Обоброт предприятий розничной торговли: сущность, эклнлмический анализ, пути увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
оценить сезонные колебания объема оборота;
оценить влияние факторов на объем оборота;
отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
определить пути увеличения объема продаж.

Содержание

Введение...........................................................................................................................стр.3
1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях,его содержание...................................................................................................................стр.5
2. Цель,задачи и последовательность анализа оборота розничной торговли........стр.9
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ООО«Абсолют»...........................................................................................................стр.21
4.Анализ оборота розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.26
5.Пути увеличения розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.41
Заключение................................................................................................................стр.46
Библиографический список.......................................................................................стр.48
Приложения.................................................................................................................стр.51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

2. Цель,задачи и  последовательность  анализа оборота  розничной торговли           

    Анализ  оборота розничной торговли —  важный процесс управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Главная цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли.

    Одна  из целей анализа заключается  в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной  торговли по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности, или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

    Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению  через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. [14, с. 28]. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

    Основными задачами анализа розничного товарооборота коммерческого предприятия являются:

  1. Оценка объема и структуры товарооборота как фактора (основного условия)    обеспечения    прибыльной    работы    коммерческого предприятия.
  2. Проверка выполнения плана розничного товарооборота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товарным группам.
  3. Определение темпов изменения товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым годом в общем объеме и по отдельным товарным группам.
  4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.
  5. Определение влияния отдельных факторов на изменение объема и структуры розничного товарооборота.
  6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расширению ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.

    Для достижения вышеуказанных целей  торговым предприятиям необходимо:

  • оценить   уровень,   ритмичность   и   равномерность   выполнения намеченных планов; изучить выполнение плана оборота по общему объему, составу оборота, структурным подразделениям в целом за год, по кварталам и месяцам;
  • установить обоснованность, напряженность, оптимальность планов;
  • изучить   тенденции   экономического   и   социального   развития предприятия и дать оценку изменений в объеме и структуре оборота;
  • оценка   рыночной   активности   в   тех   сегментах   рынка,   где предприятие осуществляет свою деятельность;
  • изучить состав оборота по методам торговли, товарному составу;
  • оценить роль и место организации на региональном рынке;
  • изучить факторы,  оказавшие влияние на выполнение плана и динамику оборота, количественно измерить и обобщить влияние факторов на объем продаж;
  • выявить пути, возможности и резервы роста объема оборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
  • разработать прогнозы коммерческой деятельности предприятия;
  • наметить меры и разработать оптимальные управленческие решения по развитию оборота торговой деятельности предприятия.

    Анализ  производится путём расчёта различных  показателей, которые можно сгруппировать  по следующим признакам: стоимостные  и натуральные, количественные и качественные, объёмные и удельные.

    Особенно  широко при экономическом анализе  применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем  является объём товарооборота предприятий  и организаций.

      В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и т.д. стоимостные показатели являются основными при оценке выполнения плана розничного товарооборота.

    Для характеристики розничного товарооборота  отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели.

    Количественные  показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового  предприятия и организации. К  ним относятся: объём розничного товарооборота отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров и т.п.

    Важное  значение в анализе имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент  выполнения плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и т. д.

    Объёмные  и удельные показатели широко применяются при анализе розничного товарооборота. К объёмным показателям относится розничный товарооборот в целом по системе, а к удельным — уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один квадратный метр, товарооборот на душу населения и т. д.

      В процессе анализа розничного товарооборота  применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана розничного товарооборота, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.

    На  основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров [17, с. 134].

     Таким образом, на основе экономического анализа  вырабатываются стратегия и тактика  развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров.

    Анализ  розничного товарооборота торгового  предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени  выполнения плана, если таковой имеет  место.

    Анализ  динамики объема розничного товарооборота  осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

            Т ф.ц

        Тс.ц =  ,                                                                    (1.1)

            I ц

где  Т с ц— объем товарооборота в сопоставимых ценах;

  Т ф.ц — объем товарооборота в фактических ценах;

  I ц — индекс изменения цен.

    В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота (формула 1.2): 

I т = I ц х I q ,                                                     (1.2)

где  I т -  индекс изменения объема товарооборота;

     IЦ -  индекс изменения цен;

     I q  -  индекс изменения физического объема товарооборота. 

    Формула 1.2 позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.

    Если  на предприятии осуществляется планирование розничного товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом по торговому предприятию, в разрезе отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени.

    Анализ  розничного товарооборота следует  проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов (формула 1.3): 

Кс.с =√∑(f i1-fi0)2/n ,                                            (1.3)

где  Ксс — коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;

      f i1 — удельный вес 1-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;

           fi0  — удельный вес i -й товарной группы в общем объеме товарооборота в        предшествующем периоде (%);

          n — количество товарных групп.

     На  выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние  большое число факторов, которые  принято соединять в три группы:

     - факторы, связанные с товарными ресурсами;

     - факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;

     - факторы, связанные с эффективностью  использования материально-технической  базы торгового предприятия и  режимом его работы [18, с. 83].

    Основной фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Между этими показателями существует балансовая взаимосвязь, которая может быть использована при расчете любого из них и выражается формулой 1.4: 

П + 3н = Т + Зк + Уе + Вп,                                      (1.4) 

    Отсюда: 

Т = П + Зн-(Зк + Уе + Вп),                                        1.5)

где  Т—розничный товарооборот;

    П — поступление товаров;

    Зн — товарные запасы на начало периода;

    Зк — товарные запасы на конец периода;

    Уе, — естественная убыль;

    Вп — прочее выбытие товаров. 

    Учитывая, что объем розничного товарооборота находится в зависимости от периодичности поступления товаров, выбытия товаров, состояния товарных запасов, используя метод цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем и структуру розничного товарооборота коммерческого предприятия.

    Предприятию следует по каждому из факторов проводить  расчеты их влияния на изменения  фактического объема продаж по сравнению  с его плановой величиной.

    Важным  моментом анализа оборота розничной  торговли является изучение его динамики — темпов роста общего объема и по основным товарным группам в действующих и сопоставимых ценах. Темпы роста рассчитывают путем соотношения фактического оборота розничной торговли в действующих или в сопоставимых ценах за отчетный (текущий) период к соответствующему показателю за период, предшествующий отчетному, или к базисному периоду.

Информация о работе Обоброт предприятий розничной торговли: сущность, эклнлмический анализ, пути увеличения