Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:02, реферат
Качество продукции (товаров) - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты оценки качества товара. 4
1.1 Понятие и качество товара 4
1.2 Методы оценки качества 7
1.3 Последовательность оценки уровня качества 12
Глава 2 Проблема и необходимость оценки качества в современных условиях 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Срок действия базового образца определенного вида товаров устанавливается ведущей организацией по данному виду товаров (продукции) в зависимости от специфики оцениваемого товара (продукции) с учетом потребности в том товаре (продукции) народного хозяйства Российской Федерации, длительности периода ее разработки, изготовления и эксплуатации или конечного потребления, а также планируемого срока замены моделей данного вида товара (продукции) на внутреннем и внешнем рынках Российской Федерации.
1. Дифференциальный метод
оценки уровня качества товара
(продукции) - это метод оценки
качества продукции,
2. Комплексный метод оценки уровня качества продукции - это метод оценки уровня качества товара, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов товара При этом количество рассматриваемых единичных показателей устанавливается требованиями нормативных документов - стандартами номенклатуры показателей качества. Оценка уровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием в качестве коэффициентов весомости: технико-экономических показателей; средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.
3) Смешенный метод оценки
уровня качества товара - это метод
основанный на совместном
Для выражения превосходной степени в сравнительном или в количественном смысле при проведении технических оценок термин "качество" используется в совокупности со следующими качественными прилагательными:
относительное качество - это ситуация, когда объекты оценки (продукция, товары) классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле (данное понятие не следует путать с градацией);
уровень качества - данное прилагательное (как и сам показатель - уровень качества) используется при количественной статистической оценке;
мера качества - данное выражение используется в том случае, когда проводятся точные технические оценки товаров (некоторых видов продукции).
Согласно ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, - комплексную оценку потребительских свойств и уровня качества товаров проводят по следующим этапам:
1. Определение номенклатуры
показателей качества
2. Определение коэффициентов
весомостей показателей
А) Использование в качестве
коэффициентов весомости
Б). Использование в качестве
коэффициентов весомости
В). Использование в качестве
коэффициентов весомости
3. Выбор базовых показателей
свойств товара для сравнения
их со свойствами реально
4. Измерение показателей
качества товара и приведение
их к сопоставимому виду (определение
относительных показателей
5. Выбор наиболее удобного
и наиболее практичного метода
оценки свойств товара и
Для управления качеством
продукции и его повышением необходимо
оценить уровень качества. Область
деятельности, связанная с количественной
оценкой качества продукции, называется
квалиметрией. Оценка уровня и качества
продукции является основой для
выработки необходимых
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции (схема 1.1., прил.3).
По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей:
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.
Показатели надежности. Надежность
- это свойство изделия (объекта) сохранять
во времени в установленных
Безотказность - свойство объекта
непрерывно сохранять работоспособное
состояние в течение некоторого
времени или некоторые
Долговечность - свойство изделия
сохранять работоспособное
Ремонтопригодность - свойство
изделия, заключающееся в
Сохраняемость - свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе "человек - изделие - среда использования".
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
Показатели технологичности
характеризуют свойства продукции,
обусловливающие оптимальное
Показатели
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
Патентно-правовые показатели
характеризуют степень
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
Показатели безопасности
характеризуют особенности
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции.
Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции.
Технический уровень - относительная
характеристика технического совершенства
продукции - совокупности наиболее существенных
свойств, определяющих ее качество и
характеризующих научно-
Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.
Базовый образец - это образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.
В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:
превосходит мировой уровень;
соответствует мировому уровню;
уступает мировому уровню.
Результаты оценки используют
при разработке новой (модернизированной)
продукции: обоснований, требований, закладываемых
в техническое задание и
Глава 2 Проблема и необходимость оценки качества в современных условиях
В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень», основу.
Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно- экономическим мерам управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.
Проблема повышения качества –одна
из главных задач развития экономики
нашей страны. В последние годы
во всех передовых в техническом
отношении странах отмечается растущий
интерес к повышению качества
продукции. Основными проблемами, стоящими
перед отечественными производителями
в направлении