Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
На рисунке 1.1 представлена система управления качеством продукции в концентрированном виде.
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2.Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое
4. Подготовка и разработка
5. Производство продукции.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение, транспортировка продукции.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и
11. Утилизация после испытаний.
Рис. 1.1. Управление качеством продукции [7, с. 79]
Здесь прежде всего выделены политика предприятия в области качества и собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение управления качеством на основе оперативной информации.
Политика в области качества формируется внешним руководством предприятия. Она может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели. Она предусматривает:
Система качества создается внутренним руководством как средство реализации политики предприятия в области качества.
По международным стандартам ИСО серии 9000 система качества — это совокупность организационной структуры, методик процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, то есть это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение его в рамках системы качества.
Система качества продукции разрабатывается с учетом следующих принципов:
Ориентация на потребителя означает, что понимание качества продукции на предприятии совпадает с пониманием качества потребителем.
Продуктовый подход предполагает, что система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции.
Обеспечение качества означает создание условий для выпуска продукции определенного уровня качества. Управление качеством в международном стандарте ИСО определяется как совокупность методов и видов деятельности оперативного характера, используемых для выполнения требований к качеству. Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на совершенствование потребительских характеристик продукции, повышение технического уровня продукции, которое реализуется с помощью инноваций.
Для предупреждения проблем система качества должна обеспечить: предотвращение дефектов и несоответствие качества продукции требованиям заказчика или потребителя; обнаружение дефекта продукции, если он случился; недопущение дефектной продукции потребителю; постоянное и систематическое повышение качества продукции, элементов производства и самой системы качества в комплексе. Важным мероприятием в повышении качества продукции и эффективности производства является введение системы сертификации – подтверждения соответствия фактических характеристик продукции требованиям стандартов.
Согласно идеологии, принятой в стандартах ИСО серии 9000, организация работ в системе управления качеством должна обеспечивать все необходимые условия выполнения этапов «петли качества» последовательно, в запланированные сроки и с высокой эффективностью.
Роль функции маркетинга в системе управления качеством заключается в поисках и выборе целевого рынка, установлении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска оптимального количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей: по качеству, цене, срокам поставки.
Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителями, что позволяет своевременно принимать необходимые решения в области управления качеством.
Международные стандарты ИСО – 9000 устанавливают степень ответственности руководства предприятия (фирмы) за качество. Руководство отвечает за разработку политики в области качества, создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально.
Назначение этапа «
Организация разработки изделия должна обеспечивать отработку проекта на технологичность основного производства, контролируемость всех необходимых параметров, ремонтопригодность, возможность технического обслуживания.
Выделяют следующие критерии обеспечения качества при проектировании и разработке:
На этапе материально-технического снабжения разрабатывается долгосрочная программа действий по повышению качества сырья, материалов, комплектующих изделий. Программа должна предусматривать целенаправленную работу с поставщиками в интересах предприятий – потребителей их продукции
Отметим следующие критерии обеспечения
качества продукции при материально-
На этапе подготовки и разработки производственных процессов должен быть обеспечен принцип комплексности, предусматривающий готовность предприятия к моменту производства. Предприятие должно располагать необходимыми технологическими процессами на всех стадиях производства; различными видами технологического оборудования, транспортных средств, тары и упаковочных материалов; различными видами технологической оснастки и инструмента; договорами на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий, вспомогательных материалов; средствами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и др.; работниками (ИТР, рабочими, контролерами, наладчиками оборудования и др.) основного, вспомогательного и обслуживающего производств; технически обоснованными нормами времени на производство работ; системами идентификации продукции и факторами производственного процесса на всех этапах производства.
На этапе производства объектами управления, проверки и оценки должны быть все элементы производственных процессов: технологическое оборудование, технологическая оснастка, рабочий инструмент, средства измерения и контроля, технологические процессы, кадры, материалы и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, нормативно-техническая документация, энергоресурсы, окружающая среда, программное обеспечение, организация работы с дефектной продукцией и др.
По каждому из перечисленных элементов должны быть, по крайней мере, четкие представления о их наличии, соответствии стандартам и состоянии. Сами же требования к большинству элементов связаны с отраслевой спецификой и должны быть тщательно сформулированы на каждом предприятии.
На этапе контроля, проведения испытаний и обследований система должна обеспечивать возможность выявления любых дефектов. С целью обнаружения дефектов на более ранних стадиях и обеспечения более полного контроля целесообразно развивать самоконтроль, применять средства автоматизированного контроля, встраивая их в технологические процессы.
В системе контроля качества должен быть обеспечен оперативный анализ информации о несоответствующей (дефектной) продукции, дефектах и их причинах, а также анализ накапливаемой информации о несоответствующей продукции, дефектах и их причинах.
Необходимо иметь целостный проект системы учета, накопления, анализа информации и принятия решения (корректирующих мер) по устранению дефектов и их причин. Выявление несоответствующей продукции включает следующие этапы: