Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемые в российской и зарубежной экономической практике;
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия;
3) выявить пути оптимизации ценовой политики предприятия.
4) Исследовать состав и структуру основных фондов предприятия;
5) Разобрать состав и структуру оборотных средств предприятия;
6) Рассмотреть персонал предприятия и оплату труд;
7) Проанализировать состав затрат на производство продукции;
8) Рассмотреть формирование финансовых результатов;
9) Проанализировать показатели эффективности производственной деятельности;
10) Рассмотреть построение точки безубыточности.

Содержание

Введение 3
I. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования 5
1. Понятие, сущность и функции ценовой политики предприятия 5
1.1. Сущность и функции цены как экономической категории 5
1.2. Подходы к ценообразованию 6
1.3. Понятие и виды ценовых стратегий 9
2. Особенности ценообразования в современных российских предприятиях 11
3. Особенности ценообразования на мировом рынке 13
II. Формирование основных показателей деятельности предприятия 17
2.1 Состав и структура основных фондов 17
2.2 Состав и структура оборотных средств предприятия 20
2.3 Кадры предприятия и оплата труда 23
2.4 Состав затрат на производство продукции 30
2.5 Формирование финансовых результатов 31
2.6 Показатели эффективности производственной деятельности 34
2.7 Построение точки безубыточности и расчет срока окупаемости инвестиций 36
Заключение 40
Библиографический список 42

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 364.92 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

 

 

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Курсовая  работа по дисциплине: «Экономика фирмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 51а

Герингер  О.И.

Руководитель:

доцент  кафедры «Экономика»,

к. э. н. Севостьянова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Оглавление

Введение 3

I. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования 5

1. Понятие, сущность и функции ценовой политики предприятия 5

1.1. Сущность и функции цены как экономической категории 5

1.2. Подходы к ценообразованию 6

1.3. Понятие и виды ценовых стратегий 9

2. Особенности ценообразования в современных российских предприятиях 11

3. Особенности ценообразования на мировом рынке 13

II. Формирование основных показателей деятельности предприятия 17

2.1 Состав и структура основных фондов 17

2.2 Состав и структура оборотных средств предприятия 20

2.3 Кадры предприятия и оплата труда 23

2.4 Состав затрат на производство продукции 30

2.5 Формирование финансовых результатов 31

2.6 Показатели эффективности производственной деятельности 34

2.7 Построение точки безубыточности и расчет срока окупаемости инвестиций 36

Заключение 40

Библиографический список 42

 

 

Введение

 

Вопросы стратегии и тактики  принятия ценовых решений постоянно  занимают умы менеджеров западных и  отечественных промышленных фирм, ведущих  производительную деятельность. Ценообразование  представляет собой второй уровень  сложности по сравнению с внутренним ценообразованием за счет дополнительных внешних факторов и связанной  с ними большей неопределенности при установлении цен.

Введение ценовой политики, разработка ценовых стратегий, их практическая реализация - проблема не только исключительно  сложная, но и «тонкая». Ее решение  требует знания обстановки на рынке, высокой квалификации лиц, принимающих  решение, творческого подхода, интуиции. При установлении цен следует  не только знать их нижний и верхний  пределы, за границами которых их применение экономически неоправданно или психологически вредно, но и  гибко маневрировать ценами в  этих пределах, учитывая все факторы, причем так, чтобы в каждый отрезок  времени эти цены были оптимальными для продавца и потребителя.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко  оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие  ошибки: ценообразование чрезмерно  ориентировано на издержки; цены слабо  приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются  по различным вариантам товара и  сегментам рынка и другие. В  ряде случаев эти ошибки ведут  к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда  цены определялись директивно или только на основе издержек.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие  на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности  производства, влияют на распределение  и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень  населения.

Актуальность темы работы заключается  в том, что в современных условиях цена и ценовая политика выступают  одной из основных составляющих маркетинга фирмы и требуют тщательного  изучения.

Сущность целенаправленной ценовой  политики заключается в том, чтобы  устанавливать такие цены на производимые товары, чтобы добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все свои стратегические и тактические  задачи. Это определяет актуальность избранной темы исследования.

На ценообразование в России наряду с влиянием правительства  воздействует большое количество различных  факторов, в основном финансового  порядка. Многое зависит от состояния  государственных финансов и государственного бюджета, политики Центрального Банка  России. Огромное значение имеет состояние  денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности формирования ценообразования в экономике зависят от финансового состояния мирового рынка.

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемые в российской и зарубежной экономической практике;

2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия;

3) выявить пути оптимизации ценовой политики предприятия.

4) Исследовать состав и структуру  основных фондов предприятия;

5) Разобрать состав и структуру  оборотных средств предприятия;

6) Рассмотреть персонал предприятия  и оплату труда;

7) Проанализировать состав затрат  на производство продукции;

8) Рассмотреть формирование финансовых  результатов;

9) Проанализировать показатели  эффективности производственной  деятельности;

10) Рассмотреть построение точки  безубыточности.

Информационной базой послужили  учебная литература и экономические  журналы.

 Работа состоит из введения, двух глав, и заключения, общим объемом 42 страниц.

 

 

 

 

 

 

  1. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования

  1. Понятие, сущность и функции ценовой политики предприятия

 

    1. Сущность и функции цены как экономической категории

В обычном понимании цена - это денежное выражение стоимости товара. Ценообразование является важнейшим элементом деятельности любой фирмы. Ee значение определяется следующими факторами.

Важным  является отношение потребителей к  цене, так как роль неценовых факторов на принятие решения о покупке  зачастую наименее существенна по сравнению  с влиянием цены [1].

Действующие в экономике цены взаимосвязаны  и образуют динамичную систему, состоящую  из ряда взаимозависимых и взаимодействующих  блоков [2]:

- оптовые  цены;

- цены  на строительную продукцию;

- закупочные  цены (сельскохозяйственные);

- розничные  цены;

- тарифы  транспортам связи.

Изменение цен в одном из этих основных блоков приводит к изменению цен в  других блоках.

Цены  классифицируют:

- В зависимости  от обслуживаемых ими отраслей  и сфер экономики.

- В зависимости  от территории действия.

- В зависимости  от порядка возмещения потребителем  транспортных расходов по доставке  грузов.

- По степени  свободы от воздействия государства  при их определении.

- В зависимости  от степени новизны товара.

- По признаку  обслуживания внешнеторгового оборота.

- По признаку  использования в учете и статистике.

Обычно  товары потребительского назначения проходят три стадии товародвижения:

- предприятие  - оптовая торговля;

- оптовая  торговля - розничная торговля;

- розничная  торговля - потребители.

Соответственно  этим стадиям товародвижения выделяют три основных вида цен:

- Оптовая  цена (отпускная цена) предприятия  - цена, с которой товар выходит  с предприятия. Она складывается  из себестоимости продукции и  содержит прибыль предприятия.

- Оптовая  цена промышленности (торговли) - это  цена, по которой оптовые фирмы  продают товары предприятиям  мелкооптовой и розничной торговли.

- Розничная  цена - это цена, по которой товар  приходит к конечному потребителю.

Оптовая цена - это цена, по которой реализуется  и закупается продукция предприятий  в порядке оптового товарооборота.

К методам  расчета цены с ориентацией на конкуренцию относятся:

- определение  цены путем следования за розничными  ценами;

- следование  за ценами фирмы-лидера;

- использование  первичных, принятых на данном  рынке цен;

-установление  престижных цен;

- состязательный  метод (аукционный), применяемый  на рынках.

Существует  ряд методов установления исходной цены на товар:

  1. затратный (к издержкам производства добавляется фиксированный процент прибыли);
  2. агрегатный (цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара);
  3. с ориентацией на спрос;
  4. на основе анализа безубыточности производства и обеспечения целевой прибыли;
  5. с ориентацией на конкуренцию;
  6. ассортиментное ценообразование.

Таким образом  фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Изучив их, фирма решает вопрос о собственном ценообразовании: если ее товар аналогичен товарам основного конкурента, то она должна назначить цену, близкую к цене товара-конкурента, во избежание потери сбыта; если качество ее товаров выше, чем аналогичных товаров конкурентов, то целесообразно и цены назначать выше; если качество ниже, то и цены должны быть ниже, чем у конкурентов.

 

    1. Подходы к ценообразованию

 

Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе  скажется на уровне спроса на товар. Зависимость  между ценой и сложившимся  в результате этого уровнем спроса представлена всем известной кривой спроса [3]. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение определенного периода времени по различным ценам. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости (чем выше цена, тем ниже спрос). Однако в случаях с престижным товаром кривая спроса может иметь положительный наклон (когда потребители считают высокую цену показателем высокого качества), но при установлении слишком высокой цены объем продаж может снова снизиться (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Зависимость объема продаж от цены

 

С точки  зрения потребителя, цена продукта (или  услуг) представляется ничем иным, как  интерпретацией продавца, выраженной в денежной форме. Наконец, потребитель  рассматривает цену товара как "приемлемую" (равную его собственному представлению  о стоимости товара в рублях или  другой валюте) или отмечает, что  она выше или ниже "приемлемой". Если покупатели считают, что цена слишком  высока, то они сопротивляются покупке  товара. Если цена кажется им низкой, то покупка рассматривается как  выгодная (хотя низкая цена может заставить  покупателя засомневаться в качестве товара).

Что же важно  учитывать при формировании цен? Какой должна быть исходная цена товара, и как изменить первоначальную цену, чтобы получить прибыль и увеличить  долю реализации своей продукции  на рынке?

Используются  разные подходы, которые диктуются  общей стратегией.

Рассмотрим  основные из этих подходов.

Рисунок 1.2 - Факторы, влияющие на установление цен

 

Специфика подхода к установлению цены на товар  или услугу есть и в ценовой  политике предприятия, в том, что  потребитель твердо уверен в своей  фирме. Скажем, предприятие торгует  дешевой продукцией. Оно не будет  резко повышать цену на новый товар, а если и введет его на рынок, то цена окажется вполне приемлемой. Это  стало возможным при регулировании  цен со стороны государства. В странах с развитой экономикой государство стремится ограничить монопольно высокие цены и принимает различные антимонопольные законы.

 

Рисунок 1.3 - Воздействие правительства на принятие решений по ценам [4]

Процесс разработки стратегии ценообразования  показан на рис. 1.4

 

Рисунок 1.4 - Разработка стратегии ценообразования

 

Напротив, на рынке топливно-сырьевых товаров  цены больше зависят от циклических, общехозяйственных и конъюнктурных  колебаний, а также спекулятивных  тенденций. Поэтому подъемы и  спады в экономике всегда сопровождаются чувствительной ценовой реакцией добывающих отраслей [5, с.236].

В немалой  степени цена зависит и от фазы жизненного цикла товара. Так, по машинам  и оборудованию на этапе зарождения жизненного цикла используют обычно максимальную, но эластичную цену.

На рис. 1.5 показана концепция принятия решений  по ценообразованию.

 

Рисунок 1.5 - Концепция принятия решений по ценообразованию [6, с.48].

Информация о работе Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования