Научно-технический потенциал предприятия и повышение его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка мероприятий по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала.
Для решения постановленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы научно-технического потенциала предприятия;
- провести анализ научно-технического потенциала предприятия;
- разработать мероприятия по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы научно-технического потенциала предприятия 5
1.1 Предприятие малого бизнеса как объект исследования 5
1.2 Научно-технический потенциал как фактор производства 10
2 Исследование деятельности научно-технического потенциала предприятия на примере ООО «Пилоточ+» 16
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Пилоточ+» 16
2.2 Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «Пилоточ+» 21
2.3 Анализ и оценка научно-технического потенциала ООО «Пилоточ+» 25
3 Рекомендации по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала на примере ООО «Пилоточ+» 35
3.1 Достоинства и недостатки деятельности 35
3.2 Программно-целевой подход к устранению недостатков деятельности 40
3.3 Технико-экономическое обоснование проекта 54
Заключение 63
Список использованных источников 65

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Upravlencheskaya_ekonomika_malogo_biznes.docx

— 174.66 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа по дисциплине «Управленческая экономика малого бизнеса»

Тема: «Научно-технический потенциал предприятия и повышение его эффективности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Специфика научного труда и сущность научно-исследовательской деятельности служат основой представления об эффекте, который состоит из отдельных элементов, взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимовлияющих друг на друга. Так, социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, улучшении экологических условий, повышение имиджа предприятия и т.д.

В современных рыночных условиях к предприятиям предъявляются множество требований, ко многим из которых современное российское производство не готово. Требуется не только выпускать конкурентоспособную продукцию, но и систематически ее обновлять и обеспечивать надлежащий сервис в соответствии с требованиями рынка. Не только рационально использовать производственные ресурсы, но и обеспечивать прогрессивное систематическое совершенствование средств производства, технологических процессов, методов и способов организации труда. Не только максимально использовать автоматизированные системы управления, но и обеспечивать высокий жизненный уровень и нормальные условия труда своим сотрудникам.

В создавшихся условиях объективная оценка возможностей предприятия, а также параметров и характеристик его технического потенциала имеют большое значение для принятия своевременных экономических, технических и социальных решений, как для текущего, так и для перспективного развития.

Целью работы является разработка мероприятий по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала.

Для решения постановленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы научно-технического потенциала предприятия;

- провести анализ научно-технического потенциала предприятия;

- разработать мероприятия  по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала предприятия.

Объектом исследования является ООО «Пилоточ+».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы научно-технического потенциала  предприятия

 

1.1 Предприятие  малого бизнеса как объект  исследования

 

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и малого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Главными особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Функциями малого  предприятия, прежде всего, являются  экономические, определяемые его  ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции  и услуг, в-третьих – катализатора  научно-технического прогресса, в  четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных  отношений.

Сфера деятельности малого бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доля малого бизнеса в экспорте продукции;

 доля налогов, поступающих  от малого бизнеса, в их общей  величине;

• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.                  Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради, необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше — стратегическое.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

 

 

 

1.2 Научно-технический  потенциал как фактор производства

 

Научно-технический потенциал – в общем виде это способность предприятия генерировать новые научные и технические идеи, осуществлять их научную, проектно-конструкторскую и технологическую проработку и реализовывать их в своей производственной деятельности. 
Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Научно-технический потенциал включает:

- материально-техническую  базу;

- научные кадры;

- информационную составляющую;

- организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Научно-технологический потенциал представляет собой совокупность, имеющихся материально-технических, кадровых, информационных ресурсов и организационной инфраструктуры, обеспечивающие разработку и освоение в производстве новых технических средств, технологий, материалов, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда, направленных на повышение эффективности работы предприятия. 
Научно-технологический потенциал предприятия - это прежде всего научно-исследовательская, конструкторская и технологическая составляющие, материально-техническая база, патентно-информационное обеспечение, организационная структура.

Непосредственно на предприятиях научно-технический сектор представлен научно-исследовательскими институтами, входящими в структуру предприятия, научными лабораториями, отделами главного конструктора, главного технолога, новой техники, стандартизации, патентных, маркетинговых исследований и др.

Основными направлениями деятельности научных лабораторий, конструкторских и технологических подразделений являются проведение исследований, связанных с разработкой новых видов продукции, новых материалов; создание новых технических средств и технологических процессов; выполнение опытно-экспериментальных работ, стендовых и других испытаний; освоение производства новой продукции и в связи с этим обеспечение конструкторской, технологической и организационной подготовки производства.

Информация о работе Научно-технический потенциал предприятия и повышение его эффективности