налог позволяет  мобилизовать средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. В налоговую базу включаются доходы как в денежной, так и в натуральной форме, которые работодатель начисляет работникам.

Амортизация   основных   фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах определяемых на основе балансовой стоимости фондов и норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные основные фонды, так и на арендованные, а также на стоимость помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания и медицинского обслуживания.

В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы: налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.

Расходы, включенные в себестоимость  производимой продукции, образуют производственную себестоимость валовой продукции. Если в производственной себестоимости учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, определим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислением средств в вышестоящие организации, получаем полную себестоимость товарной продукции.

Классификация затрат по экономическим  элементам имеет для предприятия  важное значение. Она позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На ее основе осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства.

Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и т.п.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат, вскрывать резервы их снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.

 

3*. Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат.

При группировке по статьям калькуляции  затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д.

Типовая группировка затрат по статьям  калькуляции имеет следующий  вид:

  1. сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
  2. вспомогательные материалы;
  3. топливо на технологические цели;
  4. энергия на технологические цели;
  5. основная заработная плата производственных рабочих;
  6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  7. единый социальный налог;
  8. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  9. расходы на подготовку и освоение нового производства;
  10. общецеховые расходы;

Цеховая себестоимость

  1. общепроизводственные расходы;

12) потери от брака;

Производственная себестоимость  товарной продукции

13) внепроизводственные расходы;

Полная себестоимость товарной продукции.

В приведенной классификации первые семь статей затрат осуществляются непосредственно на рабочем месте и, как правило, прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включают затраты на техническое обслуживание машин и механизмов, расходы на текущий и капитальный ремонт цехового оборудования, цехового транспорта и инструментов, амортизацию основных фондов, закрепленных за цехами, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

В статью «Расходы на подготовку и  освоение нового производства» входят затраты некапитального характера: совершенствование технологии, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и оснастки и т.д.

В состав общецеховых расходов включаются затраты на управление цехами основного производства: заработная плата цехового персонала, расходы на амортизацию, текущий ремонт, отопление, освещение, уборку зданий и цеховых помещений, износ инвентаря и малоценных предметов общецехового назначения и др.

Общепроизводственные расходы направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и проч., имеющих общепроизводственное назначение.

Внепроизводственные расходы включают затраты, связанные с реализацией  продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные и др.), а также различного рода отчисления и платежи.

Расчет себестоимости единицы  конкретного вида продукции и  работ осуществляется посредством  калькулирования по установленным  статьям затрат. Различают плановую и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период. Фактическая калькуляция — это отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

При разработке калькуляции на единицу продукции затраты, как известно, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые материальные затраты включаются в себестоимость продукции на основе установленных норм и цен на  данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (времени, выработки) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда), или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда).

После определения возможного набора прямых затрат все остальные затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и единый социальный налог, как правило, распределяются пропорционально основной заработной плате. Цеховые и общепроизводственные расходы могут быть разделены либо в соотношении прямых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Иногда расходы по содержанию оборудования невозможно отнести на определенную продукцию. Тогда их учитывают в составе цеховых расходов и соответственно распределяют.

Для определения объема косвенных  затрат предварительно разрабатываются  сметы вспомогательных и обслуживающих  цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты по комплексным статьям калькуляции: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются в сметном и калькуляционном разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.

 

Тема 10: Формирование цен на продукцию предприятия.

1. Понятие цены и  особенности ценообразования

2. Методы ценообразования

 

1*. Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную.

В учетной функции цены отражаются общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий.

Распределительная функция предусматривает учет в цене различного рода налогов, которые поступают в бюджеты различных уровней. 

Различают оптовые и розничные цены.

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

Оптовые цены включают полную себестоимость продукции, налоги (акцизы, НДС), прибыль предприятия.

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Розничная цена кроме составляющих оптовой цены включает торговые надбавки торговых организаций, состоящие из их издержек, налогов и прибыли.   

Принципы ценообразования:

1. Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):

а) цена должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве необходимом для развития предприятия;

б) цена определяется эффективностью использования факторов производства.

2. Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):

а) выше спрос — выше цена;

б) выше предложение — ниже цена;

в) выше потребительские свойства — выше цена.

Ценовая политика предприятия разрабатывается в несколько этапов:

1 Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке и т. д.).

2 Оценка спроса.

3 Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.).

4 Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики).

5 Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий - получение максимальной прибыли).

6 Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.).

7 Окончательное принятие цены.

В конце концов, является или нет  цена правильной, решает потребитель. Поэтому хорошее ценообразование начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта.

С точки зрения целей маркетинговой  деятельности можно рассматривать  следующие подходы к ценообразованию:

  • максимизация прибыли в долгосрочном плане;
  • максимизация прибыли в краткосрочном плане;
  • увеличение показателя рыночной доли;
  • сохранение статуса ценового лидера в отрасли;
  • препятствие появлению новых конкурентов;
  • улучшение имиджа организации;
  • улучшение продаж “слабых продуктов”;

Цена должна покрывать все издержки: производственные, товародвижения и  продаж, связанные с продвижением, и принести определенную прибыль с учетом риска ее получения. Важнейшей составляющей общих издержек является себестоимость выпускаемой продукции. Важнейшие факторы снижения себестоимости — масштабный фактор производства и обучение в процессе освоения производственного процесса.

 

2*. На политику в области ценообразования сильное влияние оказывают цены конкурентов и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Отсюда следует, что изучение цен конкурентов — важный элемент деятельности в области ценообразования.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"