Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на ОАО «Доломит» предложить конкретные пути совершенствования существующей на предприятии системы мотивации.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
изучить теоретические основы мотивации персонала (сущность, методы мотивации, теории мотивации персонала);
проанализировать существующую на предприятии систему методы мотивации персонала;
предложить конкретные пути совершенствования системы методов мотивации персонала ОАО «Доломит».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Сущность, принципы и функции мотивации персонала 5
1.2 Основные теории мотивации 7
1.3 Методы мотивации персонала 10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДОЛОМИТ» 14
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Доломит» 14
2.2 Анализ заработной платы и производительности труда 15
2.3 Анализ существующей на ОАО «Доломит» системы методов мотивации персонала 17
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 20
3.1 Приоритетные направления развития системы мотивации труда в Республике Беларусь 20
3.2 Предложения по совершенствованию системы методов мотивации песонала на предприятии ОАО «Доломит» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
3) ожидания требуемой ценности вознаграждения (валентности).
Неуверенность или разочарование работника в этих ожиданиях (или одном из них) существенно ослабляет трудовую мотивацию [19, с. 150-151].
Теория справедливости С. Адамса утверждает, что полученное вознаграждение люди соотносят с тем, что вкладывают в свою работу, а также с вознаграждением других работников за аналогичную работу, поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна и определяется чувством справедливости. Справедливое, по мнению работника, вознаграждение увеличивает интенсивность труда, а любые формы дискриминации и неэквивалентности вклада и отдачи становятся источником дискомфорта (вины или обиды) и существенно снижают производительность, рождая желание восстановить справедливость.
Теория усиления мотивации К. Скиннера указывает, что настоящее поведение людей определяется результатами их прошлого поведения и его последствиями. Прошлые успехи в каком-либо виде деятельности мотивируют работников заниматься и дальше этим видом деятельности, а негативный прошлый опыт демотивирует.
Одной из лучших процессуальных теорий признана комплексная модель Портера - Лоулера, увязывающая затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли в трудовом процессе) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. При этом вознаграждение, рассматривается с двух позиций: его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с затраченными усилиями. Ощущение справедливости вознаграждения сказывается на степени удовлетворенности от него и оценке его ценности. При этом успешная мотивация должна исходить из того, что результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот [17, с. 106-107].
Теории отношения к труду.
Согласно теории Мак-Грегора подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.
Основные характеристики работника типа X:
Основные характеристики работника типа Y:
В 1981 г. В. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от производственной ситуации человек ведет себя или как X, или как Y. Следовательно, эффективность стимулирования будет зависеть от степени учета руководителем отношения работника к труду, средствам и предметам труда, а также его потребностей и стремлений [3, с. 411-413].
Теория Э. Шейна вводит понятия рационального экономического, социального и сложного человека.
Методы мотивации персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивации на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Наиболее часто выделяют административные, экономические и социально-психологические методы мотивации.
1. Административные методы
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
2. Экономические методы
С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления. Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Среди них выделяют:
- методы, используемые органами управления;
- методы,
используемые организацией (экономические
нормативы функционирования
3. Социально-психологические
Социально-психологические методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. В состав данных методов входят:
Система
стимулирования труда интегрирует
хорошо продуманные и неукоснительно
используемые формы и методы повышения
трудовой активности персонала, которые
по своему характеру подразделяются
на две тесно связанные между
собой группы экономических и
психологических стимулов. К
экономическим стимулам относятся
материально-денежное и социально-материальное
стимулирование. К группе психологических
стимулов относится моральное
Оригинальные методы мотивации
Помимо вышеперечисленных, организации могут использовать для мотивации своих сотрудников какой-либо конкретный оригинальный метод. Так, в туристической компании на протяжении нескольких лет успешно работает система жетонной мотивации, разработанная американским психологом В. Скиннером.
Жетон играет роль позитивной оценки работника, свидетельствует о значимости его владельца для организации. Им награждают за активное участие в важной для компании деятельности, выполнение конкретных заданий, проявление инициативы. В случае наложения взыскания сотрудник лишается жетонов. Здесь нужно учесть, что изъятие жетонов не всегда этично, а их невыдача не срабатывает в отношении людей с умеренными амбициями. Таким образом, жетонный метод является преимущественно поощрительным.
Главные достоинства жетонного метода:
За жетоны легче поощрять продуктом, который компания предоставляет на рынке. Так, рассматриваемая туристическая компания предоставляет передовым сотрудникам поощрительный тур (так называемый интенсив-тур).
Таким образом, введение жетонов позволяет компании экономить в фонде заработной платы настоящие деньги; сотрудники стремятся к получению конкретной формы поощрения [11, с. 28-29].
Рассмотрим пример применения страховой компанией метода чековой мотивации. Как известно, чек - это обязательство о выплате его предъявителю денег или предоставлении ему благ. Руководство компании не сразу выдает сотрудникам чеки. Сначала на протяжении определенного периода в специальном реестре делаются записи о том, сколько сотрудник заработал, когда и за что. При наложении взыскания в реестр заносят соответствующую запись, которая ликвидирует часть заработанных чеков.
Периодом расчета выбран месяц. По его истечении руководитель подводит баланс начислений и выдает чеки на руки. В конце года сотрудники обращаются в службу персонала и предъявляют чеки для приобретения дополнительных льгот из социального пакета компании. В качестве таких льгот предусмотрены:
Сотрудники знают содержание социального пакета и могут копить чеки на конкретную льготу. Если накоплений одного года не хватает на приобретение льготы или сотрудник планирует какое-либо дорогостоящее приобретение (взнос на квартиру, автомобиль или акции компании), то копить придется несколько лет. В этом случае работает система долгосрочной мотивации.
Применяемая страховой фирмой чековая система достаточно сложна, однако она позволяет комплексно решать вопросы мотивации сотрудников. Мотивируется каждый сотрудник и руководитель организации [11, с. 30-31].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДОЛОМИТ»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Доломит»
Открытое акционерное общество «Доломит» одно из ведущих предприятий в отрасли промышленности строительных материалов Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Возникновение и развитие ОАО «Доломит» определялось исходя из потребности сельского хозяйства в доломитовых удобрениях, применяемых для снижения повышенной кислотности почв в Республике Беларусь. Выбор места строительства мощностей по выпуску доломитовой муки обусловлен наличием месторождения доломитов в районе поселка Руба Витебской области.
ОАО «Доломит»
существует уже более 75 лет и является
единственным в Республике Беларусь
и крупнейшим в Европе предприятием
по добыче и переработке доломитового
сырья. Продукция предприятия
В настоящее время ОАО «Доломит» производит следующие виды продукции: