Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа
Цель работы – изучение современной практики организации налогового регулирования на макроуровне и микроуровне, влияния налогообложения на экономическую деятельность организаций на примере филиала №300 – ГОУ ОАО «АСБ «Беларусбанк».
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать налоговое регулирование, включая государственное и корпоративное управление налогообложением;
• изучить экономическую характеристику исследуемой организации;
• провести анализ финансового состояния организации;
• оценить влияние налогообложения на экономическую деятельность организации;
• определить проблемы и пути совершенствования налогового регулирования.
Налоги |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения (%) |
Налоги - всего, тыс.р. |
732846 |
4707503 |
3974657 |
642,4 |
1. Налог на прибыль |
159803 |
2485803 |
2326000 |
1555,5 |
2. НДС |
- |
956344 |
- |
- |
3. Налог на недвижимость |
540643 |
1180834 |
640191 |
218,4 |
4. Земельный налог |
31643 |
68409 |
36766 |
216,2 |
5. Арендная плата за земельные участки |
755 |
1182 |
427 |
156,6 |
6. Экологический налог |
- |
310 |
- |
- |
7. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство |
2 |
14621 |
14619 |
731050,0 |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе налоговых деклараций.
В соответствии с данными таблицы 2.7 видно, что в целом сумма налогов, уплаченных в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 3974657 тыс.р., то есть в 6,4 раза и составляла 4707503 тыс.р. Наибольшее увеличение наблюдалось по налогу на прибыль. В 2012 г. банк заплатил 2485803 тыс.р. налога на прибыль, что на 23266000 тыс.р. больше, чем в 2011 г. Не смотря на снижение в 2012 г. ставки налога на прибыль с 24% до 18% сумма налога, поступившая в бюджет Республики Беларусь заметно возросла. Однако это может свидетельствовать об увеличении доходов, полученных банком, поэтому и при меньшей ставке бюджет был успешно пополнен.
Также стоит заметить, что уплаченный в 2012г. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, вырос на 14619 тыс.р. и составлял 14621 тыс.р., в то время как в 2011 г. он составлял 2 тыс.р. Это произошло в связи с тем, что количество иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, в 2012 г. увеличилось. Соответственно большое число организаций получают в совокупности больше доход, а следовательно, сумма налога на доходы иностранных организаций в 2012 г. существенно возросла.
Что касается НДС, то в 2011 г. филиалом № 300 – ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» не производилась уплата. Данное явление объясняется применением такого инструмента налогового регулирования, как налоговый вычет, которые были равны начисленной сумме НДС.
Безусловно, наибольшую часть во всей совокупности налоговых платежей филиала № 300 – ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» занимает налог на прибыль.
Поэтому целесообразно рассчитать налоговую нагрузку на банк по налогу на прибыль как отношение суммы налога на прибыль и неналоговых платежей (страховые взносы, отчисления) к доходам банка. Данный расчет является рекомендованным специалистами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, при котором происходит отнесение всех налогов, сборов, пошлин к доходам. Но в данном случае ниже рассмотрена налоговая нагрузка на банк по налогу на прибыль, поэтому используется отношение суммы налога на прибыль к доходам банка. Таким образом, по данным в млн.р. Формы 1.3 – АРС «Отчета о доходах и расходах» (Приложение Д), налоговая нагрузка на филиал № 300 – ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» составит:
НН в 2011 году = 152,7 : 104811,3 Х 100 = 0,15 % ;
НН в 2012 году = 4032,9 : 1622335,9 Х 100 = 0,25 % .
Тенденция данного показателя к увеличению в 2012 году на 0,10 % (0,25% – 0,15%) свидетельствует об увеличении налогового бремени на банк.
С целью налогового регулирования банковской деятельности применяется система льгот и санкций по всем налогам, исчисляемым и уплачиваемым банками Республики Беларусь и, в частности, филиалом № 300 – ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк».
Так применяется система льгот, например: при расчете НДС применяются налоговые вычеты; налога на прибыль – установление пониженной ставки, частичное уменьшение налогооблагаемой прибыли, полное или частичное освобождение прибыли отдельных организаций от налогообложения. Для банка это право переноса убытков и возможность льготировать 10 % валовой прибыли и т.д.
Также законодательством Республики Беларусь предусмотрен состав административных нарушений и ответственность по ним. Таким образом наложению штрафов подлежат должностные лица, не являющиеся должностными физические лица, а также непосредственно сам банк – юридическое лицо за следующие нарушения:
Одной из задач налоговых органов является обеспечение контроля и надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не только фискальными мерами, но и за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности плательщиков. Для достижения поставленной цели налоговые органы последовательно разработали методы и инструменты контроля с использованием информационных технологий. На протяжении последних лет в целях совершенствования контрольной деятельности налоговых органов, придания ей предупредительного характера и перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений в сфере соблюдения налогового законодательства и осуществления предпринимательской деятельности, приоритет был отдан таким направлениям ее развития, как упорядочение проводимых проверок, целенаправленный отбор плательщиков, углубленная предпроверочная подготовка.
Основополагающим принципом организации контрольной деятельности, в том числе планирования проверок, является принцип управления рисками, включающий в себя возможность выявлять нарушителей и стимулировать субъектов хозяйствования к самооценке и повышению эффективности деятельности.
Совершенствование налогового законодательства в отношении налогообложения субъектов хозяйствования осуществляться по следующим направлениям:
Пути совершенствования налогового регулирования и налоговой системы в целом будут рассмотрены в третьей главе данной курсовой работы.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В
В 2012 году и в текущем году налоговые органы страны направили основные усилия на осуществление мероприятий, которые позволят добиться сокращения временных затрат плательщиков по исчислению и уплате налогов, в частности, расширена сфера применения электронных услуг для плательщиков.
Сегодня систему электронного декларирования применяют более 130 тыс. плательщиков. Внесены поправки в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые позволили в еще большей степени сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а также упростить исчисление налога на прибыль. Проводится работа с крупными разработчиками бухгалтерских учетных систем с целью реализации ими представления электронных налоговых деклараций на портал МНС непосредственно из бухгалтерских учетных систем. В целях совершенствования администрирования НДС снят ряд ограничений по налоговым вычетам, отменена обязанность представлять в налоговый орган вместе с отчетностью документы, подтверждающие льготы. Теперь такие документы анализируются в ходе налоговых проверок.
На пути совершенствования налоговой системы налоговые органы Республики Беларусь сталкиваются с некоторыми проблемами, к которым можно отнести следующие:
С целью совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь необходимо с 2014 года внедрить новые формы налогового администрирования.
В настоящее время основополагающим подходом в осуществлении контрольной деятельности налоговых органов является проверка только тех субъектов хозяйствования, у которых очевидны факты нарушений законодательства. Для установления таких фактов проводится углубленный предпроверочный анализ информации, имеющейся у налоговых органов, по результатам которого выбирается объект для проверки. О том, что проверки налоговых органов проводятся в отношении не случайно выбранных плательщиков, свидетельствует их высокая результативность.
Основные виды налоговых правонарушений, составляющих основу теневой экономики страны – это умышленное сокрытие выручки, незаконное предъявление НДС к возмещению из бюджета, незарегистрированная предпринимательская деятельность, зарплата в конвертах. С целью сокращения объемов ненаблюдаемой экономики налоговый контроль данных направлений осуществляется на системной основе.
Также контрольная деятельность по выявлению лиц, занятых в теневой экономике, осуществляется по ряду других направлений. В их числе выявление теневого оборота алкогольной и табачной продукции, нефтепродуктов. Реализуется контроль за соблюдением законодательства лицами, осуществляющими торговлю на рынках, где не снижается число совершаемых нарушений. Только за первое полугодие текущего года выявлено более 6 тыс. фактов нарушения приема наличных денежных средств, предъявлено штрафов на 12 млрд.р., взыскано единого налога с предпринимателей, осуществляющих торговлю без его уплаты, на сумму 3 млрд.р.
Учитывая, что борьба с теневой экономикой должна проводиться более целенаправленно, министерство реализует комплекс мер по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты налогов и схем налогового мошенничества, что было отмечено во время брифинга Владимиром Полуян.
Для этого по аналогии с передовой практикой зарубежных государств начата работа по созданию системы контроля, основанной на широком применении современных информационных технологий, позволяющей автоматизировать процесс сопоставления показателей налоговых деклараций со сведениями, содержащимися в базах данных налоговых органов. Создается электронная система мониторинга за оборотами в сфере игорного бизнеса. С заинтересованными государственными органами прорабатывается внедрение электронных налоговых счетов-фактур по НДС и создание автоматизированной системы контроля за их движением, что позволит предотвращать схемы налогового мошенничества с НДС, в том числе незаконного возмещения из бюджета налоговых вычетов по НДС.
Реализация указанных мероприятий сыграет превентивную роль в устранении случаев уклонения от уплаты налогов и, как следствие, позволит сократить теневой оборот товаров и услуг, сэкономит время и трудовые ресурсы за счет частичного отказа от традиционных форм проведения проверок.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые
могут быть собраны только посредством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сформировавшаяся в течение последних трех столетий наука о налогообложении свидетельствуют о том, что правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. Исходя из этого, для любого государства является крайне важным построить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила бы выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономики и поступления средств в казну.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства и его отдельных отраслей.
Информация о работе Налоговое регулирование экономической деятельности