Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования – исследовать организационные подходы к открытию аптеки.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Исследовать организационные аспекты деятельности аптечных организаций.
2. Проанализировать лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
3. Исследовать организацию работы аптеки готовых лекарственных средств.
Введение 3
1. Организационные аспекты деятельности аптечных организаций.
1.1. Статус аптечных организаций. Аптечная организация как учреждение здравоохранения и как торговая организация. 5
1.2. Виды аптечных учреждений. Задачи и функции аптечных организаций. 6
1.3. Государственное регулирование обращения ЛС. 11
2. Лицензирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
2.1. Виды деятельности, подлежащие лицензированию и имеющие отношение к сфере обращения ЛС и других видов продукции, реализуемой через фармацевтические организации. 13
2.2. Лицензирование отдельных видов деятельности на территории РФ. 15
2.3. Лицензирование фармацевтической деятельности , 31
3. Организация работы аптеки готовых лекарственных средств.
3.1. Требования, предъявляемые к составу помещений, оснащению и оборудованию аптеки. 38
3.2. Организация хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и др. видов товаров. 43
3.3. Организация работы сотрудников. 49
3.4. Организация обеспечения качества лекарственных препаратов в
аптеке 53
3.5. Организация делопроизводства в аптеке. 55
Выводы 56
Литература
На площадях аптечных организаций не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с указанными в лицензиях видами деятельности.
Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек.
Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания. Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.
При закрытии аптечной организации
для проведения санитарных работ, ремонта,
переоборудования или в связи
с ее ликвидацией население
Состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и иными нормами и правилами.
При изменении планировки помещений аптечных организаций в течение действия лицензии лицензиат информирует об этом лицензирующий орган в установленном порядке.
Помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям.
Аптечные организации должны иметь
централизованные системы электроснабжения,
отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную
вентиляцию, канализацию. При организации
аптечных пунктов при лечебно-
Внутренние поверхности стен, потолков
должны быть гладкими, допускать возможность
проведения влажной уборки. Полы производственных
помещений и материальных комнат
должны иметь не образующее пыль покрытие,
устойчивое к воздействию средств
механизации и влажной уборки
с использованием дезинфицирующих
средств. Материалы отделки помещений
должны соответствовать требованиям
соответствующих нормативных
Помещения для хранения лекарственных
препаратов (лекарственных средств)
в аптечных организациях должны быть
оснащены специальным оборудованием,
позволяющим обеспечить их хранение
с учетом физико-химических, фармакологических
и токсикологических свойств, а
также требований стандартов качества
лекарственных средств и
Помещения аптечных организаций, расположенных в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны оборудоваться многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения, при этом:
– дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ;
– рабочие места персонала, производящего операции с наркотическими средствами, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими веществами, а также помещения для их хранения оборудуются сигнализацией.
Входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ должна быть металлической или деревянной, обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец двери внахлест или на внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм; обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри – решетчатая металлическая дверь.
Помещения для хранения наркотических средств, психотропных веществ, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы внутренней решеткой на оконных проемах (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 x 150 мм.
Доступ в производственные помещения,
помещения хранения товара имеют
лица, уполномоченные в установленном
порядке. Доступ посторонних лиц
в указанные помещения
Аптечная организация должна быть
оборудована соответствующей
В аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования.
Общая площадь административно-
В гардеробной верхняя одежда и обувь должны храниться отдельно от санитарной одежды и обуви.
Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:
– производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенными к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности аптечной организации;
– все приборы, аппараты, используемые
в аптечной организации, должны иметь
технические паспорта, сохраняющиеся
в течение всего времени
– для хранения наркотических средств, психотропных веществ при наличии лицензии на право работы с этими группами необходимо наличие сейфов; для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ
– металлических шкафов;
– торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, а также обеспечивать удобство в работе для персонала аптечной организации. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций;
– помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения;
– помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1, 5-1, 7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке;
– шкафами для хранения верхней и санитарной одежды, обуви в гардеробной;
– моющими и дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем, применяемыми при уборке помещений и обработке оборудования.
Все оборудование и внешнее оформление
помещений в аптечных организациях
должны отвечать санитарно-гигиеническим,
противопожарным требованиям и
требованиям техники
Стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, в материальных комнатах должны быть установлены следующим образом:
– расстояние до наружных стен не менее 0, 6-0, 7 м;
– расстояние до потолка не менее 0, 5 м;
– расстояние от пола не менее 0, 25 м;
– проходы между стеллажами не менее 0, 75 м;
– на всех стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения.
3.2.Организация
хранения лекарственных
Важным фактором,
влияющим на качество оказания
лекарственной помощи в
Требования к хранению
некоторых групп лекарственных средств
и изделий медицинского назначения регламентируются
следующими нормативными документами:
• приказом Минздрава России
от 16.07.1997 № 214 «О контроле качества лекарственных
средств, изготовляемых в аптечных организациях
(аптеках)»
• приказом Минздравсоцразвития
РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении
Правил хранения лекарственных средств";
• приказом Минздравсоцразвития
России от 12.11.1997 № 330 «О мерах по улучшению
учета, хранения, выписывания и использования
наркотических средств и психотропных
веществ» (с изм. и доп.);
• приказом Минздрава России
от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого
стандарта «Правила оптовой торговли
лекарственными средствами. Основные
положения»» (с изм. и доп.).
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от действия света
1. ЛС, требующие защиты от действия
света, хранятся в помещениях
или специально оборудованных
местах, обеспечивающих защиту от
естественного и
2. Фармацевтические субстанции, требующие
защиты от действия света,
Для хранения особо чувствительных к свету фармацевтических субстанций (нитрат серебра, прозерин) стеклянную тару оклеивают черной светонепроницаемой бумагой.
3. Лекарственные препараты для
медицинского применения, требующие
защиты от действия света,
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия влаги
1. Фармацевтические субстанции, требующие
защиты от воздействия влаги,
следует хранить в прохладном
месте при температуре до +15 град.
C (далее - прохладное место), в
плотно укупоренной таре из
материалов, непроницаемых для паров
воды (стекла, металла, алюминиевой
фольги, толстостенной пластмассовой
таре) или в первичной и вторичной
(потребительской) упаковке
2. Фармацевтические субстанции
с выраженными
3. Во избежание порчи и потери
качества следует организовать
хранение ЛС в соответствии
с требованиями, нанесенными в
виде предупреждающих надписей
на вторичной (потребительской)
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от улетучивания и высыхания
1. Фармацевтические субстанции, требующие
защиты от улетучивания и
Информация о работе Организация работы аптеки готовых лекарственных средств