Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:19, курс лекций
Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (организаций, предприятий), которые характеризуются особыми условиями производства, однородной продукцией и специфической функцией в национальном хозяйстве. Отраслевое деление экономики – результат исторического процесса, развития общественного разделения труда. Каждая из специализированных отраслей подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. Так, например, в составе промышленности имеется более 15 крупных отраслей. Интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами.
1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка…………………………………..…….…...4
1.1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике……..……....…...4
1.1.1.Отрасль в системе рыночной экономики…………………………………………………....…….4
1.1.2. Организация (предприятие). Типы предприятий………………………………………..….….....4
1.2. Организационно-правовые формы предприятий……………………………………………...…....6
1.2.1. Предпринимательство…………………………………………………………………...……..…..8
1.3 Производственная структура организации (предприятия)……………………………….....….....11
1.3.1. Элементы производственной структуры…………………………………………………..….....11
1.3.2 Типы производственной структуры………………………………………………..………...…...12
1.3.3 Производственный процесс……………………………………………………….…………...….12
1.3.4 Организация производственного процесса……………………………………….……………...13
1.3.5 Длительность и структура производственного цикла…………………………….…………......15
1.3.6 Типы производства и формы его организации…………………………………….…...…….….16
1.4 Основы логистики организации (предприятия)……………………………………………………18
1.4.1 Понятие логистики. Цели логистики…………………………………………………....………..18
1.4.2 Принципы логистики…………………………………………………………………..….….……19
1.4.3 Производственная логистика……………………………………………………….…..………...21
1.4.4 Система логистики в организации (предприятии)………………………...……………..….…..22
1.4.4.1 Управление производственными запасами…………………………………….………..……22
1.4.4.2 Организация закупок………………………………………………………………..….……....24
1.4.4.3 Организация сбыта и распределения продукции……………………………….……..………25
1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики…………………………………………..…..……..27
2. Ресурсы предприятия и показатели их использования……………………………….……..……..27
2.1 Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия….……..…….27
2.1.1 Экономические ресурсы предприятия……………………………………………….……..……27
2.1.2 Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов………………………………….………..….29
2.2 Основной капитал и обеспеченность им предприятия……………………………….………..….29
2.2.1 Экономическая сущность основных фондов……………………………………….…….…..….29
2.2.2 Состав основных фондов……………………………………………………………..….……..…30
2.2.3. Учет и оценка основных фондов………………………………………………….…..….…..….32
2.2.4 Движение основных фондов…………………………………………………….……...….……...33
2.2.5 Износ основных фондов………………………………………………………….….………...…..34
2.2.6 Амортизация основных фондов……………………………………………………….……...…..35
2.2.7 Показатели использования основных производственных фондов………………………...…..36
2.2.8 Пути улучшения использования основных производственных фондов…………….…..….….40
2.3 Оборотные средства предприятий…………………………………………………………...….….40
2.3.1 Экономическая сущность оборотных средств………………………………………….………..41
2.3.2 Нормирование оборотных средств………………………………………………….…….………42
2.3.4 Показатели использования оборотных средств…………………………………….………..….43
2.3.5 Ускорение оборачиваемости оборотных средств………………………………………….……44
2.4 Капитальные вложения и их экономическая эффективность…………………………….………44
2.4.1 Значение капитальных вложений………………………………………………………….……..44
2.4.2 Классификация капитальных вложений……………………………………………………..…..45
2.4.3 Экономическая эффективность капитальных вложений…………………………………..……46
2.4.4 Учет фактора времени при оценке эффективности капитальных вложений…………….……49
2.5 Аренда, лизинг, нематериальные активы……………………………………………………..……51
2.5.1 Аренда……………………………………………………………………………………….….…..51
2.5.2 Лизинг (финансовая аренда)……………………………………………………………..…...…...53
2.5.3 Нематериальные активы……………………………………………….……………….……..…..54
3. Кадры, производительность труда и оплата труда……………………………………….….….….54
3.1 Состав кадров…………………………………………………………………………….………….54
3.2 Показатели численности……………………………………………………………….……….…..56
3.3 Производительность труда и методы ее измерения……………………………………….………57
3.4 Факторы и резервы роста производительности труд…………………………………….………..58
3.5 Экономическая сущность заработной платы………………………………………………………59
3.6 Фонд потребления, его состав………………………………………………………………………60
3.7 Основные принципы построения заработной платы…………………………………….….……..61
3.8 Тарифная система…………………………………………………………………………………....62
3.9 Формы и системы оплаты труда…………………………………………………………………….62
3.9.1 Повременная форма оплаты труда………………………………………………………………..62
3.9.2 Сдельная форма оплаты труда…………………………………………………………………….63
3.9.3 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих………………………………………65
3.9.4 Бестарифная система оплаты труда………………………………………………………………66
4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)…………………………………………………………………….……….68
4.1 Себестоимость………………………………………………………………………………………..68
4.1.1 Пути снижения себестоимости……………………………………………………………………71
4.2. Цена……………………………………………………………………………………….………
Различают следующие формы сбыта продукции:
- самообслуживание –
покупатели самостоятельно
- продажа по предварительным
заказам – покупатели
- индивидуальное обслуживание
– продавец обслуживает
- продажа с открытой выкладкой – покупатели знакомятся с ассортиментом продукции самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, принимает оплату, упаковывает и отпускает продукцию;
- продажа по образцам –
- продажа по телефону –
Канал распределения – совокупность предприятий и организаций, через которые проходит продукция от места ее изготовления до места потребления.
При увеличении рыночных сегментов и возможностей каналов распределения предприятия могут использовать многоканальные системы распределения:
- экстенсивное распределение –
продукция размещается и
- интенсивное распределение – производитель стремится обеспечить наличие своей продукции в максимально возможном количестве торговых точек;
- эксклюзивное (исключительное) распределение
– производитель предоставляет
эксклюзивные права на
- селективное (выборочное) распределение
– производитель сотрудничает
с ограниченным числом
1.4.4.4 Информационное обеспечение логистики.
Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.
Способность предприятия
предоставлять потребителю
Основные задачи информационной системы:
Информация о работе Лекции по «Экономике организации (предприятия)»