Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение модельного ряда холодильников, анализ структуры торгового ассортимента, оценка уровня их качества и конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучение современного рынка бытовых холодильников в Республике Беларусь и перспектив его развития;
изучение особенностей потребительских свойств бытовых холодильников;
изучение классификации и современного модельного ряда бытовых холодильников;
анализ структуры торгового ассортимента бытовых холодильников (на материалах Осиповичского РАЙПО г. Осиповичи);
оценка уровня качества и конкурентоспособности конкретных моделей бытовых холодильников белорусского производства.
5. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЫТОВЫХ ХОЛОДИЛЬНИКОВ.
Конкурентоспособность
– основной критерий и главный
ориентир в условиях становления
рыночных отношений. Она является основополагающим
моментом для функционирования и
развития рынка в условиях конкуренции.
Достижение высокого уровня конкурентоспособности
для большинства хозяйствующих
субъектов не только стратегическая,
но и перспективная социально-
В товароведении
При проведении оценки уровня качества
и конкурентоспособности
Экспертные методы, применяемые для оценки уровня качества продукции, основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов. Их применяют, когда при определении значений единичных или комплексных показателей и для решения ряда других задач невозможно или затруднительно использовать более объективные методы, например, измерительный или расчетный.
Методика экспертной оценки уровня качества и конкурентоспособности предполагает последовательное выполнение следующих этапов: Постановка цели.
Целью проведения экспертной оценки
является оценка уровня качества и
конкурентоспособности
Формирование экспертной группы.
В экспертную группу включены студенты Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации коммерческого факультета специальности товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. Число экспертов, входящих в группу, составляет 7 человек.
Выбор образцов для оценки.
Для проведения оценки качества и конкурентоспособности были выбраны следующие образцы:
Образец 1(базовый). Холодильник модели ХМ-6002 производства ЗАО «Атлант» общим объемом 393 л, объемом холодильной камеры 278 л, объемом морозильной камеры 115 л. Расход электроэнергии составляет 1,38 кВт/ч, уровень шума 42 дБ и мощностью замораживания 15 кг/ сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, имеет улучшенный дизайн (с зеркалом), имеет функцию автоматического оттаивания и электронный блок управления. Цена:1500000 руб. Данная модель выбрана базовой так как он имеет достаточно высокое качество, современный дизайн и приемлемую цену.
Образец 2. Холодильник модели ХМ-4008 производства ЗАО «Атлант» общим объемом 244 л, объемом холодильной камеры 168 л, объемом морозильной камеры 76 л. Расход электроэнергии составляет 1,05 кВт/ч, уровень шума 42 дБ и мощностью замораживания 6 кг/ сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, имеет функцию автоматического оттаивания. Цена: 1200000 руб.
Образец 3. Холодильник модели ХМ-2835 производства ЗАО «Атлант» общим объемом 280 л, объемом холодильной камеры 210 л, объемом морозильной камеры 70 л. Расход электроэнергии составляет 0,86 кВт/ч, уровень шума 41 дБ и мощностью замораживания 4,5 кг/ сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, имеет функцию автоматического оттаивания. Цена: 1150000 руб.
Образец 4. Холодильник модели ХМ-4007 производства ЗАО «Атлант» общим объемом 245 л, объемом холодильной камеры 165 л, объемом морозильной камеры 80 л. Расход электроэнергии составляет 0,79 кВт/ч, уровень шума 40 дБ и мощностью замораживания 3,5 кг/ сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, встраивается в мебель, имеет функцию автоматического оттаивания. Цена: 1360000 руб.
Образец 5. Холодильник модели ХМ-1841 производства ЗАО «Атлант» общим объемом 328 л, объемом холодильной камеры 252 л, объемом морозильной камеры 76 л. Расход электроэнергии составляет 1,20 кВт/ч, уровень шума 42 дБ и мощностью замораживания 12 кг/сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, С дизайном новая волна Выразительный дизайн, в котором воплощен образ волны, имеет функцию автоматического оттаивания и электронный блок управления. Цена:1500000 руб.
Образец 6. Холодильник «Indesit» модели В18, произведенный в России, имеет общий объем 339л, объемом холодильной камеры 235л и морозильной камеры 104 л. Расход электроэнергии составляет 1,29 кВт/сутки, уровень шума 39 дБ и мощностью замораживания 6 кг/сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, с дизайном, соответствующим моде, имеет функцию Зона свежести «Flex cool». Цена: 1550000 руб.
Образец 7. Холодильник «Indesit» модели Indesit B 18 FNF, произведенный в России, имеет общий объем 434 л, объемом холодильной камеры 338 л и морозильной камеры 96 л. Расход электроэнергии составляет 1,5 кВт/сутки, уровень шума 40 дБ и мощностью замораживания 13 кг/сутки. Холодильник произведен по современным технологиям, с дизайном, соответствующим моде, имеет функцию электронного термометра, световой индикации повышения t, внутренняя контрольная панель управления, режима супер замораживания и многие другие полезные свойства. Цена: 5000000 руб. [приложение ].
Выбор номенклатуры показателей качества.
Изучив покупательские предпочтения и потребительские свойства нами были выбраны следующие свойства для проведения экспертной оценки конкурентоспособности холодильников:
Расчет
коэффициентов весомости
На данном этапе эксперты оценивают значимость выбранных потребительских свойств путём их ранжирования. Наиболее высокий ранг – 8 проставляется наиболее важному показателю с точки зрения эксперта свойства.
Коэффициент весомости показателей качества определяется по следующей формуле [табл. 3.2.1]:
(1)
Где: Mi – коэффициент весомости;
Rij – ранг, поставленный i-му свойству j- ым экспертом;
N – количество экспертов;
n – количество свойств;
- сумма рангов, поставленных i–му свойству;
- общая сумма рангов по всем свойствам.
Таблица 3.2.1 – Определение коэффициентов весомости
Ранги, проставленные экспертами |
Сумма рангов |
mi | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий объем холодильника |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
52 |
0,21 |
Объем морозильной камеры |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
6 |
6 |
49 |
0,19 |
Температурный режим |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
8 |
8 |
43 |
0,17 |
Удобство размещения продуктов |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
36 |
0,14 |
Мощность замораживания |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
28 |
0,11 |
Комфортность использования |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
22 |
0,09 |
Современность дизайна |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
15 |
0,06 |
Экономичность работы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
0,03 |
Итого |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
252 |
1,00 |
Проведенный расчет коэффициентов весомости оцениваемых свойств показал, что наибольшую значимость среди приведённых показателей заняли такие свойства как общий объем холодильника (m1 =0,21) объем морозильной камеры (m2 =0,19), что вполне обоснованно, т.к. основным назначением холодильника является хранение пищевых продуктов в течение определенного периода времени. Наименьшее значение эксперты отдали показателю экономичность работы (m8 =0,03).
Разработка оценочных шкал.
Для оценки показателей качества холодильников применим пятибалльную шкалу [табл. 3.2.2].Данные потребительские свойства будут определяющими при оценке конкурентоспособности холодильников.
Таблица 3.2.2 – Оценочная шкала для потребительских свойств
Наименование показателей |
Градация оценки | |||||||
5 |
4 |
3 |
2 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Общий объем,л |
298 и более |
272 - 298 |
244 - 271 |
менее 271 | ||||
Объем морозильной камеры |
82 и более |
76 - 82 |
70 - 76 |
менее 70 | ||||
Температурный режим,⁰С |
-24 |
-18 |
-9 |
менее -9 | ||||
Удобство размещения продуктов |
Возможность регулировать высоту полок, полка для яиц,полка для бутылок,контейнер для льда |
возможность регулировать высоту полок, полка для яиц, полка для бутылок |
возможность регулировать высоту полок,полка для яиц |
полка для яиц | ||||
Мощность замораживания, кг/сутки |
7,5 и более |
5,5 - 7,5 |
3,5 - 5,5 |
менее 3,5 | ||||
Комфортность использования |
Электронный блок управления, перенавеска двери, звуковая сигнализация при незакрытой двери, автомат. оттаивание |
перенавеска двери,звуковая сигнализация при незакрытой двери,автомат. оттаивание |
перенавеска двери, автоматическое оттаивание |
перенавеска двери | ||||
Современность дизайна |
Соответствует современным тенденциям моды |
соответствует современным направлениям моды с элементами классики |
Соответствует классическим направлениям моды |
Соответствует моде прошлого сезона | ||||
Экономичность работы,кВт/сутки |
менее 0,79 |
0,79-0,89 |
0,89-1,5 |
более 1,5 |
Расчет комплексного показателя качества. Для расчета комплексного показателя применяют формулу:
K= ( )
Где Мi – коэффициент весомости;
Pi – средняя оценка в баллах по i–му свойству.
Для более объективной оценки разработаны оценочные шкалы, представленные выше.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности.
Интегральный показатель конкурентоспособности определяется как отношение комплексного показателя качества к цене товара.
Расчет уровня конкурентоспособности.
Уровень
конкурентоспособности
Оценка фактических образцов проводится с использованием ЭВМ и представлена в приложении 3.
Анализ полученных результатов.
Таблица 3.2.3– Результаты оценки конкурентоспособности
Холодильников
Наименование товара |
Комплексный показатель Q, баллы |
Розничная цена S, руб. |
Интегральный показатель |
Уровень конкурентоспособности, К |
Базовый образец Атлант ХМ 6002 |
4,77 |
1500000 |
0,00000318 |
1,00 |
Атлант ХМ 4008 |
3,65 |
1200000 |
0,00000304 |
0,96 |
Атлант ХМ 2835 |
3,59 |
1150000 |
0,00000312 |
0,98 |
Атлант ХМ 4007 |
3,82 |
1360000 |
0,00000281 |
0,88 |
Атлант МХМ 1841 |
4,47 |
1500000 |
0,00000298 |
0,94 |
Indesit B15 |
4,47 |
1550000 |
0,00000288 |
0,91 |
Indesit B 18 FNF |
4,93 |
5000000 |
0,00000099 |
0,31 |
Результаты проведенной оценки уровня конкурентоспособности холодильников позволили сделать следующие выводы.
Наивысший уровень конкурентоспособности К=1,00 получил базовый образец Атлант ХМ 6002. Уровень его качества Q=4,77. Эта модель холодильника по всем свойства кроме свойств «Температурный режим» (средняя оценка 4.0) и «Экономичность работы» (3,0) получило отличные оценки. У данной модели класс энергопотребления – В, что в соответствии с разработанной оценочной шкалой не может быть оценено выше 3 баллов. В то же время все остальные свойства данного холодильника находятся на очень высоком уровне. Потребителей в полной мере устраивает общий объем холодильника и морозильной камеры, мощность замораживания, комфортность использования, удобство размещения продуктов. У данной модели современны дизайн. По итогам продаж эта модель была признана лидером продаж 2008 года. Все это подтверждает правильность выбора нами данной модели холодильника в качестве базового образца.