Обоброт предприятий розничной торговли: сущность, эклнлмический анализ, пути увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
оценить сезонные колебания объема оборота;
оценить влияние факторов на объем оборота;
отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
определить пути увеличения объема продаж.

Содержание

Введение...........................................................................................................................стр.3
1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях,его содержание...................................................................................................................стр.5
2. Цель,задачи и последовательность анализа оборота розничной торговли........стр.9
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ООО«Абсолют»...........................................................................................................стр.21
4.Анализ оборота розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.26
5.Пути увеличения розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.41
Заключение................................................................................................................стр.46
Библиографический список.......................................................................................стр.48
Приложения.................................................................................................................стр.51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

• повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы: 

31052 - 26856 = + 4196 тыс. р.

Итого = 31052 - 26207 = + 4845 тыс. р.

      Таким образом, использование материально-технической базы позволило предприятию добиться роста товарооборота в 2009 г. на 5503 тыс. р. (1307 + +4196), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 658 тыс. р.(425 + 233). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2009 г. на 4845 тыс. р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Пути увеличения  оборота розничной  торговли ООО «Абсолют»

     Розничный  товарооборот  ООО  «Абсолют»   формируется   под  влиянием множества  факторов:

      1. Факторы, связанные со спросом  населения. Это численность и состав населения, денежные доходы и их дифференциация по социальным группам населения, по регионам страны, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса на товары и т.д.

      2. Факторы, связанные с товарным предложением. К ним относят развитие производства потребительских товаров в стране, отраслевую структуру промышленности и сельского хозяйства, технический уровень производства, развитие внешнеэкономических связей.

  1. Уровень розничных цен на товары, соотношение цен на отдельные группы товаров.
  2. Факторы, связанные с организацией торговли, формы и методы 
    продажи,    организация    товароснабжения    магазинов,    реклама, организация  обслуживания покупателей,  состояние материально-технической базы.

      Все эти факторы взаимосвязаны и  взаимообусловлены, в совокупности они определяют развитие розничного товарооборота в отдельные периоды. Развитию розничного товарооборота  присущи некоторые тенденции, которые  можно проследить, изучая динамику товарооборота за длительный период. Основной тенденцией развития товарооборота ООО  «Абсолют» является постоянный рост его объема. Рост товарооборота может быть обусловлен увеличением спроса, расширением предложения товаров и изменением цен.

     В отдельные периоды рост объема товарооборота может быть обусловлен исключительно повышением розничных цен, без изменения и даже с уменьшением физического объема реализации товаров. Такое явление связано с падением уровня жизни.

      Второй  тенденцией является улучшение товарной структуры розничного товарооборота, т.е. соотношение отдельных групп товаров в его общем объеме. В соответствии с законом Эйнгеля существует прямая связь между типом покупаемых товаров и доходом потребителя. С увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы, связанные с повышением качества жизни увеличивается.

      Данные  показывают, что по рассматриваемому предприятию наблюдался рост некоторых  как количественных, так и качественных показателей. По этому для выработки рекомендаций необходимо предварительно выяснить, в какой степени прирост розничного товарооборота, составивший за весь период 4845 руб., был обеспечен за счет интенсивных и экстенсивных факторов. В качестве интенсивных факторов выступают производительность труда работников предприятия и фондоотдача. Влияние этих факторов в течении всего периода вычисляется по формуле 3.1: 

        Дипт=   (ПТ1- ПТ0).Ч1+ (ФО1 -ФО0)• ОФ1 + (Т1,-Т0,)-ОС1 *100%,          (3.1)

      ∆σТО  · 3

где Дипт - доля прироста розничного товарооборота за счет интенсивных факторов, %;

     ПТ0, ПТ1 - производительность труда работников в 2008 г. и 2009 г., тыс. р.;

     Ч1 - среднесписочная численность работников в 2009 г., чел.;

     ФО0, ФО1 - показатель фондоотдачи в 2008 г. и в 2009 г., тыс. р.;

     ОФ1 - среднегодовая стоимость основных фондов в 2009 г., руб.;

     TO0, TO1 - показатель оборачиваемости запасов, в оборотах;

     ОС1 - среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 г., тыс. р.;

     ∆σТО - прирост розничного товарооборота за период 2008-2009 годы.  

Динт = (1109-970,6) х 28 + (2,6-2,1) х 12030 + (11,3 - 11,4) х 3060 х 100 = 65,9%.

                                      (31052-26207) х 3   

      Таким образом, прирост розничного товарооборота  предприятия на 65,9% достигнут за счет интенсивных факторов, что является довольно неплохим показателем.

     Следующим   шагом   является   разграничение   влияния   каждого интенсивного фактора. Вклад роста фондоотдачи  составляет:  

Дф = (2,6-2,1) х 12030 х 100 = 41,38%.

        (31052-26207) х 3   

     Доля прироста товарооборота за счет изменения производительности труда: 

Д пт = (1109-970,6) х 28 х 100 = 26,66%.

        (31052-26207) х 3   

     За  счет ускорения оборачиваемости  запасов: 

Динт = (11,3 - 11,4) х 3060 х 100 = -2,1%.

           (31052-26207) х 3   

     За  счет совокупного влияния факторов: 

     41,38 + 26,66 – 2,11 = 65,9% 

           Столь незначительное влияние производительности труда и ускорения 
оборачиваемости запасов на развитие оборота розничной торговли по сравнению с влиянием изменения фондоотдачи свидетельствуют, скорее всего, о недостаточной эффективности трудовой политики на данном предприятии и отсутствии маркетинговой деятельности. Очевидно, для корректировки ситуации в сфере труда желательно использовать комплекс стимулирующих мер материально-технического (модернизация оборудования), организационно-экономического (совершенствования систем стимулирования работников), социально-психологического (улучшение условий труда) характера. Маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса, осуществить анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует, на основе маркетинговых исследований можно будет разработать стратегии маркетинга, сформировать ценовую, товарную, коммуникационную и сбытовую политику на предприятии.

      С целью повышения рентабельности оборота необходимо предпринять меры по снижению издержек обращения или пойти на увеличение размера торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы.

      В качестве резервов сокращения убытков  и увеличения оборота торговли можно  предложить следующие:

  1. диверсификация деятельности;
  2. оперативное проведение маркетинговых исследований;
  3. реальный рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение 
    продажи товаров в планируемом периоде;
  4. организация выездной торговли, ярмарок, выставок-продаж;
  5. оптимизация издержек обращения путем выявления и устранения тех расходов, не приносящих отдачи; составление смет затрат на планируемый период и постоянный контроль за их выполнением;
  6. ведение управленческого учета как нового метода управления затратами, что позволит рационализировать структуру расходов, оперативно     реагировать     на     отклонения     от     нормальной запланированной величины издержек;

     7) эффективное использование материально-технической  базы организации (реконструкция);

     8) ускорение оборачиваемости товаров  за счёт гибкого ценообразования и продуманной на перспективу ассортиментной политики;

     9) осуществление краткосрочного прогноза  объёма продаж, издержек и прибыли;

     10)формирование  торговых надбавок по каждому  товару отдельно с учетом спроса  на этот товар. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Формирование  рыночных отношений в стране, переход  к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего  развития теории и практики анализа  розничной продажи товаров как  составной части единой системы  управления экономикой предприятия.

      Проведенный анализ динамики развития розничного товарооборота ООО  «Абсолют»  за 2008-2009 годы позволяет сделать  следующие выводы:

            • розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается;

      • достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам, которыми торгует предприятие;

      •  прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективной ценовой политики;

     Неравномерность развития розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе привела  к изменению его структуры. Возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при относительном снижении реализации молочных продуктов, хлебобулочных изделий, вина, рыбы колбасных изделий, кондитерских изделий, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.

      Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в  магазине товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осела на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

      За  счет роста производительности труда  получена сумма прироста товарооборота  в размере 3534,3 тыс. р.

      Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2009 г. на 5503 тыс. р., но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 658 тыс. р. В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2009 г. на 4845 тыс. р.

      Вместе  с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота  в 2009 г. Так, объем розничного товарооборота  мог бы возрасти за счет:

  • улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных 
    ресурсов на 631 тыс. р.;
  • повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 704 
    тыс. р.;
  • повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 688 тыс. р.
  • Таким образом, неиспользованные резервы роста  товарооборота составили 2023 тыс. р.

      Основной  тенденцией развития товарооборота  ООО  «Абсолют» является постоянный рост его объема. Рост товарооборота  может быть обусловлен увеличением  спроса, расширением предложения  товаров и изменением цен.  
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /В.Г. Артеменко, В.В. Остапова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Омега-Л» , 2007. - 270 с.
  2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Экономика, 2008. – 362 с.
  3. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2007. – 412 с.
  4. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПб.: Издательский дом «Герда», 2007. – 359 с.
  5. Валевич Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 2008. – 452 с.
  6. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2008. – 378 с.
  7. Грузинов В.П., Грибоедов В.Д. Экономика предприятия. М., 2009. – 415 с.
  8. Ковалев В.В. Управление финансами: учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 2007. – 415 с.
  9. Ковалева А.М. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2008. – 534 с.
  10. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник. Мн.: Выcшая школа, 2007. – 412 с.
  11. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле – М.: Экономика, 2008. – 569 с.
  12. Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 2008. - № 9 - 10.
  13. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов М.: Инфра-М, 2007.- 489 с.
  14. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 360 с.
  15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП Экоперспектива, 2009. – 620 с.
  16. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 345 с.
  17. Экономика предприятия и сферы услуг. Учебное пособие под редакцией профессора Аванесова Ю.А. – М.: Экономика, 2008. – 407 с.
  18. Экономика и статистика фирм: Учебник/ В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 415 с.
  19. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. Проф. Волкова О.И. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 355 с.
  20. Экономика предприятия / Под ред. Н.А Сафронова. – М.: Юрист, 2007. -  416 с.
  21. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 452 с.
  22. Экономика предприятия: Учебник для вуза / А.М. Магомедов. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с.
  23. Экономика торгового предприятия. Учебник / под ред. профессора Гребнева А.И. - М.: Экономика, 2005. – 412 с.
  24. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 352 с.
  25. Экономический анализ деятельности предприятий и объединений / Под ред. С.Б. Барнгольца, Г.М. Тация. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 620 с.
  26. Экономический анализ деятельности предприятия. – Мн.: Высшая школа, 2006. – 580 с.

Информация о работе Обоброт предприятий розничной торговли: сущность, эклнлмический анализ, пути увеличения