Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
оценить сезонные колебания объема оборота;
оценить влияние факторов на объем оборота;
отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
определить пути увеличения объема продаж.
Введение...........................................................................................................................стр.3
1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях,его содержание...................................................................................................................стр.5
2. Цель,задачи и последовательность анализа оборота розничной торговли........стр.9
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ООО«Абсолют»...........................................................................................................стр.21
4.Анализ оборота розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.26
5.Пути увеличения розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.41
Заключение................................................................................................................стр.46
Библиографический список.......................................................................................стр.48
Приложения.................................................................................................................стр.51
Средний размер оборота за месяц в 2008 г. - 2183,92 тыс. р., а в 2007 г. - 2587,67 тыс. р.
Среднее квадратическое
отклонение:
Q
= √
(2.2)
2008 год: Q = √
= 123,8
2009 год: = Q √ = 99,6
Коэффициент вариации:
Q
V= ----------------
У
2008 год: V = 123,8 x 100 = 5,7 %
2183,92
2009 год: V = 199,6 x 100 = 7,7 %
2587,67
Коэффициент ритмичности:
Kp=100-V
2008 год: 100 - 5,7 = 94,3 %
2009 год: 100 - 7,7 = 92,3 %
По расчетам видно, что в 2008 г. при среднемесячном обороте 218,4 тыс. р. фактический оборот колебался от 1983 тыс. р. до 2459 тыс. р., отклоняясь от средней на 5,7 %. Ритмичность продаж в 2008 г. составила 94,3 %. В 2009 г. при среднемесячном обороте 2588 тыс. р. объем продаж изменялся от 2250 до 3001 тыс. р., отклоняясь от средней на 7,7 %. Ритмичность продаж составила 92,3 %.
Таким образом, более ритмично работал магазин в 2008 году, однако коэффициент ритмичности ниже 100 % свидетельствует о наличии резервов организации ритмичной работы по месяцам.
Изучение помесячной динамики объема продаж имеет важное значение. Месячные показатели позволяют следить за равномерностью развития товарооборота, за его сезонными колебаниями.
Методы
измерения сезонных колебаний многообразны.
Наилучшие результаты дает метод
аналитического выравнивания. Выравнивание
обычно выполняется по уравнению
прямой:
у = а + bt (2.4)
где a, b — параметры уравнения;
t - порядковый
номер периода (месяца).
Для нахождения
параметров а и b решается система
уравнений:
па + b ∑t = ∑y
(2.5)
а∑+ b ∑t у
Данные оформим
в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Данные для определения параметров уравнения по месяцам по
ООО «Абсолют»
за 2008-2009 годы
Годы | Месяцы | Порядковый номер месяца, t | Оборот, тыс. руб. У | yt | Теорети ческий
ряд
yt |
Индекс сезонности, у в % к уt | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2008 |
Январь | 1 | 2021 | 2021 | 1 | 1981 | 102,0 |
Февраль | 2 | 1983 | 3966 | 4 | 2016 | 98,4 | |
Март | 3 | 2104 | 6312 | 9 | 2051 | 102,6 | |
Апрель | 4 | 2209 | 8836 | 16 | 2087 | 105,9 | |
Май | 5 | 2154 | 10770 | 25 | 2122 | 101,5 | |
Июнь | 6 | 2189 | 13134 | 36 | 2157 | 101,5 | |
Июль | 7 | 2160 | 15120 | 49 | 2192 | 98,5 | |
Август | 8 | 2148 | 17184 | 64 | 2227 | 96,4 | |
Сентябрь | 9 | 2165 | 19485 | 81 | 2263 | 95,7 | |
Октябрь | 10 | 2325 | 23250 | 100 | 2298 | 101,2 | |
Ноябрь | 11 | 2290 | 25190 | 121 | 2333 | 98,2 | |
Декабрь | 12 | 2459 | 29508 | 144 | 2368 | 103,8 | |
2009 |
Январь | 13 | 2282 | 29666 | 169 | 2403 | 94,9 |
Февраль | 14 | 2250 | 31500 | 196 | 2439 | 92,3 | |
Март | 15 | 2608 | 39120 | 225 | 2474 | 105,4 | |
Апрель | 16 | 2433 | 38928 | 256 | 2509 | 97,0 |
|
Подставив в формулы нормальных уравнений числовые значения и решив их, получим количественное выражение постоянных параметров а и b.
24a + 300b = 57259
300a + 4901b = 756209
а =1945,8; b = 35,2
Уравнение имеет
вид: yt= 1945,8 + 35,2 t
Подставляя переменную величину каждого года (t) в уравнение, находим количественное выражение уровней теоретического ряда (Уt). Определяем отношение (в процентах) каждого фактического уровня к уровню теоретического ряда. Составляем таблицу отношений за каждый месяц по годам и определяем среднее значение из двух показателей за месяц (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Расчет
сезонной волны по ООО «Абсолют»
за 2008-2009 годы
Годы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
2008 | 102,0 | 98,4 | 102,6 | 105,9 | 101,5 | 101,5 | 98,5 | 96,4 | 95,7 | 101,2 | 98,2 | 103,8 |
2009 | 94,9 | 92,3 | 105,4 | 97,0 | 100,8 | 105,0 | 98,0 | 96,3 | 96,4 | 102,8 | 98,3 | 107,5 |
В сред нем за 2 года | 98,5 | 95,3 | 104,0 | 101,5 | 101,2 | 103,3 | 98,3 | 96,4 | 96,1 | 102 | 98,3 | 105,7 |
По данным табл. 2.6 видно, что сезонные колебания оборота магазина характеризуются повышением в марте, июне и декабре. Наибольший объем продаж приходится на декабрь с превышением среднегодового уровня на 5,7 %. В январе - феврале и с июля по август происходит снижение среднегодового уровня продаж. В ноябре объем оборота снизился на 1,7 %.
Средний за 2 года индекс сезонности представляет модель сезонной волны реализации продукции в ООО «Абсолют» во внутригодовом цикле.
Углубляя анализ, следует дать оценку динамики оборота по структурным подразделениям магазина, по отделам. Эти данные представлены в Приложе-нии 2.
По данным, представленным в Приложении 2, можно сделать вывод, что по объему продаж лидирует отдел колбасных изделий (6526 тыс. р.- в 2008 г. и 7670 тыс. р.- в 2009 г.). Рыбный отдел находится на последнем месте (761 тыс. р. — в 2008 г., 901 тыс. р. - в 2009 г.). В хлебном отделе рост товарооборота произошел только благодаря росту цен, при ценах прошлого года товарооборот снизился бы на 99,7% (4 тыс. р.). В отделе непродовольственных товаров товарооборот в сопоставимых ценах снизился на 1,2%.
Увеличить товарооборот может изучение спроса населения и увеличение ассортимента продукции в вышеуказанных отделах (Приложение 3).
Из данных Приложения 3 видно, что розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазина заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2008 г. в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского, и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.