Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Оптовая торговля как рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности оптовые торговцы предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
2. ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ 10
3. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 13
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 120.33 Кб (Скачать файл)

Полномочные агенты по сбыту заключают с производителями  договоры, получая права на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем продукции. Такой производитель  либо не хочет брать на себя функции  по сбыту, либо чувствует себя не подготовленным к этой деятельности. Полномочный  агент по сбыту служит как бы отделом  сбыта производителя и оказывает  значительное влияние на цены, сроки  и условия продажи. Его деятельность обычно не ограничивается никакими территориальными рамками. Полномочные торговые агенты встречаются в таких сферах товарного  производства, как текстильная промышленность, производство промышленного оборудования, каменного угля, кокса, химикатов  и металлов.

Агенты  по закупкам обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и  закупают для них необходимые  товары, нередко получая эти товары, проверяя их качество, организуя складирование  и последующую доставку к месту  назначения. Одной из разновидностей агентов по закупкам являются местные  закупщики на основных рынках одежды, подыскивающие ассортимент, которым  могли бы торговать мелкие розничные  магазины в небольших городах. Эти  закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также  подыскивают им наиболее подходящие товары по наиболее благоприятным ценам.

Оптовики-комиссионеры (или фирмы-комиссионеры) - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Как правило, они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают  при продаже своей продукции  фермеры, которые не хотят самостоятельно заниматься сбытом и не являются членами  сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Оптовик-комиссионер  гонит грузовик с товаром на центральный  рынок, продает всю партию по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки  свои комиссионные и издержки и передает оставшуюся сумму производителю.

Существуют  также оптовые отделения и  конторы производителей - третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения независимых  оптовых торговцев. Существует два  вида предприятий, занимающихся такой  деятельностью [6].

Сбытовые  отделения и конторы. Производители  нередко обзаводятся собственными сбытовыми отделениями и конторами, чтобы держать под более жестким  контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в таких  отраслях производства, как лесная промышленность, производство авто-, мотооборудования и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и наиболее часто встречаются в сфере текстильных и галантерейных товаров. На долю сбытовых отделений и контор приходится около 11% общего числа оптовых заведений и 36% общего оптового оборота.

Закупочные  конторы. Закупочная контора играет примерно ту же роль, что и брокеры  или агенты, но является структурным  подразделением организации покупателя.

В ряде отраслей экономики имеются собственные  специализированные оптовые организации. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают  продукцию у фермеров и собирают ее в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений.

Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным  станциям, другим предприятиям розничной  торговли и деловым предприятиям.

Оптовики-аукционисты  играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят  до совершения покупки осмотреть  товар. Это, например, рынки табака и скота.

Мировая практика показывает, что  в год 1/3 малых предприятий разоряется и столько же создается, что свидетельствует о низкой жизнеспособности этих предприятий, поэтому система товарохозяйственных связей вызывает необходимость кооперирования отдельных направлений деятельности этих предприятий при сохранении их самостоятельности.

Основными признаками объединения в кооперацию являются:

  • обоюдная заинтересованность и использование потенциальных возможностей в совместной работе;
  • правовая и хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;
  • совместное и планомерное воздействие на объекты кооперации;
  • обозначенные результаты от кооперационной деятельности.

В зависимости от партнеров существуют различные формы кооперации коммерческих предприятий:

  • горизонтальная кооперация, предполагающая сотрудничество предприятий, находящихся на одной хозяйственной ступени и выполняющих идентичные функции (предприятия производителей, предприятия оптовой торговли или предприятия розничной торговли и т.д.; при такой кооперации могут создаваться сети предприятий, такие как «Перекресток», «Седьмой континент», «Магнит», «Вимм-Билль-Данн», «Пятерочка», «Рамстор», «Дикси»);
  • вертикальная кооперация предполагает сотрудничество предприятий, находящихся на разных ступенях хозяйствования и выполняющих различные функции и операции в товародвижении товаров (предприятия с различной хозяйственной деятельностью, товаропроизводитель и оптовая торговля, товаропроизводители и розничная торговля, оптовая и розничная торговля):
  • кооперация по ассортименту реализуемой продукции (автомашины и запчасти к ним, бытовая техника и т.д.);
  • кооперация по перекрестной поставке товаров определенного ассортимента (в этом случае оптовые предприятия или производители, имеющие сходный ассортимент реализуемой продукции договариваются о своей узкой специализации, дополняя и углубляя ассортимент для покупателей за счет поставки товаров от различных источников).

Наиболее распространенными являются горизонтальная и вертикальная виды кооперации.

При горизонтальной кооперации два или более торговых предприятий на временной или постоянной основе объединяют усилия в совместной деятельности.

Горизонтальная кооперация ориентирована, прежде всего, на закупочную и сбытовую деятельность.

Рис. 1. Структура горизонтальной кооперации

 

Вертикальная кооперация по своим возможностям и диапазону видов деятельности гораздо шире, чем горизонтальная, поэтому в европейских странах этот вид кооперации очень часто называют добровольными торговыми цепочками.

Вертикальная кооперация состоит  из производителя, одного или нескольких оптовых торговых предприятий, розничного торгового предприятия, действующих  как единая система.

В зависимости от организационной  структуры вертикальная кооперация может быть двух-, трех- и четырехступенчатой.

При двухступенчатой кооперации оптовое предприятие кооперируется с несколькими розничными торговыми предприятиями.

Трехступенчатая структура позволяет сотрудничать головной организации с несколькими предприятиями оптовой торговли и их партнерами из числа розничных торговых предприятий.

Рис. 2. Структура вертикальной кооперации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

 

Торговые  предприятия, которые представлены на рынке потребительских товаров, весьма разнообразны. В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может быть оптовая и розничная.

Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. Организации оптовой торговли реализуют товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки. [14]

Основное  отличие розничной торговли от оптовой  состоит в том, что товар, купленный в системе розничной торговли не подлежит дальнейшей перепродаже, а предназначен для непосредственного использования. При этом продажа потребительских товаров населению производится за наличный расчет. Отметим, что покупатель не квалифицируется исключительно как физическое лицо. В качестве покупателя может выступать и юридическое лицо, приобретающее товар не с целью перепродажи, а для иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует в ускорении товародвижения, синхронизации производства и потребления.

Если  рассматривать предприятия торговли как звено системы перераспределения, то оптовая организация расположена  ближе к производителю, розничная  – к потребителю. Соответственно клиенты, на которых нацелены предприятия, также различны. Для оптовой организации  – это преимущественно крупные и средние компании, для розничной – мелкие компании и частные лица.

Ценообразование  в оптовом предприятии более гибкое, чем в розничном, формируются различные цены для разных условий или разных групп клиентов (в зависимости от объема продаж, от условий оплаты, от полноты закупаемого ассортимента и т.д.). В розничной торговле действуют стандартные цены, могут использоваться дисконтные системы, но тоже стандартизированные.  Наценка в оптовом предприятии ниже, чем в розничном, прибыль увеличивается за счет оборота. Существуют отличия и в привлечении клиентов:

- в оптовом  предприятии есть возможность персонально привлекать каждого клиента, при этом составить персональное коммерческое предложение; задача оптовой компании привлечь наиболее выгодных (целевых) клиентов;

- в розничной  торговле большинство клиентов обращаются сами, в качестве способов привлечения используются различные виды рекламы, в том числе и в местах продажи; задача розничной компании обеспечить возможность доступа для всех желающих.

Основные  отличия предприятий оптовой  и розничной торговли вытекают из сущности их деятельности, о которой  говорилось ранее. Однако не стоит забывать, что оптовая и розничная торговля неразрывно связаны, являясь звеньями одной цепочки.

Оптовая торговля является важной сферой торговой деятельности. Субъекты оптовой торговли, являясь коммерческими посредниками, способствуют установлению хозяйственных  связей между производителями товаров  и розничными торговыми предприятиями.

У большинства  производителей отсутствуют возможности  прямого сбыта продукции, поскольку  задача ее распределения невероятно сложна, как непомерно велики и  связанные со сбытом расходы. Эту  функцию должна выполнять отрасль  оптовой торговли, являющаяся средним  звеном между производителем и потребителем и осуществляющая их обязательно одновременное обслуживание.

Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом.

Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства,  розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.

Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров.

В условиях новой формирующейся экономики  первостепенное значение приобретаю вопросы  создания отлаженной системы товароснабжения  розницы, эффективно функционирующей  цепочки поставок товаров от производителя  до магазина, а также обеспечение  стабильного товарообмена между  регионами.

Для решения  этих задач необходимо развитие оптовой  торговли, чтобы из простого посредника купли-продажи, данная сфера деятельности способствовала созданию развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков и обеспечивала экономию издержек обращения и высокую эффективность всей системы обращения товаров в стране.

Развитие  оптовой торговли –  это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом [15].

Таким образом, оптовая торговля развивается в  неразрывной связи с розничной  торговлей.

В последние  годы в России появилось большое количество крупных торговых сетей, что обусловило потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. И главной тенденцией современного рынка оптовой торговли стало  усложнение структуры оптовых предприятий,  расширение масштабов их деятельности,  рост каналов товарных и информационных потоков, усложнение структуры связей в целом. Наблюдаются процессы укрупнения независимых оптовых предприятий,  расширение сети крупных торговых посредников, укрупнение оптовых структур-организаторов оптового оборота. Наряду с этим, активное развитие розничных торговых сетей привело их к пониманию важности правильно организованных систем закупок и созданию собственных оптовых и распределительных центров.

Вместе  с тем, не ослабляются позиции  мелких оптовых структур, жизнедеятельность  которых определяется наличием сети малых и средних независимых розничных предприятий, а также решающих проблему организации товароснабжении розничной торговой сети удаленных от регионального центра малых и средних городов.

Оптовые компании стали стремиться к расширению ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке. Кроме того, на российском рынке появились оптовые предприятия с ограниченным перечнем услуг, такие как склады-магазины самообслуживания. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей. Таким образом, оптовые фирмы позволяют розничным предприятием экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации.

Информация о работе Оптовая торговля