Налоговое регулирование экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение современной практики организации налогового регулирования на макроуровне и микроуровне, влияния налогообложения на экономическую деятельность организаций на примере филиала №300 – ГОУ ОАО «АСБ «Беларусбанк».
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать налоговое регулирование, включая государственное и корпоративное управление налогообложением;
• изучить экономическую характеристику исследуемой организации;
• провести анализ финансового состояния организации;
• оценить влияние налогообложения на экономическую деятельность организации;
• определить проблемы и пути совершенствования налогового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 140.77 Кб (Скачать файл)

В современных условиях развития общества возникает потребность в дальнейшем совершенствовании системы налогообложения, налогового учета и контроля, методов государственного регулирования с помощью налогов, планирования, мобилизации и прогнозирования доходов бюджета.

Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием развития как внутренних так и внешних факторов экономики и налоговой политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. Основными элементами налоговой системы являются: виды налогов, принципы их начисления и взимания, налоговые ставки и налоговая база, льготы, объекты налогообложения.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь являются:

  • обеспечение стабильности налоговой системы; 
  • максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование; 
  • ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий; 
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов; 
  • усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу; 
  • приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов; 
  • максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью; 
  • совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса; 
  • развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

В 2014 году планируется увеличить ставки:

  1. Земельного налога для физических и юридических лиц - в два раза;
  2. Налога на недвижимость для физических и юридических лиц - в два раза;
  3. Не применять повышающие коэффициенты по земельному налогу и налогу на недвижимость для организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  4. Уменьшить ставки земельного налога и налога на недвижимость по объектам бытового обслуживания в два раза и не применять повышающие коэффициенты к организациям и индивидуальным предпринимателям (за исключением плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, а также индивидуальным предпринимателям – плательщикам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности и имеющим сеть (два и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг;
  5. Освободить юридические лица, являющиеся научно-технологическими парками, центрами трансфера технологий, резидентами научных технологических парков, от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в районный бюджет;
  6. Введение в отношении холдингов консолидированной системы уплаты налога на прибыль;
  7. Снятие ограничений по налоговым вычетам при исчислении НДС;
  8. Введение механизма функционирования налоговых счетов-фактур по НДС и внедрение АИС ”Учет счетов-фактур по НДС“ на портале МНС;
  9. Рассмотрение вопроса о введении единого налога на имущество;
  10. Сокращение состава налоговых льгот;
  11. Совершенствование ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов с учетом мировой практики их применения; Рассмотрение вопроса о переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества;
  12. Совершенствование механизма взимания экологического налога;
  13. Анализ применения особых режимов налогообложения, включая упрощенную систему налогообложения, и выработка предложений об их совершенствовании.

В Республике Беларусь в области налоговой политики была продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Также можно добавить, что одним из важнейших направлений налоговой реформы стало упрощение налоговой системы, и реальное снижение налогового бремени на экономику.

Также можно сделать вывод, что  в результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественный налоги, таможенные платежи. Также можно добавить, что дальнейшее реформирование налоговой системы, будет, осуществляться одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаст условия для более эффективного бюджетно-налогового регулирования социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовая работа выполнена на тему «Налоговое регулирование экономической деятельности».

Цель написания курсовой работы, которая состояла в исследовании теоретических и практических аспектов налогового регулирования и определении направлений совершенствования, достигнута.

При оценке полноты решения поставленных задач важно отметить, что в процессе проведенного исследования была переработана законодательная, нормативно–правовая литература.

В данной курсовой работе рассмотрена экономическая сущность управления налогообложением и определена его роль в формировании финансовых ресурсов в Республикие Беларусь, охарактеризованы особенности налогообложения банковских учреждений в Республике Беларусь, дана краткая характеристика филиала №300 – ГОУ ОАО «АСБ «Беларусбанк», рассмотрены методические аспекты исчисления и уплаты налогов и сборов филиала №300 – ГОУ ОАО «АСБ «Беларусбанк», охарактеризован порядок осуществления налогового контроля за полнотой исполнения налогового обязательства, произведен анализ налогов и сборов, уплачиваемых банком в системе комплексного анализа налоговой нагрузки, разработаны предложения по совершенствованию системы налогообложения торговых организаций.

Теоретическая часть работы составила 88 страниц машинописного текста.

Практическая же часть представлена приложениями: Структура ОАО «АСБ «Беларусбанк», Годовой бухгалтерский баланс (форма 1), Отчет о прибыли и убытках (форма 2), Отчет о доходах и расходах (форма 1.3 – АРС), Структура активов и пассивов (форма 5 – АРС).

Исследование экономического состояния филиала №300 – ГОУ ОАО «АСБ «Беларусбанк», его взаимоотношений с бюджетом также позволило автору сделать следующие основные выводы. По всем ключевым позициям анализируемого предприятия произошло количественное изменение показателей в сторону их увеличения. Одним из негативных моментов является снижение прибыльности организации. Так, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль уменьшилась на 95,2% и составляла 1995,4 млн р.

Положительным моментом для банка стало увеличение его средней величины активов в 4,1 р., которая в 2012 г. составила 15858120,5 млн.р. Доходные активы также имели тенденцию к росту на 48,3% и в 2012 г. составляли 5329220,1 млн.р. Однако вернувшись к таблице 2.3, видно что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. доля доходных активов снизилась на 3%, что является отрицательным фактором  для деятельности банка.

 Оценив показатели рентабельности, можно отметить тенденцию их снижения. Рентабельность банковской деятельности, видно, что со 100 р. произведенных банком расходов получено 0,123 млн.р. прибыли.

Уровень прибыльности доходов или маржа прибыли снизился на 3,834 п.п. и составил в 2012 г. 0,123%, что показывает удельный вес прибыли в сумме полученных банком доходов.

Рентабельность активов в 2012 г. снизилась на 1,072 п.п. и составляла 0,013. То есть банк в 2012 г. получил 0,013 млн.р. прибыли со 100 р. средств, размещенных в активные операции. Уменьшение в 2012 г. данного показателя свидетельствует о снижении эффективности активных операций, опережающем темпе роста активов банка по сравнению с темпом изменения прибыли.

Рассчитав рентабельность доходных активов, отметим, что в 2012 г. со 100 р. средств, размещенных в доходные активы, филиалом № 300 – ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» было получено 0,112 млн.р. прибыли. Данный показатель, как и вышеперечисленные, имеет тенденцию к снижению, что говорит о некоторых затруднениях банка и необходимости внесения корректировок.

Производя оценку налога на прибыль, уплачиваемого филиалом № 300 – ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» из прибыли, можно сделать вывод о том, что сумма налога на прибыль в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась в 26 р. и составила 4032,9 млн.р.

Проанализировав обобщающий показатель налоговой нагрузки, можно сделать вывод о том, что в исследуемом периоде налоговая нагрузка на предприятие имеет положительную динамику. Налоговая нагрузка на прибыль в 2012 г. по отношению к 2011 г. снизилась на 10 п.п. и составила 0,25%. На снижение налоговой нагрузки повлиял более высокий темп роста налога на прибыль в сравнении с темпом роста доходов банка.

На основе проведенных исследований автором определены направления совершенствования налогового регулирования и налоговой системы в целом:

  1. Земельного налога для физических и юридических лиц - в два раза;
  2. Налога на недвижимость для физических и юридических лиц - в два раза;
  3. Не применять повышающие коэффициенты по земельному налогу и налогу на недвижимость для организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  4. Уменьшить ставки земельного налога и налога на недвижимость по объектам бытового обслуживания в два раза и не применять повышающие коэффициенты к организациям и индивидуальным предпринимателям (за исключением плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, а также индивидуальным предпринимателям – плательщикам единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности и имеющим сеть (два и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг;
  5. Освободить юридические лица, являющиеся научно-технологическими парками, центрами трансфера технологий, резидентами научных технологических парков, от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в районный бюджет;
  6. Введение в отношении холдингов консолидированной системы уплаты налога на прибыль;
  7. Снятие ограничений по налоговым вычетам при исчислении НДС;
  8. Введение механизма функционирования налоговых счетов-фактур по НДС и внедрение АИС ”Учет счетов-фактур по НДС“ на портале МНС;
  9. Рассмотрение вопроса о введении единого налога на имущество;
  10. Сокращение состава налоговых льгот;
  11. Совершенствование ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов с учетом мировой практики их применения; Рассмотрение вопроса о переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества;
  12. Совершенствование механизма взимания экологического налога;
  13. Анализ применения особых режимов налогообложения, включая упрощенную систему налогообложения, и выработка предложений об их совершенствовании.

Таким образом, выполнение всех предложенных рекомендаций по совершенствованию налогообложения банками будет содействовать стимулированию качественного экономического роста экономики республики и субъектов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александров, И.М. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / И.М. Александров. – М. : Дашков и К, 2007. – 318 с.
  2. Алиева, Б. Х. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / Б.Х. Алиева. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 448 с.
  3. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Квашин. – М. : Экономист, 2004. – 560 с.
  4. Бабаш, Л. П. Бухгалтерский учет в банках : учеб. пособие для вузов / Л. П. Бабаш, О. Н. Шестак, Л. П. Левченко. – Минск : Высш. Шк., 2010. – 508 с.
  5. Барсегян, Л. М. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Л. М. Барсегян. – Минск : ТетраСистемс, 2009. – 231 с.
  6. Барулин, С. В. Налоговый менеджмент : учебник / С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко. – Москва : Дашков и К, 2012. – 356 с.
  7. Глинская, Я. А. Краткий справочник налогов (сборов) и иных платежей, уплачиваемых в 2013 году / Я. А. Глинская // Экономика. Финансы. Управление. – 2013. - № 3. – С. 27 – 58.
  8. Жарковская , Е. П. Банковское дело : учебник / Е. П. Жерковская. – 4-е изд., стер. – Москва : Омега, 2005. – 452 с.
  9. Заяц, Н. Е. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь. – Мн. : Выш. шк., 2008. – 320 с.
  10. Киреева, Е. Ф. Налоговый контроль : учеб. пособие  / Е. Ф. Киреевой, И. А. Лукьяновой. – Мн. : БГЭУ, 2008. – 219 с.
  11. Мясникович, М. В. Современная Беларусь : энциклопедический справочник / М.В. Мясникович. – Минск : Белорус. Наука. – 2007. – 680 с.
  12. Налог меньше – пользы больше : налоговая система Республики Беларусь // Налоги Беларуси. – 2009. - №39. – С. 4 - 6.
  13. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В. А. Гюрджан [и др.] ; под общ. ред. В. А. Гюрджан. - Мн. : Светоч, 2002. – 256 с.
  14. Налоги и налоговое право : учебное пособие / А. В. Брызгалин [и др.] ; под общ. ред. А. В. Брызгалина. – М. : 1997. – 126 с.
  15. Налоговый кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 11 дек. 2009 г. : одобрен Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 18 дек. 2009 г. : по состоянию на 26 октября 2012 г. – Минск : Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2012. – 93 с.
  16. Недоступ, А. В. При получении внереализационных  доходов не забудьте исчислить НДС / А. В. Недоступ // Главный бухгалтер. – 2013. - № 29. – С. 85 – 88.
  17. Нехай, Н. Особенности законодательства 2013 года: как избежать ошибок при исчислении НДС / Н. Нехай // Моя бухгалтерия. Опыт проверок. – 2013. - № 2. – С. 45 – 48.
  18. Нехай, Н. Порядок исчисления и уплаты НДС в 2013 году / Н. Нехай // Планово-экономический отдел. – 2013. - № 3. – С. 108 – 123.
  19. О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость : Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. №138 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2013. - № 219. – С. 88.
  20. Попов, Е. М. Налогообложение в Республике Беларусь: состояние, перспективы развития / Е. М. Попов // Потребительская кооперация. – 2013. - № 1. – С. 42 – 50.
  21. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для вузов / Е.М. Попов. – Мн. : Выш. шк., 2011.- 272 с.
  22. Попов, Е. М. Проблемы и пути совершенствования налогообложения  и налогового контроля в Республике Беларусь /  Е. М. Попов, Т. Е. Попова //  Бухгалтерский  учет и анализ. – 2006. – № 10. –  С. 43-46.
  23. Сайт ассистент в Чехии : [Электронный ресурс] : www. czech-consult.ru. – Дата доступа : 27.11.2013.
  24. Сайт главный бухгалтер : [Электронный ресурс] : www.gb.by. – Дата доступа : 10.11.2013.
  25. Сайт Министерства по налогам и сборам Республик Беларусь : [Электронный ресурс] : www.nalog.gov.by. – Дата доступа : 27.10.2013.
  26. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь : [Электронный ресурс] : www.minfin. gov.by. – Дата доступа : 23.10.2013.
  27. Сайт право : [Электронный ресурс] : www.pravo.by. – Дата доступа : 13.10.2013.
  28. Странные и смешанные налоги // Налоги Беларуси. – 2009. -  № 39. -  С. 95 – 96.      
  29. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов для экон. спец. 2-е изд., перераб. и доп. / Т. Ф. Юткина. – Мн. : ИНФРА-М, 2001.–298 с.

Информация о работе Налоговое регулирование экономической деятельности